Гостиница Метрополь



    Индивидуальное задание по культурологии тема: «Гостиница Метрополь»
    «Москва» энциклопедия, Москва «совецкая энциклопедия» 1980г.
    И. Л. Бусева-Давыдова, «Москва архитектурный путеводитель», Стройиздат
    1997 г



        «Метрополь» – это 5-этажное 404 номера (659 мест). Построена в 1899-
      1903 по проекту архитектора В. Ф. Валькотта, внутреннее оформление
      архитекторов А. Э. Эрихсона, В.А. Веснина и др., на фронтоне
      керамическое панно «Принцесса Греза» по рисунку М. А. Врубеля.
        Проектирование этого гигантского культурного полифункционального
      центра и гостиничного комплекса было начато на основании контракта
      Санкт-Петербугского страхового общества с Северным домостроительным
      обществом, руководимым С. Мамонтовым. В 1898 г. архитектор Л. Кекушев
      разработал планировку будущего комплекса, включившего в себя ранее
      существовавшие на этом месте дома П. Челышева. В январе 1899 г. был
      объявлен специальный международный конкурс на фасад «Метрополя»,
      собравший 20 участников. Удостоенный первой премии проект Л. Кекушева,
      однако, полностью осуществлен не был, к строительству был принят
      проект шотландца В. Валькотта, получившего лишь четвертое место.
      Однако его нельзя считать единоличным автором фасадов, так как С.
      Мамонтов, неутомимый многих художественных начинаний конца XIX- начала
      XX в., активно повлиял на их формирование. Вариант Валькотта легче
      было дополнять разнообразными произведениями скульптуры и декаративно-
      прикладного искусства, которые хотел поместить здесь Мамонтов, -
      страстный пропагандист творчества своих друзей М. А. Врубеля, А. Я.
      Головина, П. Ваулина и др., а также продукцией его любимого
      художественного детища – Абрамцевской керамической мастерской. В
      комплекс по инициативе Мамонтова помимо Зимнего сада, многочисленных
      залов для выставок, маскарадов и танцевальных вечеров, ресторанов
      должен был водить и не осуществленный шести ярусный оперный театр.
      Зрелищная функция нашла иное, более скромное выражение – в 1906 г.
      здесь открыли первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн».
      Если внутренняя отделка помещений не была приведена к единому стилю,
      то фасады гостиницы сыграли роль своеобразного манифеста нового стиля
      модерн не только благодаря новому формально-пластическому
      архитектурному языку, но и благодаря блестяще продемонстрированному
      синтезу искусств, характерному для этого стиля. Самая крупная
      композиция – «Принцесса Греза» М. Врубеля. Привлекают также сюжеты:
      «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и другие,
      исполненные по сюжетам А. Головина. В цело создание «Метрополя» было
      широкомасштабным экспериментом, неотъемлемым от дальнейшего развития
      стиля модерн в России, и шире – русской архитектуры XX в. Это
      подтверждала и майоликовая надпись, опоясывавшая все здание, со
      словами Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то
      замечаешь, что научился кое-чему».