Братские школы и их роль в развитии культуры


                                              Индекс группа: 3-99 БУБ № 2170
                                            Фамилия, имя, отчество студента:
                                                    Пушкина Арина Николаевна
                                                             Домашний адрес:
                                г. Киев, ул. Энтузиастов, дом  11/1, кв. 91.



                              КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                               по дисциплине:
                     «УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА»

                                  тема № 10
               «Братские школы и их роль в развитии культуры»


                                                           Методист деканату
                                                 Дайнюк Татьяна Владимировна



                              г. Киев 1999 год

                                    План:
|Вступление.                                                       |ст.3  |
|Борьба между православием и католицизмом XIV – XVI ст. Последствия|ст.3  |
|отказа украинской знати от православия                            |      |
|Возрождение православия и культуры Украины. Константин Острозкий и|ст.5  |
|Острозкая академия.                                               |      |
|Роль Братств и Братских школ в возрождении православия и культуры |ст. 6 |
|Украины.                                                          |      |
|Вывод.                                                            |cт. 10|



                                      2
                Братские школы и их роль в развитии культуры.

      Борьба за сохранение культурной  самобытности  давно  стала  одной  из
основных тем в истории украинцев. Постоянно находясь под властью  чужеземных
государств, они неоднократно испытывали попытки  ассимиляции  господствующей
культурой.
      XIV - XVI ст., со времен существования Киевской Руси,  времена,  когда
Украина  находилась  под   Литовско-польской   властью   Основным   вопросом
культурной жизни Украины в эти времена,  был национальной вопрос.  Он  влиял
на всю политическую, социальную, экономическую и в первую  очередь  духовную
жизнь народа.   В Большом Княжестве Литовском «русский  элемент»  (не  чисто
украинский,  так  как  наравне   с   ним   выступал   и   белорусский)   был
господствующим по  отношению  к  языку  и  церкви  включительно.  Вследствие
постепенной победы Польши с  ее  развитой  культурой,  вносился  и  польский
элемент, и между этими различными элементами началась борьба,  борьба  между
православием и католицизмом (в то время для  всех  европейцев  религия  была
основным идеологическим вопросом), она возложила начало первой в  украинской
истории большой идеологической дискуссии.
      Православие в эти времена по-прежнему оставалось  синонимом  культуры.
Его роль в украинском обществе  возрастала  (из-за  отсутствия  собственного
государства церковь служила для украинцев  единым  институтом  выражения  их
самобытности). Однако как раз тогда, когда ощущалась потребность  в  сильной
и вдохновляющей  православной  церкви,  она  попала  в  состояние  глубокого
упадка.
      Навязывание  католической  веры  на  Украине  имело   катастрофические
последствия, первой сдалась украинская знать, как и каждая знать,  она  была
чувствительной к собственному социальному статусу, и связь с религией и
                                      3
культурой (а  православие   считались  неполноценным)  глубоко  поражала  ее
самолюбие. Вследствие этого украинские аристократы стали массово  отрекаться
от веры отцов и принимать католицизм, а с ним польский язык и культуру.
      В 1610 г.  в  преисполненному  скорби  трактате  «Тренос»,  или  «Плач
Святой Восточной Церкви» ведущий представитель православия оплакивал  потерю
ее  самых  знатных  родов:  «Где  в  данное   время   бесценные   бриллианты
православной  короны,  прославленные  роды  князей  –  Острозкие,   Слуцкие,
Збаражские, Заславские, Пронские, Горские ….. Где в  данное  время  те,  что
окружали  их...  благородные,  славные,  отважные,  сильные  и  давние  дома
народа, что на весь мир славился престижем, могуществом и отвагой?» За  этим
риторическим вопросом стоял общеизвестный факт перехода  всех  этих  славных
магнатских родов к лагерю католиков-поляков.
      Тяжело  преувеличить  те  серьезные  последствия,  которые  имела  для
украинцев потеря собственной элиты. В  обществах,  которые  положили  начало
современной Европы, с  их  иерархическим  строением,  народ  без  знати  все
равно, что тело без головы. Это означало, что Украина утратила  этот  класс,
который обычно осуществлял  политическое  руководство,  ставил  определенные
политические цели, оказывал содействие культуре и  образованию,  поддерживал
церковь  и  давал  ощущения  этнополитической   самобытности   общества.   С
распространением католицизма среди украинской знати,  православие,  а  также
украинский язык  и  обычаи  связывались,  прежде  всего,  с  низшими  слоями
населения. Они  стали  в  глазах  католиков  предметом  презрения.   Поэтому
честолюбивые  и  одаренные  молодые  украинцы  были  постоянно   вынужденные
выбирать между преданностью собственному  народу  и  традициям  и  жизнью  в
господствующем обществе и его культуре,  чаще  преимущество  предоставлялось
последнему. Вследствие  этого  важной  проблемой  украинской  истории  стала
проблема верхушки украинского
                                      4
общества или, правильнее сказать, - ее отсутствие.
        Несмотря  на  свою  слабость,  православие  смогло   принять   вызов
католицизма. Борясь с врагом его же методами, небольшая  горстка  украинских
магнатов, которые оставались преданными  давний  вере,  основывали  в  своих
владениях православные школы и типографии. Есть свидетельство о том,  что  в
1570 г. князь Юрий Слуцкий основал на  территории  своих  владений  школу  и
типографию.  Поступала  также  поддержка  и  от  энергичного  князя   Андрея
Курбского, беглеца  с  Москвы,  в  1570-х  годах  он  поселился  на  Волыни,
посвятив себя обороне православия.
                                  Но   самым   великим   и    общепризнанным
                            покровителем     православной    церкви     был
                            «некоронованный   король   Украины»   -   князь
                            Константин  Острозкий, один из наибогатейших  и
                            мощнейших  магнатов.   В  1578  г.,  не   жалея
                            средств,  Константин  Острозкий  основывает   в
                            своем  имении  типографию,  которой   руководит
                            непоседливый  путешественник  Иван  Федоров.  В
                            1581  г.  появляется  лучшая  ее  публикация  -
                            усердно отредактированная Острозкая Библия.
Это  была  первая  полная  Библия,   печатанная  славянским  языком.   Князь
Острозкий также основал школы главной целью этих  школ  являлась  подготовка
духовенства, способного с успехом вести борьбу с  католическим  духовенством
и парализовать его влияние  на  молодежь.  В  1570-их  годах  основал  князь
Острозкий в Острозе, своей  резиденции,  первую  в  Украине  высокую  школу,
известную под названием Острозкой академии.
       На первых порах князь пригласил преподавателями просвещенных  греков.
Со временем стали преподавать их самые одаренные украинские
                                      5
ученики. По программе обучения академия  стояла  наравне  с  самыми  лучшими
иезуитскими коллегиями. Программа включала изучение греческого,  латинского,
церковнославянского языков, а также  «семь  свободных  наук»,  куда  входили
грамматика,   риторика,   диалектики    (искусства   диспута),   арифметика,
геометрия, музыка и астрономия.
      Со временем Острозкий  центр  науки  начал  привлекать  к  себе  таких
интеллектуалов,  как  шляхтич  Герасим  Смотрицкий  (что  служил  ректором),
священник Демьян Наливайко, монах Василий  Суразкий  (выпускник  итальянских
университетов). Среди чужестранцев,  связанных  с  академией,  были  Кшиштоф
Казимирский, профессор астрономии из Кракова Ян Лятош  и  высокообразованный
Кирилл Лукарис, который со  временем  стал  патриархом  константинопольским.
Воодушевленный  влиянием  этой   культурной   ячейки,   один    православный
современник писал: «И снова, как солнце,  засияла  наша  православная  вера,
просвещенные  мужи  возвратились  к  Божьей  церкви  и  множатся  печатанные
книги».
      В те времена Острозкая академия продемонстрировала всему миру  на  что
был способен  украинский  народ,  не  имея  финансовой  поддержки  и  мощной
научной базы,  они  создавали  великолепные  труды  и  совершали  гениальные
открытия.  К  большому  сожалению,   когда  в  1608  г.    умер   Константин
Острозкий, его внучка Анна, фанатичная католичка, тут же  передала  академию
иезуитам.

      К счастью для православия, покровителями его высокой культуры были  не
только магнаты старинных родов. Даже лишенное собственной  элиты  украинское
общество было чересчур  большим   и  чересчур  глубоко  пронизано  народными
традициями,  что  не  могло   не  породить  защитников   своей   религиозно-
культурной самобытности. Именно  в городах,  где  украинцы  представляли  из
себя стесненное, но тесно сплоченное
                                      6
меньшинство,  и  появились  новые  поборники  православия.  В   отличие   от
одиночек,  подобных  князю  Острозкому,  это  были  группы  мещан,   которые
объединялись в так званые Братства.
      Историки  предполагают,  что  братства   возникли   еще   во   времена
средневековья для того, чтобы содержать церкви, поставляя им  свечки,  иконы
и  книги.  Это  были  современные   организованные   общества,   в   которых
предусматривались ежегодные выборы старших, главою братства мог быть  только
самый  достойный  его  член.  Братства  проводили  обязательные  ежемесячные
сборы, платили взносы и решали спорные вопросы на  общинных  судах.  Большое
значение братства предавали воспитанию  и  формированию  моральных  качеств.
Среди членов  братства  не  допускались  ссоры   и  пьянки,  для  всех  было
обязательно  придерживаться  правил   поведения,   уважение   к   старейшим,
честность и любезность. Благотворительность была  нормой  жизни,  и  поэтому
братства быстро завоевали уважение и популярность в народе,  они  заботились
о   вдовах  и  сиротах  своих  умерших  членов,  поддерживали   больницы   и
предоставляли  своим  членам  беспроцентные  ссуды.    Братства   решительно
выступали против патроната, против польско-католической  пропаганды,  против
национальных и  религиозных  ограничений  украинцев,  против  анти-моральной
жизни духовенства. Такое «вмешательство» мещан -  «скорняков  и  кожемяк»  в
жизнь светский людей и в церковные дела вызывало  недовольства  епископов  и
руководящих органов.
      В XVI ст. самым сильным и  влиятельным  было  братство  при  Успенском
соборе в городе Львове. Оно служило образцом  для  других  братств,  которые
возникали на Галичине, Рогатине,  Ярославе,  в Луцке и Киеве и  др.  Большим
уважением пользовалась  Львовская  школа,  которая  имела  своих  выдающихся
учителей  и  ученых  из  людей  местных  и  приезжих.  Греков,  как  Арсений
архиепископ, Стефан Куколь, или по-книжному
                                      7
             перекрещенный  на   Зизания,   его   брат   Лаврентий,   Кирилл
                           Транквилион  –  Ставровецкий  -  все   выдающиеся
                           ученые и писатели, Иван  Борецкий,  в  дальнейшем
                           киевский митрополит и др. Успехи львовской школы,
                           которая имела была школой высшей,  как  и   школа
                           Острозкая, очень радовали гражданское население и
                           давала пример  к основанию в других городам таких
                           же школ, или школ которые бы служили  ступенью  к
                           школе  львовской.   Иные  братства  обращались  к
                           львовянам  с  просьбами  о  командировке  к   ним
                           Львовских учителей для обучения и передачи  опыта
                           работы,  Львовских  проповедников  с  книгами   и
                           учебниками.
      С  точки  зрения  социального  состава  братства  объединяли   простые
торговцы  и  ремесленники.  По  мере  возрастания  их  влияния  к  братствам
присоединялись и зажиточные  купцы.  Тем  не  менее  в  некоторых  братствах
преобладали  совсем  иные  слои  общества.  К  примеру,  большинство  членов
Луцкого  братства   представляла  шляхта,   а   Киевского   -   духовенство.
Заслуживает внимания и уважения то, что в обществе с  глубоким  разделом  на
классы,  братства принимали к себя православных со  всех  социальных  слоев.
И хотя по количеству членов  они  были  небольшими  (Львовское  братство  не
превышало ЗО членов, ибо как раз столько украинских семей  имели  разрешение
проживать  в  городе,  в  Луцке  братство  насчитывало  15  членов)   однако
деятельность этих небольших организаций была чрезвычайно эффективной.
      Уже с первых шагов братства поняли, что образование – наилучшие оружие
для защиты своей веры. Поэтому одной из самых важных забот было
                                      8
школьное дело. В конце  XVI  ст.   Братства  начали  основывать  собственные
школы, нанимали преподавателей  преимущественно  из  местного  образованного
населения. Сохранился «Порядок школы», которым  руководствовались   братские
школы Украины и согласно которому учитель, или «дидаскал»  должен  был  быть
«божеский, скромный, не гневным, не сквернослов, не колдун,  не  баснописец,
не приверженец ереси а подспорье благочестия, что представляет  собой  образ
добра в всему». Воспитывать детей он должен так, чтобы «не  остался  виновен
ни за одного Богу Вседержителю,  и  потом  отцам  их,  и  ему  самому».  Для
учителя все ученики должны быть равными, дети богатых и «сироты  убогие»,  и
те, что «по улице ходят подаяния просят». Этот труд свидетельствует,  о  том
с какими мыслями основывали школу  львовские  мещане  XVI  ст.,  как  высоко
ценили они задачи учителя.  Из-за  такой  большой  ответственности,  которая
лежала  на  преподавателях,  эти  правила  поощряли  их  «хорошо   учить   и
наказывать непослушных не как тиран, а для науки».
      В начале XVII ст. многочисленные братские школы  существовали  уже  по
весь Украине. В братских школах  обучались  дети  всех  слоев  населения,  а
также и сироты. Существовали братские школы  за  счет  взносов  и  небольшой
платы за обучение, дети бедняков и сироты учились бесплатно.
      Одной из  важнейших видов  деятельности  Львовского  братства,  помимо
школы, было книгопечатание. Когда во Львов приехал  Иван  Федоров,  братство
помогло ему основать типографию. В 1574  г.  появляется  его  первая  книжка
«Апостол».  Это  была  выдающееся  событие,  которое   ознаменовала   начало
книгопечатания на Украине. Купив типографию Львовское  братство,  превратило
город в центр православного книгопечатания.


                                      9
      Распространение  школ  и   печати   разбудило   прежде   пассивных   и
консервативных  украинцев.  Сотни  воспитанников  школ,  пронизанных   духом
национальных традиций,  а  также  осведомленных  западноевропейской  наукой,
становились странствующими учителями, расходились  по  городам  и  селам   в
поисках заработка. Кроме современных знаний, они несли чувство  собственного
достоинства и  непримиримости.  Вместо  того  чтобы  переходить  в  польский
католицизм, они с возрастающей решительностью стали
уничтожать  религиозные традиции, которые отличали их от  поляков.  Примером
этих новых явлений в духовной жизни Украины  было  сопротивление  Львовского
братства попыткам польских католиков навязать григорианский календарь.
      Без сомнения, все эти изменения были результатом деятельности  Братств
и братских школ, все это позволило украинскому народу, в условиях  Литовско-
польской  власти  и  навязывания  католической  культуры  ,  сохранить  свои
исконные традиции, самобытную культуру,  чувство  собственного  достоинства.
Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной  системы
Украины, как например  Киево-Могилянская  академия,  которая  была  основана
путем слияния двух школ - братской  школы  и  школы  П.  Могилы  при  Киево-
Печерской лавре.



                                     10


      Список используемой литературы:
     1. Михаил Грушевский «Иллюстрированная история Украины»,
      копия 1913г.
     2. Орест Субтелный «История Украины», 1991г.
     3. Наталия Полонско-Василенко «История Украины», 1995г.
     4. Владимир Бокань, Леонтий Полевый «История культуры  Украины»,  1998
        г.



                                     11
                           -----------------------
Церковь львовского братства, построена в конце XVI ст.

Константин Иванович Острозкий.