Культура Древнего Египта




                   Культура Древнего Египта.



                                         План.


         1. Общая характеристика.

         2. История Древнего Египта.
              1). Египетская религия.
              2). Мифы о солнечных богах.
              3). Другие боги.

         4. Изобразительное искусство.

              1). Архитектура.
              2). Скульптура.
              3). Рельефы и росписи.

          5. Древнеегипетская музыка.

          6. Заключение.

          7. Список используемой литературы.



                              Общая характеристика.
          Систематическое изучение Египта начинается с 19 века.До этого
пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и
латинских авторов.
          В  известной  ”Истории”  Геродота  прошлое  Египта  описано
достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих
египтян , были недостоверны.
          Несмотря на то , что в Египте сохранилось много памятников,лишь в
1822 году , благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь - она ,
удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов.В распоряжении
ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов , папирусы самого
различного содержания - произведения религиозной литературы , летописи ,
поучения , сказки и повести.
          Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая
плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е.
пустыне.Слово “Египет” (“Айгюптос”) - греческого происхождения,представляло
из себя искаженное поэтическое обозначение древней столице
Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха).Геродот называл Египет “Даром
Нила” ,ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали , и
жизнь для человека стала здесь возможной лишь в результате использования
речных вод.
           Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой
огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы.Почти вся
старана оказывалась под водой,за исключением естественных возвышенностей и
искусственных насыпей , на которых располагались
города и селения , превращающиеся на время в островки .К ноябрю воды Нила
спадают , оставляя на полях плодородный слой ила.
            Вслед  за  временем наводнения начинается  второй
четырехмесячный сезон (время посева) , а за ним следует третий - жатва (
март -июль ).
                              История Древнего Египта.
            Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды
в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей
(номов) в единое государство. Правда,в самом начале египетской истории их
было два : Верхний Египет (на юге,в узкой до-
лине Нила) и Нижний Египет (на севере,в дельте).Более прочное объединение
страны осуществил царь Верхнего Енипта Менес ( Мина ) , подчинивший Египет
около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны.С
этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления
царей(фараонов).Обычно выделяют следующие периоды истории Древнего Египта :
                Додинастический период.
               Раннее царство : 1 и 2-я династии.
               Древнее царство : 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.Время
наибольшего могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”,
носителя двойной крорны Египта , олицетворителя бога Гора,сына Ра.Все эти
определения , имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру египет-
ского фараона,обладавшего неогранниченной экономической,политической и
верховной жречес -
кой властью . Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.
                23-21 вв. - Египет переживает период политической
раздробленности;усиливается власть отдельных монархов.
                Среднее царство : 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я
династии.Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных
династий.Побеждает  фиванская  династия ,но  власть  фараонов  явно
тускнеет.Наиболее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет I ,
Сенусерт III -его походы в Палестину,Аменемхет III - грандиозное
ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.
                 18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и
Палести -
ны).Победа над ними открывает период
                  Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.Время
 широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер
хозяйственной деятельности.Среди фараонов выделя- ются : Тутмос I ,
дошедший со своими войсками до Евфрата;царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II;
Аменхотеп IV, он же Эхнатон - фараон,попытавшийся,пусть и вынужденно , из -
за внешних обстоя- тельств посягнуть на пантеон египетских богов ; Рамсес
II , прославившийся сражением с хеттами.
                  Поздний период : 11-6 вв. до н.э.Усилившееся влияние
жречества теснит фараонов,и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходитк
верховному жрецу Амона Херихору.
                  332г. до н.э.-Египет покорен Александром Македонским,а в
30г. до н.э. он становится провинцией Римской Империи.


                                     Египетская религия.

                  Огромное место в жизни египетского государства играла
религия.И здесь особенно важны два момента : сложение египетского пантеона
и заупокойный культ.
                  Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс , в
котором переплелись тотеми- стические представления и культ различных
явлений природы.Египетский пантеон богов составля - ют божества
,олицетворяющих небо,солнце,влагу,воздух,землю,растительность,Нил,а также
судьбу,истину,войну,справедливость,разум,искусство и т.д.При этом их
внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного
(чаще всего это человек с головой сокола,кош-
ки,львицы,ибиса,обезьяны,осла и т.п.).
                   Среди множества божеств особое значение очень рано
приобретает солнечное божество,
которое в разных номах представлялось в различном облике : в одной
местности это был крылатый диск,летящий по небу;в другой-огромный
жук,катящий по небу солнечный диск;иногда солнечный бог мыслился в виде
сокола или человека с соколиной головой.Имена этих божеств были различны Ра
, Атум , Амон,Хепри,Гор.Иногда названия дифференцировались:Хепри-утренное
солнце,Ра-дневное, Атум-вечернее.
                    Из различных вариантов солнечного божества раньше всего
выделяется бог солнца Ра.
Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или
человека с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й
династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра
становится главным богом пантеона и его культ приоб - ретает
общеегипетский характер.Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга
Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады
(девятки) богов.Его стали считать созидателем мира и людей , возникших из
его слез , отцом богов , отцом царя.
                 У Ра есть несколько дочерей,которые отождествляли око
Ра:Сехмет - грозное око Ра,боги -
ня войны,богиня-целительница;Тефнут-любимое око Ра,богиня влаги;Хатор-
солнечное око Ра,бо - гиня неба,богиня любви,веселья,музыки,пляски.В
Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи.
                    Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их
объединяла “иконография”:все они изображались в виде женщины с головой
львицы.
                     Великий Ра не был единственным великим солнечным
богом.Не менее великим был и солнечный бог Амон.В эпоху 18-й династии , 16-
14 вв. до н.э.,он становится всеегипетским богом,а его культ приобретает
государственный характер.Центр культа - Фивы. Изображался в виде челове- ка
с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.Амон
возглавляет фиванскую триаду :
                                               Амон
                   Мут
Хонсу


              богиня неба,жена                       бог луны,сын

                      Самой драматичной была судьба еще одного солнечного
бога-Атона.Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон
Аменхотеп IV : он ломает все,что было связано с культом верховного бога
Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет
свое имя на Эхнатон,что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу
Ахетатон (“Горизонт Атона”),а спустя четверть века после его смерти жрецы
объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают
из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после
Аменхотепа III значится Хоремхеб.

                                 Мифы о солнечных богах.

                    Отражали две группы представлений - о смене времен года
 и о борьбе солнца с мраком и злом.Вот некоторые из них:
                      Знойный ветер пустыни , хамсин,приносящий засуху,дул
в определенное время года; когда он прекращался , начинался  бурный рост
растительности. Эти явления природы  отразились  в  следующем
повествовании:дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и,превратившись в
львицу,гордо удалилась в Нубию.Ра,скучающий по своей любимицепосылает за
ней Шу и Тота , которые стали павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу ,
завлекая пением и танцами.Они успешно справляются со своим заданием  и
гордая Тефнут возвращается.На радостях она вступает в брак со своим бра -
том Шу , что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
                     Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях
назывался “днем виноград- ной лозы и полноты Нила”.
                      В  наиболее  знойное  время  года  считалось , что
солнце распаляется  гневом на людей и наказывает их с помощью  своей
другой дочери - Сехмет : когда Ра состарился и “его кости стали из серебра
, его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали
почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал
совет старейших богов  во  главе  с  их  прародителем  Атумом, которые и
решили наказать людей.На них напустили другую люби -
мую дочь Ра Сехмет,которая превратившись в львицу , стала пожирать
людей.При этом она так разъярилась,что ее невозможно было остановить.И
вновь мудрейшие собрались на совет, где реши- ли напоить Сехмет красным
пивом,дабы она,опьянев,уснула......Когда же Сехмет  пробудилась , то она
уже забыла о своих кровожадных подвигах...
                     Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба
Ра с владыкой подземного мира , огромным змеем Апопом.

                         Другие боги.

                    Хапи - бог Нила.Его символы - лотос и папирус.Его
праздник  соединялся с началом разлива Нила.
                    Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с
белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он
был душой бога Птаха и бога Ра.
                 Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он
известен как один из прародителей рода людского,вылепив последних на
гончарном круге.Он же позаботился и о духовном двойнике  человека - его ка.
                  Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что
отразилось в ее эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница
закромов”.Представала в образе змеи  или  женщины  с  головой змеи.Праздник
,посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы.А немного
позже она становится еще и богиней судьбы.
                 Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.
                 Онурис - бог охоты и войны.
                 Маат - богиня истины и справедливости,жена
Тота.Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.
                 Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат.Его
священные животные - павиан и ибис.Изображался в виде человека с головой
ибиса и палеткой писца в руках.Как божество астральное отожествляется с
луной и в этом божественном статусе вел счет дням , месяцам и годам
египетского календаря.
                Сиа - богиня мудрости и познания-женщина,соправождавшая
бога Тота с правой стороны.
                Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах
считался покровителем ре- месел и искусств.
                   А теперь обратимся к заупокойному культу. К  основным
письменным источникам относятся следующие произведения :
                  “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских
ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в  пирамидах фараонов 5 и
6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).
                  “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны
были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам)
продолжение жизни в царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов
пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода
Среднего царства.
                  “Книга мертвых”-составлялась с периода Нового
царства.Свитки папируса содержали не-
обходимые магические формулы,заклинания и около двухсот изречений,которые
должны были по-
мочь умершему вступить в загробное царство.
                    Заупокойный культ египтян опирается на следующие
представления : со смертью челове -
ка умирает только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его
существа - имя (рен) ,
душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник человека (ка) ; именно
судьба  Ка  связана с
судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может погибнуть от голода и жажды
, если при погребении
покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка  может быть съеден
загробными чудовищами ,
если его не защитят магические формулы.
                   В разработанной до мельчайших подробностей системе
представлений египтян о потусто-
роннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу) , на
которых умерший
должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до
сбора урожая.
                  Повелителем загробного мира был  Осирис - один из самых
почитаемых в Египте богов .
Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений -
умер Осирис -умерла
природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно  поэтому он
и  превратился  в  бога мертвых , который вершил свой суд.

                           Изобразительное искусство
                                   Древнего Египта.

                             Архитектура.

             Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное
архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом
связано с заупокойным культом.При этом ведущим видом была архитектура.
                    Первым значительным сооружением в ряду грандиозных
царских усыпальниц была т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара
(28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента :
первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных
храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую
усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей
прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ;  второй - воплощение идеи увеличения гробницы по
вертикали.Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов
отражало растущую власть “сынов бога”.
                    Классическим образцом такого рода сооружений являются
пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и
Микерина (греч.вариант их имен).Их отточенная форма , основанная на
пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно
вырази - тельна.Два элемента определяли закономерности формы : основание,
квадратное в плане , и схож -
дение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь
сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне.Гениальная в своей
простоте пирамидальная конструкция несла худо - жественное обобщение самой
сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.
                  Характерной особенностью пирамид как архитектурных
соображений было отношение массы и пространства:погребальнаякамера , где
стоял аркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и
узкие коридоры.Пространственный элемент был сведен к минимуму.
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в  то время каксама
пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на
берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел
длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он
подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды
.Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса,которого египтяне
называли “отцом страха”.Считается , что это было изображениеХефрена в
львином образе (голова человека и тело льва).
                   В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется
новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине
Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).
                   Первое,бросающееся в глаза новшество,изменение местности
: не в пустыне,а у скал Ливийского нагорья.
                   Второе - усложнение композиции заупокойного храма ,
состоящего из двух террас,распо- ложенных одна над другой и завершаемых
небольшой пирамидой.Горизонтальнаяраспластанность террас ,подчеркнутая
пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками ,
идущими по фасаду и по бокам храма.
                   За основным ядром комплекса шел небольшой открытый
двор,окруженный колоннадой.
Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения ,
вырубленные в скале.
                    К  этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и
дорога , огражденная с двух сто - рон стенами и соединяющая храмик с
главным заупокойным ансамблем.
                   Дополнительными элементами этого архитектурного ком
плекса были каменные раскра - шенные статуи царя , стоявшие на дороге , и
сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.
                 От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к
храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов
которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он
возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом ,
рядом с храмом Ментухотепа I.
                    Самая главная новация - захоронение отдельно от
храма.Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит
в целом из тех же элементов , что и храм “соседа” , но с тенденцией к
большей грандиозности :три террасы,возвышающиеся одна над другой , имеют
большие масштабы ; богатейшая декорировка , широкое использование
скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад,деревья и искуственные пруды ,
размещавшиеся и на террасах.
                  Идея пространственно развитого храмового
комплекса,подчиненного принципу центральной оси,наиболее полное и
совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном
берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).
                   Основными элементами сложного и гармонического целого
были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня,коронный
зал,открытый двор.Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами
длинной аллеей со сфинксами.Чередование их акцентиро - валось огромными
пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы ,
возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового
комплекса.Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов
и обелиски (т.н.”иглы фараона”).
                  Основным средством архитектурной выразительности была
колонна : в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта
этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают
связки гигантских папирусов и лотоса.
                 Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди
египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся
Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в
15 в. до н.э.
                Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные
части.Первая-вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с
колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде
цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый
двор,обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая
обширная,прямоугольная,обо-
значающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища
и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть
начинается вестибюлем с 32 колоннами.
                  Постепенное движение к молельням через величественно-
гигантские “заросли”каменного папируса имело и “световую драматургию”от
ярко освещенного солнцем двора ,через сумрак колонного зала , куда свет
проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку
искусственно освещенной молельни.Недаром некоторые ученые считали,что
египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий
,нежели пространством для пребывания.
                    И завершает основную линию архитектуры культовых
памятников Древнего Египта т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца
и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-
Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая
четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.
                    Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых
комплексов Нового царства,максимально акцентируя при этом идею прославления
фараона.

                                                Скульптура.

                   Отличительная черта египетского изобразительного
искусства его каноничность.Офор-
мившиеся характерные особенности изобразительной  форм,композиционного
решения становятся обязательными для всех последующих произведений
определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.При
всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию,ибо
истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения
кото -  рые происходят в духовной культуре общества.Поэтому мы будем
рассматривать весьма  ограни -
ченный круг произведений,связанных со скульптурными статуями,рельефами и
росписями,отобрав  те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные
моменты развития египетского
искусства.
                    В Древнем царстве вырабатываются строго определенные
типы статуй: стоящая с выдви- нутой левой ногой и опущенными
руками,прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями,статуя
Ранофера);сидящая,с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его
жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).
                    Для всех характерны следующие художественные
приемы:фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и
симметричности;голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;фигуры
неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается
сохране- нием части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались:тело
мужских фигур - красновато-ко -
ричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого
цвета.
                    Основной характер - торжественная монументальность и
строгое спокойствие.К этим общим для всех скульптурных статуй
закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих -
портретные черты в передаче лица.Невозможно перепутать лицо писца Каи с его
чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с
напряженными морщинками у переносицы,аккуратными усиками и пухлыми губами
;надменное лицо зодчего Хе-
миуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо
верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
                   Довершает индивидуализацию канонических черт  тщательная
пластическая обработка тела: молодого ,физически развитого или полного ,
слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.
                В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной
власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта,
посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность
фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет
небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление
инди - видуально-реалистического начала при сохранении основополагающих
канонов художественной практики.
                   Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) -
замечательный образец египетского
реалистического портрета: резкие морщины ,глу-
боко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий власт -
ный рот.Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка
лица : острый контраст бликов и затемненных частей на
черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -
кую трактовку образа, в котором  энергия и проницательный ум соче-
таются с моментами рефлексии.
                   В мелкой пластике Среднего царства появляются произве -
дения,отличающиеся таким новым качеством , как изящество и строй-
ность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-
ды,воспроизводящая различные узоры,миниатюрность фигур-харак -
терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Средне-
го царства  - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
                   Лирическое начало в наибольшей степени характерно для
скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца
Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева
,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одеж-
да посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,
приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинирован -
ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
                 Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало
время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до
н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и вклю-
чала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и
главным храмом Атона,включавшим административно-хо-
зяйственные здания , домами - усадьбами вельмож.Окраину занимало
жилье ремесленников и бедняков.
                 Существенным новшеством храмовых ансамблей,при сохра-
нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -
мещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов.Их за-
менили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.
                   Но наиболее значительные изменения произошли в изобра-
зительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией озна -
меновал отход от героизации царского образа.Акцент теперь был сде-
лан на требовании простоты и естественности , которые должны были
проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-
ния.Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -
тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы
правления реализм приобрел характер утрирования индивидуа- льных черт
облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в
Карнаке;рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более
поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова
Эхнатона  ,  незаконченная.Здесь уже нет гротесковых  преувеличений  губ  и
 носа  ,  моделировка  лица отличается мягкостью.
                   Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ
-ную линию , представляют следующие произведения : гигантские ста-
туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы
Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая
яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в
общественными,монументализированными объемами.”Вспомнились”
древние традиции египетского искусства - торжественно-героический
монументальный стиль , подавляющая грандиозность сооружений ,ут-
верждающая величие фараона-бога.
                Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура об-
рела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

                                       Рельефы и росписи.

                 Завершают характеристику египетского искусства рельефы и
росписи , которые  в великом множестве украшали стены гробниц , за-
упокойных  храмов , колонны , саркофаги  и  вообще все то , что могло быть
ими оформлено.
                   Характерные особенности изобразительного канона в рель-
ефе сложились еще в додинастический период,что нашло свое отраже-
ние и в  росписях, развивающихся уже  в  искусстве Среднего царства .
Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объеди-
нившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канони-
ческие черты.К ним относятся :
     1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости го-
ризонтальные пояса).
     2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упо-
рядоченности.С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.
мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одина -
ковые интервалы , с повторяющимися жестами.
     3.Разномасштабность фигур.Так как фараон был главным действу-
ющим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изо-
бражали в больших размерах , чем все остальные фигуры.
     4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на пло-
скости , когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в
фас.Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично
соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмер -
ной плоскостью.
     5.Изображение предметов с различных точек  зрения с помощью их
вертикального расположения : то , что находится дальше , изобража -
ется на плоскости выше.
     6.Единство изображений и иероглифических надписей.
                  Наиболее распространенной темой рельефов и росписей бы-
ла тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из
гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно
здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные
черты египетского искусства , поскольку любая сюжетная композиция
использует много различных “элементов”-человеческие фигуры,пред-
меты обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.
И все это множество изображений размещается на плоскости , разде -
ленной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур и пред-
метов ясно“читалась” глазами,не заслоняя друг друга.Расположенные
через одинаковые интервалы , с повторяющимися  жестами , они как будто
застывают:вся “картинка” какой бы ни была ее тема восприни-
иается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обык-
новенным миром реального бытия.Все конкретные и заимствованные
из жизни сюжеты,воссозданные в египетских рельефах и росписях,бла-
годаря композиционному решению , приобретали характер священно-
действия , ибо они воспроизводили жизнь после смерти.

                 Древнеегипетская музыка.

                 Мы еще раз вернемся к теме пира в рельефах и росписях, ибо
именно здесь встречаются многочисленные изображения музыкантов .
К сожалению -это почти единственный фактологический материал, на
основе которого можно попытаться составить некоторое представле -
ние о древнеегипетской музыке.Правда,в музеях мира хранятся экзем-
пляры древнеегипетской арфы; в Берлине находится струнный инстру-
мент с длинным грифом - набл; два экземпляра деревянных флейт хра-
нятся во флорентийском и луврском музеях,а в последнем еще имеется
и египетский барабан.
                   В этом смысле египетская музыка находится в самом невы -
годном положении, по сравнению с изобразительным искусством , ли-
тературой.Опираясь на визуальный материал, равно как и на здравый смысл ,
мы можем смело утверждать, что существовала музыка народ-
ная , храмовая  и  дворцовая. Вполне естественно, что  две  последние формы
 существования  египетской  музыки отличались определенным
профессионализмом.Большинство  исследователей склоняются к мне -
нию ,что египетская музыка была одноголосой. Ее  звуковая  субстан -
ция опиралась на  унисонное сочетание вокальных инструментальных
тембров -хор и певцы-солисты исполняли одноголосую мелодию, тон-
ко расцвеченную нежными тембрами арф, набл и флейт, поддержива -
емых  ударными  инструментами. В  области  тональной  системы  все
дружно склоняются к заключению о существовании простой пентато -
ники , а также зародыша дирижирования , называемого хейрономией.



                                         Заключение.

                  Египетская  культура  была  наиболее  яркой  на  фоне
куль-
тур  других  цивилизаций . Во  время  процветания  египетской дина -
стии  египтяне  изобрели  много  полезных  вещей , например , как оп -
ределять  поверхность  куба, решать уравнение с одним неизвестным и
т.п.Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемир -
ную. После  исчезновения  египетской  цивилизации  осталось  много
полезных  сведений  и  информации , которыми  люди пользуются до сих пор .



                   Список используемой литературы.


         1. Н.Г.Грибунина“История мировой художественной культуры”,
              Тверь , 1993 год.

         2. В.И.Кузнецова“История Древнего Востока”,Москва ,“Высшая
              школа”, 1979 год.

         3. В.Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1975 год.