Генрих Гейне


      Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе – в ту  пору  в  небольшом,  тихом
городе, расположенном на правом берегу Рейна. Впоследствии  он  менял  места
жительства несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта –  был  добрым,
но довольно легкомысленным человеком, фактически главой семьи  была  мать  –
Бетти Гейне. Широко образованная  для  того  времени  женщина,  она  усвоила
многие передовые идеи французских просветителей.
      Воспитание своего первенца Бетти взяла целиком  под  свое  наблюдение.
Мечтая о блестящей  административной  или  военной  карьере  для  маленького
Гарри  (так  звали  мальчика  в  семейном  кругу),   мать   отдает   его   в
Дюссельдорфский лицей.
      «Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета  затеи,
и все  воспитательные  планы  стремились  к  этой  цели,  -  писал  в  своих
«Мемуарах» Гейне. – Мать играла главную роль в истории моего  развития,  она
составляла программы всех моих учебных занятий, и  ее  воспитательные  планы
возникли еще до моего  рождения.  Я  послушно  исполнял  ее  пожелания,  но,
сказать по правде, именно она была повинна в бесплодности  большинства  моих
попыток и стремлений на поприще гражданской службы, ибо  служба  никогда  не
соответствовала моей натуре».
      Городок Дюссельдорф,  как  и  Германию  в  целом,  затронули  события,
связанные с войнами Наполеона  в  Европе.  Французские  войска  даже  и  под
знаменами  Наполеона  несли  на  немецкую  землю  идеи   прогрессивных   для
феодальной Германии буржуазных преобразований.
      Впечатления раннего детства оставили неизгладимый след в памяти Гейне,
и впоследствии  сыграли  немалую  роль  в  формировании  его  оппозиционного
отношения к феодально-сословному строю Германии.
       Мать Гейне планировала будущее сыну. Но  все  эти  планы  разрушились
после того, как грозный император Наполеон был удален на остров  Св.  Елены.
Теперь для Гейне  –  сына  мелкого  еврейского  купца  –  был  один  путь  –
коммерческая деятельность. Когда мальчик  окончил  местный  лицей,  родители
отдали  его  в  коммерческую  школу.  Но  все  попытки  сделать   из   Гейне
коммерсанта окончились неудачей.
      В 1816 году в связи с материальными затруднениями Гейне переселился  в
Гамбург, к своему дяде – Соломону Гейне. Здесь он влюбился в Амалию  –  дочь
дяди. Но Амалия предпочла  стать  женой  богатого  прусского  помещика.  Эта
несчастная  любовь  стала   первой   лирической   темой   многих   юношеских
стихотворений Гейне.
      Осенью  1819  года,  выдержав  приемные  экзамены,  Гейне  поступил  в
университет в Бонне.
      Первые  стихотворения  Гейне,  подписанные  замысловатом   псевдонимом
Фрейдгольд фон Ризенгарф появляются еще  во  время  пребывания  в  Гамбурге.
Регулярная литературная деятельность Гейне начинается с 1821 года,  когда  в
Берлине выходит его первый небольшой сборник. В это время  Гейне  знакомится
с Августом Вильгельмом Шлегелем, читавшим  курсы  немецкого  языка.  Шлегель
был человеком разных дарований и интересов: поэт, драматург,  переводчик  на
немецкий язык Шекспира и Кальдерона, один из основателей  первого  печатного
органа. Шлегель среди студентов выделял Гейне. Он  приглашал  юношу  к  себе
домой, делился опытом.
      Однако  даровитый  ученик  не  был  прилежным  подражателем  именитого
наставника. Он сразу же пошел в литературу своим путем. В августе 1820  года
Гейне публикует свою первую литературно-критическую статью «Романтика».
      Гейне сменил несколько университетов. В апреле 1821 года студент-юрист
прибыл в столицу Пруссии. Местом учебы был избран Берлинский университет.  У
Гейне появились  друзья,  он  вступил  в  некоторые  литературные  общества,
салоны; в частности, интересное  литературное  общество  собиралось  в  доме
Фарнгагена фон  Энзе.  Хозяин  дома  был  незаурядной  личностью:  известный
литератор, дипломат, участник войны с Наполеоном на стороне  русских.  Также
Гейне  посещал  салон,  где  поклонялись  Байрону.  В  этом  обществе   поэт
торжественно был провозглашен  первым  преемником  прославленного  создателя
«Чайльд Гарольда».
       В декабре 1821 года первый поэтический сборник Гейне вышел в свет.  В
него вошли стихи, затем составившие один из разделов  первого  цикла  «Книги
песен», а  также  переводы  из  Байрона,  поэзией  которого  Гейне  страстно
увлекался в эти годы. Издателем был Маузер,  который  не  без  неповоротного
колебания все же решился выпустить сборник молодого  поэта.  Правда,  автору
был назначен чисто  символический  гонорар:  сорок  экземпляров  собственной
книги.
      После  окончания  в  1825  году  университета  Гейне   пробует   найти
практическое применение своим знаниям. Однако  попытки  добиться  кафедры  в
Берлинском и  Мюнхенском  университетах,  получить  адвокатскую  практику  в
Гамбурге кончаются неудачей. И книги его – что еще более тяжело для Гейне  –
систематически подвергаются цензурным запретам.
      По складу таланта лирик, Гейне в  эти  годы  упорно  овладел  законами
драматургии. Еще в Геттингене он приступил к созданию трагедии  «Альманзор».
В трагедии рассказано, как в прошлом верные друзья Абдулла и Али выбирают  в
жизни разные пути, и что из этого получилось.  В  августе  1823  года  пьеса
была поставлена в Брауншвейгском театре. Молодчики  из  местных  «патриотов»
учинили в зрительном  зале  скандал,  и  представление  сорвалось.  Объявить
повторный спектакль дирекция театра уже не решилась.
      Однако поэт продолжал работать в области драматургии.  В  январе  1822
года, в течение трех  дней,  без  предварительных  набросков  Гейне  написал
вторую трагедию «Вильям Ратилиф». Трагедия была создана  в  традициях  очень
популярной в эти годы «драмы судьбы». В  драме  судьбы  изображалась  власть
сверхъестественных сил над человеком.
      В 1827 году появляется в печати «Книга песен». В ней  Гейне  объединил
стихи, написанные с 1816 по 1827 год. «Книга песен» состояла  из  нескольких
циклов. Этот большой сборник стихотворений занимает не только  важное  место
в творческом наследии Генриха Гейне, он сыграл  важнейшую  роль  в  развитии
всей немецкой лирики.
      Новым важным  моментом  в  развитии  творческого  таланта  Гейне  были
«Путевые  картины»  (1824-1830  гг.)  В  них  отразился  значительный   рост
критических тенденций писателя; социально-политические  проблемы  поставлены
в них гораздо острее и  шире,  чем  в  «Книге  песен».  Лирический  герой  в
«Путевых картинах» претерпевает заметную эволюцию  по  сравнению  с  «Книгой
песен». Гейне сознательно переходит к  прозе  как  к  жанру,  дававшего  ему
возможность шире охватить общественную жизнь.
      В 1827 году Гейне совершает поездку в Англию, в 1828 году путешествует
по Италии.
      Получив в начале 1830 года известие о  революции  во  Франции  –  «эти
солнечные лучи,  завернутые  в  газетную  бумагу»,  по  образному  выражению
самого Гейне – воодушевленный этими событиями и  находясь  одновременно  под
влиянием тяжелых обстоятельств, в  которые  он  был  поставлен  в  Германии,
Гейне принимает решение об отъезде в Париж. В  мае  1831  года  он  покидает
родину.
      Живя во Франции, Гейне ни на минуту  не  выпускает  из  виду  событий,
происходящих в Германии. Гейне часто посещает собрания  последователей  Сен-
Симона – поборников утопического социализма. В числе  новых  знакомых  Гейне
во  Франции  –  выдающиеся  писатели,  композиторы,  художники  –   Беранже,
Бальзак, Жорж Санд, Шопен, Берлиоз и многие другие.
      В 30-е годы Гейне выступает по преимуществу  как  публицист,  создавая
важнейшие работы, посвященные  вопросам  эстетики,  философии,  общественно-
политической  жизни.  На  время  эти  работы  отодвинули  на   задний   план
собственно художественное творчество.
      В 30-е годы Гейне пишет такие произведения,  как  цикл  стихов  «Новая
весна», новеллу «Флорентийские ночи» и незавершенные наброски  из  «Мемуаров
Шнабелевопского».
      Стихотворения  из  сборника  «Новая  весна»   представляли   собой   в
поэтическом  творчестве  Гейне  промежуточный  этап  от  «Книги   песен»   к
последующей политической лирике.
      Переселившийся  в  Париж  Гейне  бодр,  полон  новых   впечатлений   и
оптимистических надежд; для него  наступает  пора  «второго  цветения».  Так
возникло название «Новая весна». И в соответствии с  замыслом  в  нем  много
стихотворений, дышащих пышным ароматом расцветающей весенней природы.
      Новые тенденции в мировоззрении и творчестве Гейне получили  отражение
в  его  книге  «Людвиг  Берне»  (1840  г).  Эта  книга  является  крупнейшим
публицистическим произведением Гейне.
      С 1840 по 1843 годы, возобновив сотрудничество во  «Всеобщей  газете»,
Гейне  опять  систематически  публикует  корреспонденции   об   общественно-
политической жизни Франции. Позднее, в 1854  году,  значительно  расширив  и
переработав эти статьи, он издает их в виде книги под  названием  «Лютеция».
Здесь в еще более полной степени, чем в книге «Людвиг Берне» раскрыт  вопрос
о противоречиях буржуазного общества.
      В эти же  годы  Гейне  пишет  поэму  «Атта  Тролль»  (1841  г).  Поэма
свидетельствует о большой  сложности  и  противоречивости,  характерных  для
процесса становления реалистического метода в творчестве Гейне.
      Вершиной творческих достижений Гейне явилась поэма  «Германия.  Зимняя
сказка» (1844 г)., в которой воплотился  весь  предшествующий  опыт  идейно-
художественного  развития  Гейне  –  прозаика,   публициста,   политического
лирика.   Для   поэмы   характерна   широта   охвата   немецкой   социальной
действительности – это  поэма  о  Германии.  Вся  поэма  проникнута  большой
любовью к ней.
      Творчество  Гейне  последнего  периода  (1848-1856  гг.)  определяется
обстановкой, сложившейся  в  результате  неблагоприятного  исхода  революции
1848-49 года. Стихотворение «Михель после марта» - первая реакция  Гейне  на
результаты немецкой революции…
      Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является  сборник
стихов «Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений  1848-1851
годов.
      Последние стихотворения Гейне (1853-56  годы)  не  представляли  собой
единого целого в композиционном отношении. Часть из них появилась  в  печати
в 1854 году в составе отдельного цикла под названием «Стихотворения  1853  и
1854 годов», остальные же были опубликованы в разные годы,  в  том  числе  и
после смерти Гейне. Однако все эти стихи  сохраняют  идейное  направление  и
общий характер «Романсеро».
      Вскоре  Гейне  тяжело  заболевает.   Терзаемый   физическими   муками,
постоянно думая о родной  стране,  он  пытается  выхлопотать  разрешение  на
приезд в Берлин, чтобы лечиться  там  у  знаменитого  хирурга  Диффенбаха  –
своего товарища  студенческих  лет.  Но  прусское  правительство  не  только
ответило  решительным  отказом  на  просьбу  умирающего  поэта,  но  еще   и
пригрозило  ему  немедленным  арестом,  если   он   появится   на   прусской
территории. Так до конца своих дней Гейне остался политическим изгнанником.
      Здесь можно также заметить следующее: Генрих Гейне был одним из многих
поэтов, но он выделялся искренней любовью к Родине и большим патриотизмом.
      Скончался Гейне 16 февраля 1856  года  и  был  похоронен  на  кладбище
Монмартр в Париже.



      Литература:


      Г. В. Стадников «Биография писателя»
      А. С. Дмитриев «Генрих Гейне»