Культура 19 века

      Начало XIX века  -  время  культурного  и  духовного  подъёма  России.
Отечественная война  1812  года  ускорила  рост  национального  самосознания
русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа  в
этот  период   оказал   огромное   воздействие   на   развитие   литературы,
изобразительного искусства, театра  и  музыки.  Самодержавно-крепостнический
строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития  культуры  Росси.
Дети  недворянского   происхождения   получали   начальное   образование   в
приходских училищах. Для детей дворян  и  чиновников  создавались  гимназии,
они давали право поступления в университет. В первой  половине  XIX  века  в
России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего  Московского
были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский,  Харьковский,  Петербургский
и  Киевский  университеты.  Высших  государственных  чиновников  готовили  в
привилегированных учебных заведениях - лицеях.
      Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело.  В
1813 году в стране было 55 казённых типографий.
      Положительную  роль  в  культурной  жизни  страны   играли   публичные
библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге  в
1814 году (ныне  Государственная  Национальная  библиотека).  Правда,  в  то
время  её  богатейшее  книжное  собрание  оставалось  недоступным  массовому
читателю.
      Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его
совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
      Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и  спокойным
ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург  утопал
в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем  началась  регулярная
застройка города. Петербургский классицизм - это  архитектура  не  отдельных
зданий, а целых ансамблей,  поражающих  своим  единством  и  гармоничностью.
Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по  проекту  Захарова  А.
Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века  здания  Биржи
на стрелке  Васильевского  острова.  Невский  проспект,  главная  магистраль
Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с  постройкой  Казанского  собора.
Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в  Петербурге  -
самое большое здание, возведённое в России в первой половине  XIX  века.  По
замыслу правительства собор должен  был  олицетворять  мощь  и  незыблемость
самодержавия, его тесный союз с  православной  церковью.  По  проекту  Росси
были  построены   здания   Сената   и   Синода,   Александринского   театра,
Михайловского  дворца.  Старый  Петербург,  оставленный  нам  в   наследство
Растрелли, Захаровым, Воронихиным,  Монферраном,  Росси  и  др.  выдающимися
архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
      В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски.  После
пожара 1812 года в Москве были  возведены  Большой  театр,  Манеж,  памятник
Минину и Пожарскому, под  руководством  архитектора  Тона  построен  Большой
Кремлёвский дворец. В 1839 году  на  берегу  Москвы-реки  был  заложен  храм
Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия.  В
1852 году  в  культурной  жизни  России  произошло  примечательное  событие.
Открыл  свои  двери  Эрмитаж,  где  были  собраны  художественные  сокровища
императорской   фамилии.   В   России    появился    первый    общедоступный
художественный музей.
      В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные
труппы и крепостные театры. Некоторые помещики  становились  антрепренёрами.
Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до  33-
х лет был крепостным, П.  С.  Мочалов  вырос  в  семье  крепостного  актёра.
Большим событием в  театральной  жизни  России  была  премьера  гоголевского
“Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин.  В  эти  же  годы  в  Большом
театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”.  Некоторые  сцены
в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного  творчества.
Вторую оперу Глинки “Руслан и  Людмила”  публика  встретила  холодно.  В  те
времена ещё далеко не все  осознавали  подлинное  значение  его  творчества.
Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили  русскую  музыку
очаровательными романсами. В первой половине  IX  века  русская  музыкальная
культура поднялась на невиданную ещё высоту.
      А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл  стремительный
взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют  “Золотым  веком”
русской культуры.  В  первые  десятилетия  века  ведущим  жанром  в  русской
литературе была поэзия. В  стихах  поэтов-декабристов  Рылеева,  Одоевского,
Кюхельбекера  звучит  пафос  высокой  гражданственности,  поднимались   темы
родины  и  служения  обществу.  После  разгрома  декабристов  в   литературе
усилились настроения пессимизма, но  упадка  в  творчестве  не  наблюдалось.
Пушкин является создателем русского литературного языка.  Его  поэзия  стала
непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой  культуры.
Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим  крепостничество  у
себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не  было  литературы,
достойной внимания Европы по  глубине  и  разнообразию  равной  удивительным
достижениям европейского творчества. В произведениях великого  поэта  звучит
высокопатриотический пафос любви к родине и веры  в  её  могущество,  отзвук
событий Отечественной войны 1812 года,  великолепный,  по  истине  державный
образ  родины.  А.  С.  Пушкин  -  гениальный  поэт,  прозаик  и  драматург,
публицист и историк.  Всё,  что  им  создано,  -  это  классические  образцы
русского слова и стиха.  Поэт  завещал  потомкам:  “Гордиться  славою  своих
предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему  -  вот  черта,
отличающая образованность от дикости...”
      Ещё при жизни Пушкина  широкую  известность  стал  приобретать  Н.  В.
Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в  1831  году,  тогда  же  в
Петербурге двумя частями вышли “Вечера  на  хуторе  близ  Деканьки”.  Первая
печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
      В  его   произведениях   воссоздание   правды   жизни   сопровождалось
беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
      Звонкую лиру Пушкина принял  в  свои  руки  М.  Ю.  Лермонтов.  Смерть
Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического  таланта.
Творчество Лермонтова протекало в  годы  николаевской  реакции.  Его  поэзия
будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался  принять  существовавшие
деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях  и
другие поэтические  произведения  возбудили  к  автору  такую  ненависть  со
стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не  дали  дожить  десяти  лет  до
пушкинского возраста.
      Развитие русской культуры первой половины XIX века  в  конечном  счёте
определялось   экономическими    и    социально-политическими    процессами,
происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине  XIX  века  всё  более
осознавалось растущее мировое значение русской культуры.



                             Список литературы:
                         И. А. Заичкин И. Н. Почков
           “Русская история от Екатерины великой до Александра II”

                              “История России”
                    Ответственный редактор А. Н. Сахаров