Культура Китая




                                       ПЛАН


   I.
      ВВЕДЕНИЕ................................................................
      ........................  3
  II.
      ПИСЬМЕННООСТЬ...........................................................
      ................ 3
 III. ВЫДАЮЩИЕСЯ  ПИСАТЕЛИ  ДРЕВНЕГО  КИТАЯ....................  4
  IV. РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ:
           1.
              КУЛЬТЫ..........................................................
              ..................  4
           2.
              КОНФУЦИАНСТВО...................................................
              ....... 5
           3.
              ЛЕГИЗМ..........................................................
              ................... 6
           4. КОНФУЦИАНСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  И
              ОБРАЗОВАНИЕ....................................................
              ............ 7
           5. КОНФУЦИАНСТВО – РЕГУЛЯТОР
              ЖИЗНИ
              КИТАЯ..........................................................
              ....  7
                       6.   ДАОСИЗМ   И
БУДДИЗМ................................................ 8
           7.
              НЕОКОНФУЦИАНСТВО...............................................
              ...9
           8.
              СЕКСТАНСТВО.....................................................
              .............9
V.       МАТЕРИАЛЬНАЯ   КУЛЬТУРА:
            1. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ШАН (ИНЬ)...............................10
            2. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ
               ЧЖОУ........................................11
            3. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИНЬ  И  ХАНЬ........................11
            4. ПЕРИОД  ЮЖНОЙ  И  СЕВЕРНОЙ  ДИНАСТИИ.........12
            5. ПЕРИОД  ГОСПОДСТВА
               ТАН.......................................12
            6. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ
               СУН............................................13
            7. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ
               МИН...........................................14
            8. ПЕРИОД  ДИНАСТИИ
               ЦИН............................................15
   V.
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................
      .......................16
VI.       ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА...................................................17



        Культура  Китая  восходит  к  очень  глубокой  древности  и
отличается  не  только  богатством  своих  материальных  и  духовных
ценностей, но  и  огромной  жизнестойкостью. Несмотря  на  бесчисленные
войны, мятежи, разрушения, производимые  завоевателями  страны, культура
Китая  не  только  не  ослабевала, а  наоборот, всегда  побеждала  культуру
 завоевателей.
        В  течение  всей  истории  китайская культура  не  утрачивала
своей  активности, сохраняя  монолитность. Каждая  из  культурных  эпох
оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и
разнообразию  ценности. Произведения  зодчества, скульптуры, живописи  и
ремёсел  представляют  собой  бесценные  памятники  культурного  наследия
Китая.
    Каждая  из  культурных  эпох  тесно  связана  с  социально-
политическими, экономическими  и  другими   особенностями  данного
исторического  периода  и  представляет  собой  определённый  этап
развития  культуры. Таких  культурных  эпох  в  истории  Китая  несколько.
История  и  культура  древнего  Китая  охватывает  период  от  II  в. до
н.э. – до III в. н.э. В  эту  эпоху  входит  культура  Китая  периода
династии  Шан (Инь)  и  династии  Чжоу, а  также  культура  империи  Цинь
и  Хань. Культура  Китая  III –IX вв.  охватывает  два  исторических
периода: период  Южных  и  Северных  династий  и  период  объединения
Китая  и  создания  танского  государства. Культура  Китая  X –XIV вв.
включает  в  себя  период  пяти  династий  и  образования  империи  Сун, а
также  период  монгольских  завоеваний  и  привление  династии  Юань.
Культура  Китая  XV – XIX вв. – это  культура  периода  династии  Мин, а
также  период  завоевания  Китая  маньчжурами  и  правления  маньчжурской
династии  Цин.
         Обилие  и  разнообразие  керамических  изделий – от  бытовой
посуды  до  жертвенных  сосудов – и  их  техническое  совершенство
свидетельствуют, что  культура  этого  периода  стояла, несомненно, выше
яншанской. К  этому  времени  относятся  и  первые  гадальные   кости, на
которых  имеются  знаки, нанесённые  с  помощью  сверления.
         Изобретение  письменности  является  важнейшим  признаком  того,
что  общество  вышло  из  периода  варварства  и  вступило  в  эпоху
цивилизации.  Древнейшие  китайские  надписи  дают  возможность  проследить
 процесс  возникновения  и  первоначальное  развитие  гиероглифической
письменности.
       Развитию  письменности  содействовал  переход  от  письма  на  узких
 бамбуковых  дощечках  к  письму  на  шелке, а  затем  и  на  бумаге,
впервые  в  мире  изобретённой  китайцами  на  рубеже  нашей  эры, - с
этого  момента  писчий  материал  перестал  лимитировать  объём  письменных
 текстов. В  конце  I  века  до  н.э.  была  изобретена  тушь.
      Для  передачи  всего  богатства  китайского  языка  применялись
знаки (иероглифы), фиксирующие  те  или  иные  единицы  языка. Подавляющее
большинство  знаков  представляло  собой  идеограммы – изображения
предметов  или  сочетания  изображений, передающих  более  сложные
понятия. Но  число  применявшихся  иероглифов  было  недостаточно. В
китайском  письме  каждое  односложное  слово  должно  было  выражаться
отдельным  иероглифом  и  даже  многочисленные  омофоны - сходно  звучащие
слова-однослоги - в  зависимости  от  их  смысла  изображаются  разными
иероглифами. Теперь  число  знаков  было  пополнено, с  тем  чтобы  учесть
и  более  редкие  понятия, и  доведено  до  18 тыс., знаки  были  строго
классифицированы. Начали  составляться  словари.
       Так  были  заложены  предпосылки  для  создания  обширной
письменной  литературы, включающей  не  только  поэзию  и  афоризмы,
рассчитанные  и  на  устное  запоминание, но  и  художественную  прозу,
прежде  всего  историческую.
       Самым  выдающимся  историком-писателем  был  Сыма  Цянь ( около  145
- 86 гг. до  н.э.) Его  личные  взгляды, сочувствовавшие даосским
настроениям, расходились  с  ортодоксальными  конфуцианскими, что  не
могло  не  отразиться  на  его  труде. По-видимому, за  это  инакомыслие
историк  попал  в  опалу. В  98  г.  до  н.э.  по  обвинению  в  сочувствии
 к  полководцу, оклеветанному  перед  императором  У -ди, Сыма  Цянь  был
приговорён  к  позорной  каре -  кастрированию; реабилитированный  позднее,
он  нашёл  силы  возвратиться  на  служебное  поприще  с  одной  целью -
завершить  труд  своей  жизни. В  91 г. до  н.э. он  закончил  своё
замечательное  произведение   “Исторические  записки” (“Ши  цзи” ) -
сводную  историю  Китая, включавшую  также  описание  соседних  народов  от
 древнейших  времён. Труд  его  повлиял  не  только  на  всю  последующую
китайскую  историографию,  но  и  на  общее  развитие  литературы
       В  Китае  творило  много  поэтов  и  писателей  в  разных  жанрах. В
 элегическом  жанре - поэт  Сун  Юй ( 290 - 223 гг. до  н.э. ). Лирика
поэта  Цюй  Юаня ( 340 -278 гг. до  н.э. )  славится  своей  изысканностью
и  глубиной. Ханьским  историком  Бань  Гу ( 32 -92 гг. ) в  этом  жанре
создан  труд  “ История  династии  Хань” и  многие  другие.
       Сохранившиеся  литературные  источники, по  большей  части
произведения  так  называемой  классической  литературы  древнего  Китая,
позволяют  проследить  процесс  возникновения  и  развития  китайской
религии,  философии,  права  и  возникновение  очень  древних  социально-
политических  систем. Этот  процесс  мы  можем  наблюдать  на  протяжении
целого  тысячелетия.
       Китайская  религия,  так  же  как  и  религиозные  воззрения  всех
народов  древности, восходит  к  фетишизму, к  другим  формам  культа
природы, культа  предков  и  тотемизма,  тесно  связанного  с  магией.
       Специфика  религиозной  структуры  и  психологических  особенностей
мышления  всей  духовной  ориентации  в  Китае  видна  во  многом.
       В  Китае  тоже  есть  высшее  божественное  начало - Небо. Но
китайское  Небо - это  не  Яхве,  не  Иисус, не  Аллах, не  Брахман  и  не
Будда. Это  высшая  верховная  всеобщность, абстрактная  и  холодная,
строгая  и  безразличная  к  человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя
слиться, ей  невозможно  подражать, как  и  нет  смысла  ею  восхищаться.
Но  в  системе  китайской   религиозно-философской  мысли  существует,
кроме  Неба, и Будда (представление  о  нём  проникло  в  Китай  вместе  с
буддизмом  из  Индии  в  начале  нашей  эры), и  Дао (основная  категория
религиозного  и  философского  даосизма). Причём  Дао  в  его  даосской
трактовке (существует  и  иная  трактовка, конфуцианская, воспринимавшая
Дао  в  виде  Великого  Пути  Истины  и  Добродетели) близко  к  индийскому
 Брахману.  Однако  именно  Небо,  всегда  было  центральной  категорией
верховной  всеобщности  в  Китае.
       Специфике  религиозной  структуры  Китая  свойствен  и  ещё  один
существующий  для  характеристики  всей  китайской  цивилизации  момент -
незначительная  и  социально  не  существующая  роль  духовенства,
жречество.
       Все  эти  и  многие  другие  важнейшие  особенности  религиозной
структуры  Китая  были  заложены  в  глубокой  древности, начиная  с  эпохи
 Шан-Инь. У иньцев  был  немалый  пантеон  богов  и  духов,  который  они
почитали  и  которому  приносили  жертвы, чаще  всего  кровавые, в  том
числе  человеческие. Но  с  течением  времени  на  передний  план  среди
этих  богов  и  духов  всё  более  отчётливо  выходил  Шанди, верховное
божество  и  легендарный  родоначальник  иньцев, их предок - -тотем. Шанди
воспринимался  как  первопредок, заботившийся  о  благосостоянии  своего
народа.
       Смещение  в  культе  Шанди  акцента  в  сторону  его  функций
первопредка  сыграло  в  истории  Китайской  цивилизации  огромную  роль:
именно  оно  логически  привело  к  ослаблению  религиозного  начала  и  к
усилению  начала  рационального, проявившегося  в  гипертрофировании
культа  предков, ставшего  затем  основой  основ  религиозной  системы
Китая.
      У  Чжоусцев  было такое  религиозное  представление, как  почитание
Неба.  С  течением  времени  культ  Неба  в  Чжоу  окончательно  вытеснил
Шанди  в  главной  функции  верховного  божества. При  этом  на  Небо
перешло  представление  о  прямой  генетической  связи  божественных  сил
с  правителем: чжоуский  ван  стал  считаться  сыном  Неба, и  этот  титул
сохранился  за  правителем  Китая  до  XX  века. Начиная  с  эпохи  Чжоу
Небо  в  его  основной  функции  верховного  контролирующего  и
регулирующего  начала  стало  главным  всекитайским  божеством, причём
культу  этого  божества  был  придан  не  только  сакрально-теистический,
сколько  морально-этический  акцент. Считалось, что  великое  Небо  карает
недостойных  и  вознаграждает  добродетельных.
       Культ  Неба  стал  главным  в  Китае, а  полное  его  отправление  -
прерогативой  лишь  самого  правителя, сына  Неба. Отправление  этого
культа  не  сопровождалось  мистическим  трепетом  или  кровавыми
человеческими  жертвами.
       Также  существует  в  Китае  культ  умерших  предков, культ  Земли,
тесно  связанный  с  магией  и  ритуальной  символикой, с  колдовством  и
шаманством.
       Все  отмеченные  системы  верования  и  культов  в  древнем  Китае
сыграли  огромную  роль  в  становлении  основной  традиционной  китайской
цивилизации: не  мистика  и  метафизические  абстракции, но  строгий
рационализм  и  конкретная  государственная  польза; не  эмоциональный
накал  страстей  и  личная  связь  индивида  с  божеством,  но  разум  и
умеренность, отказ  от  личностного  в  пользу  общественного; не
духовенство,  направляющее  эмоции  верующих  в  русло, возвеличивающее
бога  и  усиливающее  значение  религии, но  жрецы-чиновники, исполняющие
свои  административные  функции, частью  которых  были  регулярные
религиозные  отправления. Все  эти  специфические  особенности,
складывавшиеся  в  иньско-чжоуской  китайской  системе  ценностей  за
тысячелетие, предшествовавшие  эпохе  Конфуция,  подготовили  страну  к
восприятию  тех  принципов  и  норм  жизни, кото-
рые  навсегда  вошли  в  историю  под  наименованием  конфуцианства.
       Конфуций (Кун-цзы, 551-479  до  н.э.) родился  и  жил  в  эпоху
больших  социалистических  и  политических  потрясений,  когда  чжоуский
Китай  находился  в состоянии  тяжёлого  внутреннего  кризиса.
Высокоморальный  Цзюнь-цзы, сконструированный  философом  в  качестве
модели, эталона  для  подражания,  должно  было  обладать  двумя
важнейшими  в  его  представлении  достоинствами: гуманностью  и  чувством
долга. Конфуций  разработал  и  ряд  других  понятий, включая  верность  и
искренность (чжен), благопристойность  и  соблюдение  церемоний  и  обрядов
(ли). Следование  всем  этим  принципам  будет  обязанностью  благородного
Цзюнь-цзы. “Благородный  человек”  Конфуция - это  умозрительный
социальный  идеал, назидательный  комплекс  добродетелей. Конфуций
сформулировал  основы  того  социального  идеала,  который  хотел  бы
видеть  в  Поднебесной: «Пусть  отец  будет  отцом, сын - сыном, государь -
государем, чиновник – чиновником», то  есть  пусть  всё  в  этом  мире
хаоса  и  сумятиц  станет  на  свои  места, все  будут  знать  свои  права
и  обязанности  и  делать  то, что  им  положено. И  общество  должно
состоять  из  тех, кто  думает  и  управляет - верхов, и  тех, кто
трудится  и  повинуется - низов.  Такой  социальный  порядок  Конфуций  и
второй  основоположник  конфуцианства  Мэн-цзы (372 - 289  до  н.э. )
считали  вечным  и  неизменным, идущим  от  мудрецов  легендарной
древности.
        Одной  из  важных  основ  социального  порядка, по  Конфуцию, было
строгое  повиновение  старшим.  Любой  старший, будь  то  отец, чиновник,
наконец,  государь, - это  беспрекословный  авторитет  для  младшего,
подчинённого, подданного. Слепое  повиновение  его  воле, слову,  желанию -
это  элементарная  норма  для  младших  и  подчинённых, как  в  рамках
государства  в  целом,  так  и  в  рядах  клана, корпорации  или  семьи.
        Успехам  конфуцианства  в  немалой  степени  способствовало  и  то,
 что  это  учение  базировалось  на  слегка  изменённых  древних
традициях, на  привычных  нормах  этики  и  культа.  Апеллируя  к  самым
тонким  и  отзывчивым  струнам  души  китайца, конфуцианцы  завоёвывали
его  доверие  тем,  что  выступали  за  милый  его  сердцу  консервативный
традиционализм,  за  возврат  к  «доброму  старому  времени», когда  и
налогов  было  меньше, и  люди  жили  лучше, и  чиновники  были
справедливее, и  правители  мудрее...
       В  условиях  эпохи  Чжаньго  (V – III  вв. до  н.э.), когда  в
Китае  ожесточённо  соперничали  различные  философские  школы,
конфуцианство  по  своему  значению  и  влиянию  стояло  на  первом  месте.
Но,  несмотря  на  это,  предлагавшиеся  конфуцианцами  методы  управления
страной  тогда  не  получил  признания. Этому  помешали  соперники
конфуцианцев – легисты.
       Учение  законников - легистов  резко  отличалось  от
конфуцианского. В  основе  легистской  доктрины  лежал  безусловный  примат
 писаного  закона. Сила  и  авторитет  которого  должен  держаться  на
палочной  дисциплине  и  жестоких  наказаниях. По  легистским  канонам,
законы  разрабатывают  мудрецы – реформаторы, издаёт  их  государь, а
осуществляют  на  практике  специально  отобранные  чиновники  и  министры,
 опирающиеся  на  мощный  административно-бюрократический  аппарат. В
учении  легистов, почти  не  апеллировавших  даже  к  Небу, рационализм
был  доведён  до  своей  крайней  формы, порой  переходившей  в
откровенный  цинизм, что  можно  легко  проследить  на  примере
деятельности  ряда  легистов – реформаторов  в  различных  царствах
чжоуского  Китая  в  VII –IV  вв. до  н.э.  Но  не  рационализм  или
отношение  к  Небу  было  основным  в  противостоянии  легизма
конфуцианству.  Важнее  было  то, что  конфуцианство  делало  ставку  на
высокую  мораль  и  другие  традиции,  тогда  как  легизм  выше  всего
ставил  закон,  державшийся  на  строгих  наказаниях  и  требовавший
абсолютного  повиновения  сознательно  оглуплённого  народа. Конфуцианство
ориентировалось  на  прошлое, а  легизм  бросал  этому  прошлому  открытый
вызов, предлагая  в  качестве  альтернативы  крайние  формы  авторитарной
деспотии.
       Грубые  методы  легизма  для  правителей  были  более  приемлемыми
и  эффективными, ибо  они  позволяли  твёрже  держать  в  руках
централизованный  контроль  над  частным  собственником, что  имело
огромное  значение  для  усиления  царств  и  успехов  в  их  ожесточённой
борьбе  за  объединение  Китая.
       Синтез  конфуцианства  и  легизма  оказался  не  столь уж  сложным
делом.  Во-первых, несмотря  на  многие  различия, легизм  и  конфуцианство
 имели  немало  общего: сторонники  обеих  доктрин  мыслили
рационалистически,  для  тех  и  других  государь  был  высшей  инстанцией,
министры  и  чиновники – его  основными  помощниками  в  управлении, а
народ – невежественной  массой, которой  следовало  руководить  должным
образом  для  её  же  блага.  Во-вторых, синтез  этот  был  необходим:
введённые  легизмом  методы  и  инструкции ( централизация  администрации
и  фиска, суда, аппарата  власти  и  т.п. ), без  которого  нельзя  было
управлять  империей,  в  интересах  той  же  империи  следовало  сочетать
с  уважением  к  традициям  и  патриархально-клановым  связям. Это  и  было
 сделано.
       Превращение  конфуцианства  в  официальную  идеологию  явилось
поворотным  пунктом  как  в  истории  этого  учения, так  и  в  истории
Китая.  Если  ранее  конфуцианство, призывая  учиться  у  других,
предполагало  за  каждым  право  самому  размышлять, то  теперь  входила  в
 силу  доктрина  абсолютной  святости  и  непреложности  других  канонов  и
 мудрецов, каждого  их  слова. Конфуцианство  сумело  занять  ведущие
позиции  в  китайском  обществе, приобрести  структурную  прочность  и
идеологически  обосновать  свой  крайний  консерватизм, нашедший  наивысшее
 выражение  в  культе  неизменной  формы.
        Конфуцианство  воспитывало  и  образовывало.  Начиная  с  эпохи
Хань, конфуцианцы не  только  держали  в  своих  руках  управление
государством, но  и  заботи -лись  о  том, чтобы  конфуцианские  нормы  и
ценностные  ориентиры  стали  общепризнанными, превратились  в  символ
«истинно  китайского». Это  и  привело  к  тому,  что  каждый  китаец  по
рождению  и  воспитанию  должен  был  прежде  всего  быть  конфуцианцем, то
 есть  с  первых  шагов  жизни  китаец  в  быту, обращении  с  людьми, в
исполнении  важнейших  семейных  и  общественных  обрядов  и  ритуалов
действовал  так, как  это  было  санкционировано  конфуцианскими
традициями. Даже  если  он  со  временем  становится  даосом  или
буддистом, или  даже  христианином,-  всё  равно, пусть  не  в  убеждениях,
но  в  поведении, обычаях, манере  мышления, речи  и  во  многом  другом,
часто  подсознательно, он  оставался  конфуцианцем.
       Воспитание  начиналось  с  малолетства, с  семьи, с  приученных  к
культу  предков, к  соблюдению  церемониала  и  т.д.. Система  образования
в  средневековом  Китае  была  ориентирована  на  подготовку  знатоков
конфуцианства.
       Конфуцианство – регулятор  жизни  Китая. Центализованное
государство, существовавшее  за  счёт  ренты – налога  с  крестьян, не
поощряло  чрезмерного  развития  частного  землевладения. Коль  скоро
усиление  частного  сектора  переходило  допустимые  границы, это  вело  к
значительному  снижению  доходов  казны  и  расстройству  всей
административной  системы. Возникал  кризис, и  в  этот  момент  начинал
действовать  конфуцианский  тезис  об  ответственности  императоров  и  их
чиновников  за  дурное  управление. Кризис  преодолевался, но  восстание,
которое  его  сопровождало, уничтожало  всё, что  было  достигнуто  частным
 сектором. После  кризиса  центральная  власть  в  лице  нового  императора
 и  его  окружения  становилась  сильней, а  часть  частного  сектора
начинала  всё  сначала. Конфуцианство  выступало  и  как  регулятор  во
взаимоотношениях  страны  с  Небом, и - от  имени  Неба – с  различными
племенами  и  народами, населявшими  мир. Конфуцианство  поддержало  и
вознесло  созданный  ещё  в  иньско - чжоуское  время  культ  правителя,
императора, «сына  Неба», управляющего  Поднебесной  от  имени  великого
Неба.
       Конфуцианство  стало  не  просто  религией, а  также  и  политикой,
и  административной  системой, и  верховным  регулятором  экономических  и
социальных  процессов – словом, основой  всего  китайского  образа  жизни,
принципом  организации  китайского  общества, квинтэссенцией  китайской
цивилизации.
        В  течение  двух  с  лишним  тысяч  лет  конфуцианство  формировало
 умы  и  чувства  китайцев, влияло  на  их  убеждения, психологию,
поведение, мышление, речь, восприятие, на  их  быт  и  уклад  жизни. В
этом  смысле  конфуцианство  не  уступает  ни  одной  из  великих  решений
мира, а  кое  в  чём  и  превосходит  их. Конфуцианство  заметно  окрасило
в  свои  тона  всю  национальную  культуру  Китая,  национальный  характер
населения. Оно  сумело  стать – во  всяком  случае  для  старого Китая –
незаменимым.
        Большое  распространение  имела  в  древнем  Китае  и  другая
философская  система, принадлежавшая  Лао-цзы, резко  отличавшаяся  от
конфуцианства  своим  ярко  выраженным  умозрительным  характером.
Впоследствии  из  этой  философской  системы  выросла  целая  сложная
религия, так  называемый  даосизм, который  просуществовал  в  Китае  свыше
 2000 лет.
        Даосизм  в  Китае  занимал  скромное  место  в  системе
официальных  религиозно-идеологических  ценностей. Лидерство  конфуцианцев
никогда  им  всерьёз  не  оспаривалось. Однако  в  периоды  кризисных
ситуаций  и  больших  потрясений, когда  централизованная  государственная
администрация  приходила  в  упадок  и  конфуцианство  перестало  быть
эффективным, картина  нередко  менялась.  В  эти  периоды  даосизм  и
буддизм  подчас  выходил  на  передний  план, проявляясь  в  эмоциональных
народных  взрывах, в  эгалитарных  утопических  идеалах  восставших.  И
хотя  даже  в  этих  случаях  даосско - буддийские  идеи  никогда  не
становились  абсолютной  силой, но, напротив, по  мере  разрешения  кризиса
 постепенно  уступали  лидирующие  позиции  конфуцианству, значение
бунтарско – эгалитаристских  традиций  в  истории  Китая  не  должно
преуменьшаться. Особенно  если, принимать  во  внимание, что  в  рамках
даосских  сект  и  тайных  обществ, эти  идеи  и  настроения  были  живучи,
сохранялись  веками, переходя  из  поколения  в  поколение, и  тем
накладывали  свой  отпечаток  на  всю  историю  Китая. Как  известно, они
сыграли  определённую  роль  и  в  революционных  взрывах   XX  века.
       Немалое  влияние  оказали  на  китайский  народ  и  его  культуру
буддийская  и  индо – буддийская  философия  и  мифология. Многое  из  этой
 философии  и  мифологии, начиная  от  практики  гимнастики  йогов  и
кончая  представлениями  об  аде  и  рае, было  воспринято  в  Китае,
причём  рассказы  и  легенды  из  жизни  будд и  святых  причудливо
переплетались  в  рационалистическом  китайском  сознании  с  реальными
историческими  событиями, героями  и  деятелями  прошлого. Буддистская
метафизическая  философия  сыграла  свою  роль  в  становлении
средневековой  китайской  натурфилософии.
        С  буддизмом  связано  в  истории Китая  очень  многое, в  том
числе  и, казалось  бы, специфически  китайское. Буддизм  был  единственной
 мирной  религией, получившей  широкое  распространение  в  Китае. Но
специфические  условия  Китая  и  характерные  черты  самого  буддизма  с
его  структурной  рыхлостью  не  позволили  этой  религии, как  и
религиозному  даосизму, приобрести  преобладающее  идейное  влияние  в
стране. Как  и  религиозный  даосизм, китайский  буддизм  занял  своё
место  в  гигантской  системе  религиозного  синкретизма, которая
сложилась  в  средневековом  Китае  во  главе  с  конфуцианством.
        В  истории  и  культуре  средневекового  Китая  огромную  роль
играла  обновлённая  и  модифицированная  форма  древнего  конфуцианства,
получившая  название  неоконфуцианство.  В  новых  условиях
централизованной  империи  Сун, для  решения  задач  усиления
административно - бюрократического  начала  необходимо  было  «обновить»
конфуцианство  в  соответствии  с  новыми  социальными  условиями, создать
прочное  теоретическое  обоснование  существующего  строя, выработать
принципы  конфуцианской  «ортодоксии», которые  можно  было  бы
противопоставить  буддизму  и  даосизму.
        Заслуга  создания  неоконфуцианства  принадлежит  целой  когорте
крупных  китайских  мыслителей. В  первую  очередь  это  Чжоу  Дунь-и
(1017 – 1073 гг.), взгляды  и  теоретические  разработки  которого
заложили  основы  философии  неоконфуцианства. Положив  в  основание  мира
беспредельное  и  обозначив  его  «Великий  Предел»  как  основу, как  путь
 космоса, в  движении  которого  рождается  сила  Света (Ян), а  в  покое –
космическая  сила  Тьмы (Инь), он  утверждал,  что  от  взаимо – действия
этих  сил  проистекает  рождение  из  первобытного  хаоса  пяти  стихий,
пяти  родов  вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а  из  них –
множества  вечноизменяющихся  вещей  и  явлений. Основные  принципы  учения
 Чжоу  Дунь-и  были  восприняты  Чжан  Цзаем  и  братьями  Чэн, но  самым
ярким  представителем  философов  сунского  периода  был  Чжу  Си (1130 –
1200 гг.) именно  он  выступил  как  систематизатор  основных  принципов
неоконфуцианства,  на  долгие  годы  определивший  основные  идеи, характер
 и  формы  обновлённого  и  приспособленного  к  условиям  средневековья,
конфуцианского  учения.
       Как  отмечают  современные  учёные, неоконфуцианство  было  более
религиозным  и  склонным  к  метафизике,  чем  раннее  конфуцианство,  и
вообще,  средневековая  китайская  философия  характеризовалась
религиозным  уклоном. В  ходе  заимствований  у  буддистов  и  даосистов
различных  сторон  их  учений  была  создана  основа  для  разработки
логического  метода  неоконфуцианства, который  был  возведён  в  ранг
одной  из  важнейших  частей  конфуцианского  канона, смысл  которого
заключался  в  том, что  сущность  знания – в  постижении  вещей.
        С  приходом  к  власти  китайской  династии  Мин  императоры  не
выражали  особой  готовности  принять  конфуцианскую  доктрину  в  качестве
 единственной  опоры  в  государственном  строительстве. Конфуцианство
было  сведено  на  положение  лишь  одного  из  трёх  учений  о  постижении
 Пути  Неба.
        Развитие  общественного  сознания  китайцев  в  минский  период
привело  к  возникновению  индивидуалистических  тенденций. Первые
признаки  такого  рода  персоналистических  тенденций  появились  в  самом
начале  минского  времени. У  минских  мыслителей, и  в  первую  очередь, у
 Ван  Ян-мина  (1472 – 1529  гг.), мерилом  человеческих  ценностей  стала
не  столько  конфуцианская  социализированная  личность, сколько  личность
персонализированная. Центральным  понятием  философии  Ван  Ян-мина
является  лянчжи (врождённое  знание), наличие  которого  у  каждого
человека  даёт  право  на  достижение  мудрости.
        Ярким  своеобразным  последователем  Ван  Ян-мина  был  философ  и
писатель  Ли  Чжи  (1527 – 1602  гг.). Ли  Чжи  акцентировал  внимание  на
индивидуальном  предназначении  человека  и  поиске  им  своего  Пути.
Центральным  понятием  философии  Ли  Чжи  было  тун  синь (детское
сердце), некоторый  аналог  лянчжи  Ван  Ян-мина. Ли  чжи  резко
расходился  с  Ван  Ян-мином  в  оценке  конфуцианской  концепции
человеческих  отношений, полагая, что  в  их  основе  лежат  насущные
человеческие  потребности, без  удовлетворения  которых  никакой  морализм
не  имеет  смысла.
       Так,  в  результате  сложного  процесса  синтеза  религий, норм
этики  в  позднесредневековом   Китае  возникла  новая  комплексная
система  религиозных  представлений, был  сформирован  гигантский  и
постоянно  обновлявшийся  сводный  пантеон  божеств, духов, бессмертных,
патронов – покровителей  и  т.п.
        Всякое  религиозное  движение, представляющее  собой  проявление
человеческих  чаяний, социальных  перемен  и  надежд  на  благой  результат
 с  верой  в  высшую  предопределённость  такого  развития  событий,
всегда  тесно  взаимосвязаны  с  конкретными  социально-политическими,
культурными  и  прочими  особенностями  региона  или  страны  в  целом.
Особую  роль  в  религиозном  движении  в  Китае  играли  народные
секстанские  верования, доктринальные  принципы, ритуальные  и
организационно-практические  формы которых  наиболее  полно  сформировались
 к  XVII веку. Религиозная  активность  сект  всегда  была  достаточно
широкой  и  многообразной, сохраняя  при  этом  подчинённость  основным
целям  и  ценностям  вероучения.
        В  течение  всей  истории  китайской  культуры  каждая  из
существующих  эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте,
самобытности  и  разнообразию  ценности.
        Многие  черты  материальной  культуры  шан-иньского  периода
указывают  на  её  генетические  связи  с  неолитическими  племенами,
населявшими  бассейн  Хуанхэ  в  III в. до  н.э. Немалое  сходство  мы
набдюдаем  в  керамике, характере  земледелия  и  применения
сельскохозяйственных  орудий. Однако  по  крайней  мере  три  важнейших
достижения  присущи  периоду  Шан-Инь: употребление  бронзы, возникновение
городов  и  появление  письменности.
        Шанское  общество  находилось  на  грани  медно-каменного  и
бронзового  веков. В  так  называемом  Иньском  Китае  происходит
общественное  разделение  труда  на  земледельцев  и  специализированных
ремесленников. Шанцы  возделывали  зерновые  культуры, выращивали  садово-
огороднические  культуры, тутовые  деревья  для  разведения  шелкопряда.
Скотоводство  также  играло  значительную  роль  в  жизни  иньцев. Самым
главным  ремесленным  производством  было  бронзолитейное. Существовали
довольно  крупные  ремесленные  мастерские, где  из  бронзы  изготовляли
всю  ритуальную  утварь, предметы  вооружения, детали  колесниц  и  т.д.
        В  период  династии  Шан (Инь) получило  развитие  монументальное
строительство  и, в  частности, градостроительство. Города (размером
примерно  в  6  кв.км)  строились  по  определённому  плану, с
монументальными  зданиями  дворцово-храмового  типа, с  ремесленными
кварталами, бронзолитейными  мастерскими.
        Эпоха  Шан-Инь  была  сравнительно  недолгой. На  место  иньской
конфедерации  городов-общин  встало  раннегосударственное  объединение  в
пределах  нижнего  и  среднего  течения  Хуанхэ – Западное  Чжоу и
культура  пополняется  новыми  отраслями.
        Образцы  древнейших  стихотворных  произведений  дошли  до  нас  в
надписях  на  бронзовых  сосудах  XI – VI вв.до  н.э. Рифмованные  тексты
этого  времени  имеют  определённое  сходство  с  песнями. В  них  был
закреплён  исторический, нравственный, эстетический, религиозный  и
художественный  опыт, приобретённый  за  тысячелетия  предшествующего
развития.
        Историческая  проза  этого  периода  представляет  собой  надписи
на  ритуальных  сосудах, которые  рассказывают  о  передаче  земель,
военных  походах, наградах  за  победу  и  верную  службу  и  т.д.
приблизительно  с  VIII в. до  н.э. при  дворах  ванов  ведётся
регистрация  событий, посланий  и  создаётся  архив. К  V в. до  н.э.  из
кратких  записей  о  событиях  в  разных  царствах  составляются  своды,
один  из  которых – летопись  Лу, дошёл  до  нас  в  составе
конфуцианского  канона.
        Кроме  повествований, описывающих  те  или  иные  события,
конфуцианцы  зафиксировали  в  своих  трудах  и  знания  в  области
общественной  жизни, однако  потребности  повседневной  жизни  вызвали
появление  зачатков  целого  ряда  наук  и  их  дальнейшее  развитие.
        Необходимость  счёта  времени  и  составление  календаря  явились
причиной  развития  астрономических  знаний. В  этот  период  вводится
должность  летописцев-историографов, в  обязанности  которых  входило
занятие  астрономией  и  календарным  вычислением.
        С  расширением  территории  Китая  росли  познания  и  в  области
географии. В  результате  экономических  и  культурных  контактов  с  иными
 народностями  и  племенами, было  накоплено  много  сведений  и  преданий,
относительно  их  географического  месторасположения, быта, специфических
продуктов, производимых  там, местных  мифов  и  т.д.
        В  период  династии  Чжоу  медицина  отделяется  от  шаманства  и
знахарства. Знаменитый  китайский  врач  Бянь Цяо  описал  анатомию,
физиологию, патологию  и  терапию. Он - один  из  первых  врачей,  кто
производил  операции  под  наркозом, используя  для  этого  специальный
напиток.
        В  области  военной  науки  значительный  вклад  был  внесён
китайским  теоретиком  и  полководцем  Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему
 приписывают  авторство  трактата  о  военном  искусстве, где  показана
взаимосвязь  войны  и  политики, указаны  факторы, влияющие  на  победу  в
войне, рассматриваются  стратегия  и  тактика  ведения  боевых  действий.
        Среди  многочисленных  научных  направлений  существовала
сельскохозяйственная  школа (нунцзя). В  книгах, посвященных  теории  и
практике  ведения  сельского  зозяйства, собраны  сочинения, где
описываются  методы  и  способы  обработки  почв  и  посевов, хранения
продуктов, разведения  шелковичного  червя, рыбы  и  съедобных  черепах,
ухода  за  деревьями  и  почвами, выращивания  скота  и  т.д.
       Период  династии  Чжоу  ознаменован  появлением  многих  памятников
искусства  древнего  Китая. Вслед  за  переходом  к  железным  орудиям,
изменилась  техника  земледелия, вошли  в  обращение  монеты, улучшилась
техника  ирригационных  сооружений  и  градостроительства.
       Следом  за  крупными  сдвигами  в  хозяйственной  жизни, развитием
ремёсел, произошли  заметные  перемены  в  художественном  сознании,
возникли  новые  виды  искусства. На  протяжении  всего  периода  Чжоу
активно  развивались  принципы  градостроительства  с  чёткой  планировкой
городов, обнесённых  высокой  глинобитной  стеной  и  разделённых  прямыми,
пересекающимися  с  севера  на  юг  и  с  запада  на  восток  улицами,
разграничивающими  торговые, жилые  и  дворцовые  кварталы.
        Значительное  место  в  этот  период  занимает  прикладное
искусство. Широкое  распространение  получают  бронзовые  зеркала,
инкрустированные  серебром  и  золотом. Бронзовые  сосуды отличаются
нарядностью  и  богатством  орнамента. Они  стали  более  тонкостенными, а
украшались  инкрустацией  драгоценными  камнями  и  цветными  металлами.
Появились  художественные  изделия  бытового  назначения: изысканные
подносы  и  посуда, мебель  и  музыкальные  инструменты.
       К  периоду  Чжаньго  принадлежит  первая  картина  на  шёлке. В
родовых  храмах  наличествовали  настенные  фрески, изображавшие  небо,
землю, горы, реки, божеств  и  чудовищ.
      Одной  из  примечательных  черт  традиционной  цивилизации
древнекитайской  империи   становится  культ  образования  и  грамотности.
Было  положено  начало  официальной  системе  образования.
       В  начале  II века  появляется  первый  толковый  словарь, а
позднее  специальный  этимологический  словарь.
       Значительными  были  и  научные  достижения  в  Китае  этой  эпохи.
Составленный  во  II в.  до  н.э.  трактат  содержит  сжатое  изложение
основных  положений  математических  знаний. В  этом  трактате
зафиксированы  правила  действий  с  дробями, пропорции  и  прогрессии,
применение  подобия  прямоугольных  треугольников, решение  системы
линейных  уравнений  и  многое  другое. Особых  успехов  добилась
астрономическая  наука. Так, например, текст, датируемый  168 г. до н.э.,
указывает  движение  пяти  планет. В  I в. н.э. был  создан  глобус,
воспроизводивший  движения  небесных  тел, а  так  же  прототип
сейсмографа. Важным  достижением  этого  периода  является  изобретение
прибора, названного  «указателем  юга», который  применялся  как
мореходный  компас.
        Ярким  примером  соединения  теории  и  практики  является  история
 китайской  медицины. Лекари  применяли  большое  число  препаратов  из
трав  и  минералов. Лекарства  нередко  включали  в  себя  до  десяти  и
более  ингредиентов, а  их  применение  очень  строго  дозировалось.
        Имперский  период  истории  древнего  Китая  характеризуется
появлением  нового  жанра  исторических  сочинений,  развитием  жанра
прозо-поэтических  произведений  «фу», которые  получили  название
«ханьские  оды». Литература  отдаёт  дань  чувственной  и  сказочной
тематике, получают  распространение  книги  легенд  с  фантастическими
описаниями.
        Во  время  правления  У-ди  при  дворе  была  учреждена
Музыкальная  палата (Юэ  фу), где  собирались  и  обрабатывались  народные
мелодии  и  песни.
        Значительное  место  в  культуре  древнекитайской  империи
занимает  архитектура, скульптура  и  живопись. В  столицах   возводились
дворцовые  комплексы. Создаются  многочисленные  комплексы  гробниц  знати.
Получает  развитие  портретная  живопись. Портретными  фресками  украшались
 дворцовые  помещения.
        В  период  Южных  и  Северных  династий  ведётся  активное
строительство  новых  городов. С  III  по  VI вв.  в  Китае  построено
более  400  новых  городов. Впервые  стала  применяться  симметричная
планировка  городской  застройки. Создаются  грандиозные  храмовые
ансамбли, скальные  монастыри, башни – пагоды. Используются  как  дерево,
так  и  кирпич.
        К  V  веку  появились  статуи  в  виде  огромных  фигур. В
грандиозных  статуях  мы  видим  динамику  тел  и  мимику  лиц.
       В  V – VI вв.  среди  разнообразных  художественных  изделий
значительное  место  занимает  керамика, которые  по  своему  составу
становятся  очень  близки  к  фарфору. В  этот  период  получает  широкое
распространение  покрытие  керамических  сосудов  глазурью  бледно-зелёного
 и  оливкового  цвета.
       Картины  IV –VI  вв.  приобретают  форму  вертикальных  и
горизонтальных  свитков. Они  писались  тушью  и  минеральными  красками
на  шелковых  полотнищах  и  сопровождались  каллиграфическими  надписями.
       Литературное  творчество  III – IV вв. переживало  бурный  подъём.
Можно  встретить  придворную  литературу, насыщенную  фольклором; устную
поэтическую, которая  в  своей  основе  почти  всегда  имела  реальные
события. К  этому  периоду  относится  развитие  нового  поэтического
жанра  «ши» -  стихов  песенного  типа, в  основе  которых  лежат  народные
 мелодии. Распространение  имеют  клериканская, конфуцианская  житийная  и
буддийская  литература.
       Период  объединения  Китая  и  создания  Танского  государства
характеризуется  мощным  пафосом  созидания. Небывалый  размах
строительных  работ  был  присущ  градоустройству.
       Столицы  превращаются в  крупнейшие  ремесленные, торговые  и
культурные  центры, где  основное  ядро  составляли  кварталы  грандиозного
 дворцового  комплекса, состоявшего  из  Императорского  города  и
Запретного  города. Из  сохранившихся  до  наших  дней  остатков  дворцов
видно, что  в  архитектуре  того  времени  наблюдалась  тяга  к
монументальным  формам  и  дворцы  стали  многоэтажными. Появились
террасы, галереи  и  мосты, которые  связывали  здание  с  парками.
Черепичные  крыши  всё  чаще  становятся  двухярусными. Прекрасным
дополнением  являются  монастырские  сооружения, которые  приобретают
особую  парадность.
       Объединение  страны, её  подъём, а  также  могущество  буддийской
церкви  способствовали  расцвету  китайской  пластики. В  скульптурных
изображениях  появляется  большая  плавность  форм  и  одухотворённость
образов, трёхмерность  изображения.
       Расцвет  творческих  сил  народа  особенно  ярко  проявился  в
живописи  танского  периода.  В  её  произведениях  ярко  проявилась
любовь  к  своей  стране  и  её  богатой  природе. Работы  выполнялись  на
шёлке  или  бумаге  в  виде  свитков. Прозрачные  и  плотные  краски,
напоминающие  акварель  и  гуашь, были  минерального  или  растительного
происхождения.
       Танский  период, ставший  временем  расцвета  страны  и  золотым
веком  китайской  поэзии, подарил  Китаю  подлинных  гениев, среди  которых
 Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они  являлись  не  только  поэтами  своего
времени, но  и  провозвестниками  новой  эпохи, ибо  в  их  произведениях
уже  заложены  те  новые  явления, которые  в  дальнейшем  станут
характерными  для  целого  ряда  писателей  и  обусловят  взлёт  духовной
жизни  страны. Проза  VII – IX вв. продолжала  традиции  предшествующего
периода, представляющего  собой  сборники  побасенок, анекдотов. Эти
произведения  получают  своё  развитие  в  виде  авторских  новелл и  имеют
 форму  писем, докладных  записок, притч  и  предисловий. Отдельные  сюжеты
 новелл  впоследствии  легли  в  основу  популярных  драм.
        В  сунский  период  Китай  вновь  становится  одним  из  передовых
государств  своего  времени. Наблюдается  значительный  подъём  в  развитии
 ремесла  и  торговли, что  сопровождается  ростом  городов, зодчество
занимает  ведущие  позиции  в  строительстве. Китайские  мастера  возводят
дворцы  как  в  своей  стране, так  и  зарубежом. Разнообразнее  стали
типы  сооружений  городов, используются  новые  материалы  и  приёмы
возведения  строений, становятся  всё  более  изящными, с
высокохудожественной  декоративной  отделкой  деревянных  конструкций,
фасадов  и  интерьеров.
       В  X  веке  на  юге  страны  появляются  пагоды, украшенные
скульптурными  мотивами  в  виде  группы  фигур  божеств.
       В  период  XII – XIII вв. зодчество  становится  пейзажным, что
выразилось  в  развитии  особого  вида  искусства – ландшафтных  садов,
воплощавших  в  себе  всё  наиболее  типическое  и  ценное, что  можно
было  увидеть  в  самой  живой  природе.
       Пластика  сунского  периода  намного  бледнее  и  менее
возвышенная. Скульптуры  X – XIII вв. теряют  свою  монументальность, в
них  всё  чаще  просматриваются  черты  декоративности, манерности  и  даже
 лиризма.
       С  началом  книгопечатания  в  Китае  (X в.) происходит
значительный  скачок  в  развитии  литературы  и  научных  знаний.
Публикуется  множество  работ  по  различным  областям  истории,
археологии, отражающих  большой  интерес  китайцев  к  своему  прошлому.
Широкое  распространение  книгопечатания  способствует  письменному
закреплению  произведений  народного  творчества.
       Особого  развития  в  сунский  период  достигает  литературный  жанр
«Цы»,стихи  которого  стоят  в  одном  ряду  с  лучшими  произведениями
танского  периода. Литераторы  этого  периода  писали  классические  стихи
«ши»  и  «цы»,идущие  от  народной  песни,  оды – философскую  ритмическую
прозу, традиционные  стихи, ри сующие  картины  природы, патриотические
мотивы. В  этот  период  формируются  сборники  типа  эссе, содержащие
рассказы, новеллы, автобиографические  эпизоды, анекдоты. В  средневековой
прозе  Китая, начиная  с  IX века  и  вплоть  до  XIX века  пользовались
огромной  популярностью  лаконичные  изречения – цзацзуань, отличающиеся
оригинальной  литературной  формой.
       Отличительной  чертой  культуры  является  усиление  демократических
 тенденций, расцвет  художественного  творчества, рассчитанного  на
массовую  аудиторию  и  представляющего  собой  городскую  повесть, бытовую
 музыку, театрализованные, песенно-танцевальные  и  фарсовые
представления. Приобретает  широчайшее  распространение  драматургический
жанр, где  прозаический  монолог  или  диалог  чередуются  со
стихотворными  ариями.
       Период  Сун  является  яркой  страницей  в  истории  китайской
живописи. В  ней  на  протяжении  X – XI вв. происходят  значительные
перемены. Природа  в  произведениях  художников  всё  более  героизируется,
в  ней  воплощается  образ  всего  мироздания. Живописцы  этого  периода
вырабатывают  новые  взгляды  на  пространственное  построение  пейзажных
картин-свитков, их композицию  и  тональность. В  картинах  исчезает
многолюдность, появляется  монохромная  гамма  чёрной  туши.
        В  тесном  соприкосновении  с  живописью  развивалось  и
прикладное   искусство.  В  период  Сун  создаются  великолепные  шелковые
ткани «кэсы», на  которых  воспроизводились  рисунки  известнейших
мастеров  живописи.
       Расцвет  керамики  стал  результатом  творческого  поиска  многих
керамистов  Китая. При  определённых  успехах  в  области  производства
фарфора, главным  достижением  являются  изделия  из пластической  глины.
Особой  красотой  и  изысканностью  отличаются  изделия  из  камня  и
лака, а  также  бронзовые  сосуды, украшенные  инкрустацией  из  золота  и
серебра  с  рельефными  изображениями  цветов, рыб  и  птиц.
        Художественные  изделия  Китая  в  юаньский  период  отличаются
высоким  мастерством  и  качеством  исполнения. Керамические  изделия,
изделия  из  ткани,  эмали, лака  в  XIII – XIV  вв. в  большом  количестве
 вывозились  за  пределы  Китая  в  страны  Ближнего  Востока  и  Европу,
где  их  очень  высоко  ценили.
        Победа  над  иноземными  захватчиками  и  установление  власти
династии  Мин  способствовали  общему  подъёму  творческих  сил  народа,
что  нашло  отражение  в  развёрнутом  городском  строительстве, а  также
в  развитии  торговли  и  ремёсел. Непрекращающиеся  набеги  кочевников  на
 севере  страны  вынуждают  правителей  заботиться  об  укреплении  Великой
 Китайской  стены.  Её  достраивают  и  облицовывают  камнем  и  кирпичом.
Сооружается  ряд  дворцовых  и  храмовых  ансамблей, усадеб, а  также
садово-парковых  комплексов. И, хотя  в  строительстве  по-прежнему
основным  материалом  является  дерево, в  дворцовом, храмовом, крепостном
зодчестве  всё  шире  стали  применяться  кирпич  и  камень  с  активным
использованием  в  красочном  оформлении  сооружений  их  фактуры  и
цвета.
         Китайская  монументальная  скульптура  в  минский  период,
несмотря  на  общий  упадок, сохраняет  своё  реалистическое  начало. Даже
в  буддийских  деревянных  статуях  этого  времени  просматриваются
жизненность  трактовки фигур  и  огромное  богатство  художественных
приёмов. В  мастерских  изготовлялись  прекрасные  статуэтки  и  фигуры
животных  из  дерева, бамбука, камня. Мелкая  пластика  поражает  высоким
мастерством  и  глубиной  проникновения  в  образы.
         Литература  периода  Мин – это, прежде  всего, романы, повести.
Одной  из  наиболее  стойких  литературных  китайских  традиций  была
афористическая  словесность, корни  которой  уходят  к  изречениям
Конфуция.
         В  период  династии Мин, особенно, начиная  с  XVI  столетия,
китайский  театр  привлекал  к  себе  всё  большее  внимание  литераторов
и  знатоков  искусства. Театр  знаменовал  собой  появление  новой
театральной  формы, сочетающей  в  себе  высокую  драматургию  с
совершенным  музыкальным, сценическим  и  актёрским  искусством.
         Искусство  минского  периода  стремилось  прежде  всего  к
сохранению  традиций  танского  и  сунского  времён. Именно  в  этот
период  зарождается  повествовательный  жанр. По-прежнему  значительное
место  в  живописи  этого  периода  занимают  произведения  пейзажной
живописи  и  живописи  «Цветов  и  птиц».
         Значительное  место  в  художественной  культуре  Китая  занимали
различные  виды  декоративно-прикладного  искусства. Одним  из  главных
его  видов  становятся  изделия  из  фарфора,  которые  выдвинуты  на
первое  место  в  мире.
        Начиная  с  периода  Мин  широкое  распространение  получает
техника  перего- родчатых  и  расписных  эмалей. Изготовлялись
многофигурные  рельефные  компо- зиции  из  красного  резного  лака. Можно
было  увидеть  вышитые  картины,  выполненные  цветной  гладью.
        Архитектура  цинского  периода  приобретает  свои  характерные
черты, выраженные  в  стремлении  к  пышности  форм, обилию  декоративного
убранства. Двор- цовые  здания  приобретают  новые  черты  в  связи  с
дробностью  орнаментальных  деталей  и  яркой  полихромностью  своей
отделки. Для  орнаментации  зданий  применялись  различные  материалы, это
и  камень, и  дерево, и  глазурованные  многоцветные  керамические  плиты.
Значительное  внимание  уделяется  сооружению  парковых  ансамблей. XVIII –
XIX  вв.  характеризуются  интенсивным  строительством  загородных
резиденций, пышность,  нарядность  и  богатство  архитектурных  форм
которых  говорят  о  вкусах  того  времени  и  богатстве  их  обитателей. В
 оформлении  их  применялись  не  только  яркие  краски  и  позолота, но  и
 фарфор  и  металл.
       Традиции  народного  творчества  с  его  оптимизмом  и  стремлением
к  передаче  реальных  образов  нашли  своё  наибольшее  выражение  в
скульптуре. В  работах  безызвестных  мастеров-резчиков  из  слоновой
кости, дерева, корня  и  бамбука  можно  встретить  образы  простых  людей
– пастухов, охотников, стариков, скрытые  под  обликом  божеств.
       В  цинский  период  в  классической  прозе  и  поэзии  появляются
довольно  видные  мастера. В  области  повествовательной  литературы
выделяется  жанр  новеллы.   В  1701 –1754 гг.  закладываются  основы
сатирического  эпоса. В XVIII – XIX  вв.  по-прежнему  пользовались
большой  популярностью  изречения  китайских  писате- лей  цзацзуань.
       Театральное  искусство  в  цинский  период  претерпевает
значительные   измене –ния. Во  второй  половине  XVII веке  новая
маньчжурская  династия  сделала  куньцюй  придворным  театром. Развитие
театрального  жанра  куньцюй  внесло  немало  изменений  в  вокальную
технику. Арии  стали  исполняться  в  более  живом  темпе, позволяя
координировать  пение, слово  и  сценическое  движение. Около  середины
XIX века  музыкально-драматический  театр  всё  более  приобретает  черты
национального  театра  классической  драмы.
        В  живописи  XVII – XIX  вв. значительное  место  занимает
копирование  лучших  произведений  прошлого. Создаются  декоративные
панно, написанные  краска - ми  на  шёлковой  ткани. Другое  направление  в
 живописи  конца  XVII –начала   XVIII века  представляют  работы  авторов,
знакомых  с  европейской  гравюрой  и     линейной  перспективой.
Продолжает  своё  существование  и  жанр  повествователь –      ной
живописи.
        Особое  место  в  культуре  Китая  цинского  периода  занимает
декоративно-прикладное  искусство.  Китайские  керамисты  достигают  новых
успехов  в  произ-  водстве  художественного  фарфора, который  украшается
росписью  блестящими  прозрачными  эмалевыми  красками. Для  украшения
дворцовых  ансамблей, особенно  их  интерьера,  европейские  архитекторы  и
 художники  используют  китайские  вышивки, фарфор, изделия  из  лака  и
эмали.
       Китайские  народные  мастера  создавали  самые  разнообразные
изделия  при -кладного  искусства. Мастера-резчики, несмотря  на  трудности
 работы  с  твёрдыми  породами  камня, вырезают  из  нефрита, розового
кварца, горного  хрусталя, слоновой  кости   различные  принадлежности.
      Близкой  к  живописи  по  своему  характеру  и  своеобразной  по
форме  была  в   XVII – XIX  вв. китайская  вышивка. Прекрасны  созданные
китайскими  мастерами  декоративные  панно, а  украшение  одежды  вышивкой
всегда  являлась  непремен -ным  элементом.  Помимо  вышивок  и  тканей
широкое  применение  в  этот  период  получили  ковры.
       Китайская  культура  всех  времён  развивалась  в  условиях
различных  противоречий  внутри  страны, установления  господства  и
закабаления  Китая  капиталистическими  государствами. Но  даже  в  таких
условиях  развитие  культуры  получает  дальнейшее  развитие.
       Сохранившиеся  материальные  и  литературные  источники  позволяют
проследить  процесс  развития  китайских  религиозно-философских  взглядов,
возникновение  социально-политических  систем. Мы  видим,  как  развиваются
 градостроительство, архитектура, пластическое  искусство; создаются
сокровищницы  поэзии  и  прозы; возникают  значительные  произведения
изобразительного  искусства, в  том  числе  и  портретная  живопись;
образуется  общенациональная  форма  театра, а  позднее  и  музыкальная
драма. А  красота  китайского  фарфора, вышивок, расписных  эмалей, резных
изделий  из  камня, дерева, слоновой  кости  по  своему  изяществу  и
художественной  ценности  претендуют  на  одно  из  ведущих  мест  среди
подобных  изделий  в  мире. Значительными  были  и  естественно - научные
достижения  в  области  образования, астрономии, магнетизма, медицины,
книгопечатания  и  т.д. Достигнуты  успехи  в  экономическом  развитии,
расширении  внешних  сношений.
       Культура  Китая  оказала  большое  влияние  сначала  на  развитие
культуры  многочисленных  соседних  народов, населявших  обширные
территории  позднейших  Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи  и  Японии.
Позднее  на  большое  число  ведущих  держав  средневекового  мира.
Значительную  лепту  китайская  культура  внесла  и  в  развитие  мировой
культуры. Её  самобытность, высокая  художественная  и  нравственная
ценность  говорят  о  творческой  одарённсти  и  глубоких  корнях
китайского  народа.



                                    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ    ЛИТЕРАТУРА:


           АВДИЕВ  В. И.

                            «ИСТОРИЯ   ДРЕВНЕГО   ВОСТОКА» -
                                                МОСКВА, 1953 г.



           ВАСИЛЬЕВ  Л. С.

                            «ИСТОРИЯ   РЕЛИГИИ    ВОСТОКА» -
                                                МОСКВА,  1983 г.



           ГОГОЛЕВ  К. Н..

                            «МИРОВАЯ   ХУДОЖЕСТВЕННАЯ   ЛИТЕРАТУРА»-
                                                МОСКВА,1997 г.



            ПОД   РЕД.   ДЬЯКОНОВА   И  ДР.

                            «ИСТОРИЯ  ДРЕВНЕГО  МИРА» -

                            КН. II  «РАСЦВЕТ  ДРЕВНЕГО  ОБЩЕСТВА» -

                            СТАТЬЯ   СТЕПУГИНА  Т.  В.

                            «ИДЕОЛОГИЯ  И  КУЛЬТУРА  КИТАЯ  ПЕРИОДА  РАСЦВЕ-

                              ТА    РАБОВЛАДЕНИЯ»

                                                МОСКВА, 1982 г.