Готическая культура Франции

                         ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ

    ФРАНЦИЯ  - это  государство в Западной Европе. Территория 552 тыс.км2.,
население 50 млн. человек. Столица Франции – город  Париж.  Две  тысячи  лет
назад на месте Парижа был лишь маленький посёлок Лютенция, расположенный  на
острове  Сите,  посередине  реки  Сены.  Франция  высокоразвитая  с  большим
количеством  мировых  культурных  достопримечательностей  страна.  Одним  из
культурных  периодов  развития  Франции  является  –  художественный   стиль
Готика.
    В середине 12 века в городах  Северной  Франции  зародилась  культурное
течение – готика (Готический стиль).
    Слово Готика происходит от названия германского племени готов.


                              Что такое Готика


    Готический стиль -  это  художественный  стиль,  явившийся  завершающим
этапом в развитии средних веков  искусства  стран  Западной,  Центральной  и
частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков).  Термин  «Готика»
введен  в   эпоху   Возрождения   как   уничижительное   обозначение   всего
средневекового искусства,  считавшегося  «варварским».  С  начало  19  века,
когда для искусства был  принят  термин  романский  стиль,  были  ограничены
хронологические рамки Готики, в ней  выделили  раннюю,  зрелую  (высокую)  и
позднюю фазы.
    Готика развивалась в странах, где господствовала католическая  церковь,
и под  её  эгидой  феодально-церковной  основы  сохранялись  в  идеологии  и
культуре  эпохи  Готики.  Готическое  искусство  оставалось  преимущественно
культовым по назначению и религиозным по тематике:  оно  было  соотнесено  с
вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
    Для Готики   характерны  символико  -  аллегорический  тип  мышления  и
условность художественного языка. От романского  стиля  Готика  унаследовала
главенство архитектуры в  системе  искусств  и  традиционные  типы  культур,
зданий. Особое место в искусстве  Готики  занимал  собор  -  высший  образец
синтеза  архитектуры,  скульптуры  и  живописи  (преимущественно  витражей).
Несоизмеримое с человеком  пространство  собора,  вертикализм  его  башен  и
сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры,  многоцветное
сияние витражей оказывали сильное эмоциональное  воздействие на верующих.
    Развитие искусства  Готики  отражало  и  кардинальные    изменения    в
структуре  средневекового  общества:  начало  формирования  централизованных
государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил,  торговых  и
ремесленных,  а  также  придворно-рыцарских   кругов.   По   мере   развития
общественного сознания, ремесла и техники,  ослабевали  устои  средневековых
религиозно-догматических мировоззрений,  расширялись возможности познания  и
эстетического осмысления реального мира;  складывались  новые  архитектурные
типы и тектонической системы. Интенсивно  развивались  градостроительство  и
гражданская архитектура.
    Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания,
укрепления, мосты, колодцы. Главная городская  площадь  часто  обстраивалась
домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в  нижних  этажах.  От
площади расходились главные  улицы, узкие фасады двух-, реже  трёх  -этажных
домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и  набережных.  Города
окружались мощными стенами с богато украшенными  проездными  башнями.  Замки
постепенно  превращались  в  сложные  комплексы   крепостей,   дворцовых   и
культурных  сооружений.  Обычно  в  центре  города,  господствуя   над   его
застройкой, находился  собор, становившийся средоточием городской  жизни.  В
нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты,  разыгрывались
мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился  своего  рода  сводом
знания  (главным  образом  богословского),   символом   Вселенной,   а   его
художественный  строй,  сочетавший  торжественное   величие   со   страстной
динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой  иерархической  системой
их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной  иерархии
и  власти  божественных  сил  над  человеком,  но  и  растущее  самосознание
горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка  колонн)  и  опирающихся
на них стрельчатых арок.  Структура  здания  складывается  из  прямоугольных
ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и  4 арками,
                 План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.

которые  вместе  с  арками-нервюрами  образуют   остов   крестового   свода,
заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.

    Боковой распор свода главного нефа передается с  помощью  опорных  арок
(аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы.    Освобожденные  от  нагрузки
стены  в   промежутках   между   столбами   прорезаются   арочными   окнами.
Нейтрализация   распора   свода   за   счет   вынесения   наружу    основных
конструктивных элементов позволила создать ощущение  лёгкости  и  творческое
величие усилий человеческого коллектива.
    Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине  12
в. и достигла расцвета в первой половине  13в.  Каменные  готические  соборы
получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5  -  нефные
базилики с  поперечным  нефом  -  трансептом  и  полукруговым  обходом  хора
(«деамбула-торием»),  к  которому  примыкают  радиальные   капеллы   («венец
капелл»).  Их  высокий  и  просторный  интерьер  озарен  цветным   мерцанием
витражей. Впечатление неудержимого  движения  ввысь  и  к  алтарю  создается
рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных     стрельчатых  арок,
убыстренным ритмом аркад верхней  галереи  (трифория).  Благодаря  контрасту
высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное  богатство
аспектов, ощущение беспредельности пространства.
    На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-
пластические  декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы  и  т.  д.
Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной  галерее,
рельефы на цоколях и в  тимпанах  порталов,  а  также  на  капителях  колонн
образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят  персонажи
и эпизоды Священного писания,  аллегорические  образы.  Лучшие  произведения
готической пластики -  декор,  статуи  фасадов  соборов  в  Шартре,  Реймсе,
Амьене,  Страсбуре  проникнуты  одухотворённой  красотой,   искренностью   и
благородством.
    На главной   площади  городов  строились  ратуши  с  обильным  декором,
нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене,  1351—1509).  Замки  превращались  в
величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского  дворца
в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
    Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора,  воплотившая
торжество дерзновенной инженерной мысли  человека,    позволила   преодолеть
массивность  романских  построек,   облегчить   стены   и   своды,   создать
динамическое   единство внутреннего пространства.
    В  Готике  происходит  обогащение  и   усложнение   синтеза   искусств,
расширение   системы   сюжетов,   в   которой    отразились    средневековое
представления  о  мире.  Основным  видом  изобразительного,  искусства  была
скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание  и  развитые
пластические формы. Застылость  и  замкнутость  романских  статуй  сменились
подвижностью фигур, их обращением друг к другу  и  к  зрителю.  Со  временем
возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и  чувствам
человека.  Новую  трактовку  получили  темы    материнства,    нравственного
страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
    В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические  аффекты,
возвышенная  духовность  и  социальная  сатира,  фантастический  гротеск   и
фольклорность,  острые  жизненные  наблюдения.  Во  эту  в  эпоху   расцвела
книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло  высокого  подъёма
декоративное, искусство,  связанное  с  высоким  уровнем  развития  цехового
ремесла.
    В поздней Готике, во  Франции,  получили  распространение  скульптурные
алтари в интерьерах, объединяющие  деревянную  раскрашенную  и  позолоченную
скульптуру и  темперную  живопись  на  деревянных   досках.  Сложился  новый
эмоциональный    строй   образов,   отличающийся   драматической    (нередко
экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и  святых.
К  лучшим образцам французского  готического  искусства  принадлежат  мелкая
скульптура из  слоновой  кости,  серебрянные  реликварии,  лиможская  эмаль,
шпалеры и резная мебель.
    Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий
языки пламени  узор  оконных  проёмов  (ц.  Сен-Маклу  в  Руане).  Появились
росписи на светские сюжеты (в папском  дворце  в  Авиньоне,  14—15  вв.).  В
миниатюрах (гл. обр.  часословах)  наметилось  стремление  к  одухотворённой
человечности  образов,  к  передаче  пространства  и  объёма.   Воздвигались
светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые  и  складские  здания,
танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге,  Магдебурге,  Наумбубге)
отличают  жизненная  конкретность   и   монументальность   образов,   мощная
пластическая  экспрессия.  Части  храмов   украшались  рельефами,  статуями,
растительным   орнаментом,       изображениями   фантастических    животных;
характерно обилие в декоре светских мотивов  (сцены  труда  ремесленников  и
крестьян,  гротескные  и  сатирич.  изображения).  Разнообразна  и  тематика
витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
    Сложившаяся готическая каркасная система появилась в  церкви  аббатства
Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в  Лане,  Париже,
Шартре, например, собор  Нотр-Дам  на  острове  Сите  в  Париже.  Богатством
ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры  декора  отличаются
грандиозные соборы зрелой Готики  в Реймсе и Амьене, а также часовня   Сент-
Шапель  в  Париже (1243-1248) с многочисленными  витражами.  С  середине  13
века  величественные соборы строились  в  других  европейских  странах  -  в
Германии (в Кельне), Нидерландах (в  Утрехте),  Испании  (в  Бургосе,  1221—
1599), Великобритании  (Вестминстерское  аббатство  в  Лондоне),  Швеции  (в
Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич.  строит,
приёмы получили  своеобразную  местную  интерпретацию.  Крестоносцы  донесли
принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.
    В конце  13 начале 14 века  строительство соборов во Франции переживало
кризис: архитектурные  формы стали суше,  декор  обильнее,  статуи  получили
одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.



                         ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ

    Старые города постепенно разрастались, укреплялись , перестраивались,
новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную
сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и
рыночную. Главным городским сооружением остался  собор, господствовавший
над всей застройкой и получивший во Франции  свои классические формы. Это
три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом
капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным  фасадом с тремя
перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения
раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок.
1140, в Париже, в Шартре) сохранили  массивность стен, грузность нервюр,
горизонтальность     композиций  линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные
аркбутаны.  Подчёркнутый   вертикализм,   обилие скульптуры и декор,
деталей свойственны       грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе,
Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков  в архитектуре
соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения,
появились искривленные линии,  пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в
Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский
дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип
богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).
    В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами,
возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным
природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры:
рельефы и статуи северного портала собора  в  Шартре,  глубоко человечный
образ   благославляющего Христа на западном фасаде   собора  в  Амьене,
высокоодухотворённые образы группы   «Посещение   Марией Елизаветы» на
западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние
на развитие  всей  западноевропейской скульптуры. В готической  живописи
главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и
интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и
собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими
сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и
замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).
    В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному
воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей,
обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского
искусства появились станковые картины и портреты. Решительный переход к
правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в
творчестве Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались
произведения   искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры, резная мебель.
    Стиль  французской  Готики  проявился  в  удобных  и   вместе   с   тем
торжественно-импозантных   постройках   королей   и    дворянских    замков,
функционально  продуманных и прихотливо отделанных  городских  особняках.  В
них готически логичная конструкция, вертикализм и  живописность  композиции,
живой силуэт удачно   сочетаются    с    лёгким  изящным  декором  и  тонким
членением   плоскостей   стен.  Таковы  замки  Амбуаз   (1492-1498),   Гайон
(1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.
     Помимо  приглашавшихся  из  Италии  мастеров  появились  многосторонне
образованные французские   архитекторы  —  Н. Башелье, Ф. Делорм, П.  Леско,
Ж.  А.  Дюсерсо.  Глубоко  национальные   произведения   стали   живописные,
неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-
Ридо,  1518-1529г.;  Шенонсо,   1515-1522г.;  Шамбор,   начат   в   1519г.).
Роскошная  отделка  парадных  залов  резным  деревом,    фресками,    стуком
характерна  для  дворца  Фонтенбло,  где   работали   итальянские   мастера-
маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо.
    Жемчужиной  зрелости  эпохи  во  Франции  стало  здание  нового   Лувра
(1546—74, арх.  Леско,  скульптор  Ж.  Гужон)  в  Париже.  Жизнерадостный  и
изящный стиль французского Возрождения в изобразительном  искуссве  наиболее
ярко проявился в портрете (живописном и карандашном)  таких  замечатательных
мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер  миниатюры),  Ж.
и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.



                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.
2. Воронцов А.И. Экскурс  мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.