А. Солженицын


                                А. Солженицын
             / «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича»/
     В настоящее время не так часто встречаются книги, чтение которых
оставляло бы впечатление беседы с мудрым и понимающим тебя  собеседником.
Мне по-настоящему дорога всё-таки классика. Герои Лермонтова, Л. Толстого,
Ф.М. Достоевского, М. Шолохова останутся в моей памяти навсегда. В
последнее время появились оригинальные по содержанию произведения, авторы
которых пытаются убедить нас  в правильности изображения событий
сталинского периода, кровавой полосы в жизни России.
      Нам, молодым, очень трудно давать объективную оценку тому, что
происходило много лет тому назад. Народ пережил такие большие социальные
трагедии, как революция, гражданская война, коллективизация и большой
террор.
      Противоречивыми, внутренне драматическими были судьбы писателей,
втянутых в водоворот этих событий, - А. Платонова, А. Солженицына, Б.
Пастернака, М. Булгакова. Все они дети своего времени и делили со своей
страной её страшные испытания, её духовную драму. Их творчество -
выстраданная боль за судьбы отечества, пораженного тяжелым недугом, за
судьбы родной культуры, естественное развитие которой было насильственно
прервано, сломано, искажено.
      Прочитав книги А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана
Денисовича», я был потрясён описанием событий в них.
      Писатель, как мне кажется, достоверно рассказал о трагических судьбах
русской интеллигенции, изуродованной, онемевшей, сгинувшей в ГУЛАГе.
Миллионы русских интеллигентов бросили сюда на увечья, на смерть, без
надежды на возвращение. Впервые в истории такое множества людей развитых,
зрелых, богатых культурой оказались навсегда «в шкуре раба, невольника,
лесоруба и шахтёра».
      А. Солженицын в начале своего повествования пишет о том, что в его
книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы
их собственными именами. Архипелаг - все эти «острова», соединенные между
собой «трубами «канализаций», по которым «протекают »люди, переваренные
чудовищной машиной тоталитаризма в жидкость - кровь, пот, мочу; архипелаг,
живущий «собственной жизнью, испытывающий то голод, то злобную радость, то
любовь, то ненависть; архипелаг, расползающийся, как раковая опухоль
страны, метастазами во все стороны... » .
      Обобщая в своём исследовании тысячи реальных судеб, неисчислимое
множество фактов, Солженицын пишет, что «если бы чеховским интеллигентам,
всё гадавшим, что будет через двадцать- тридцать лет, ответили бы, что
через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп
железным кольцом, опускать человека в ванну с кислотой, голого и
привязанного пытать муравьями, загонять раскаленный на примусе шомпол в
анальное отверстие, медленно раздавливать сапогами половые органы, «ни одна
бы чеховская пьеса не дошла до конца»: многие зрители попали бы в
сумасшедший дом » .
      Я, человек девяностых годов, не могу в это поверить. Неужели была
такая необходимость издеваться над народом? Ведь в таких условиях может
произойти ломка сознания, самодеградация, отказ от своих убеждений, от
сознания  невиновности. И А. Солженицын доказал это, приведя в пример
Елизавету Цветкову, узницу, которой в тюрьму пришло письмо от дочери,
попросившей мать сообщить, виноватали она. Если виновата, то пятнадцати
летняя девочка от неё откажется и вступит в комсомол. Тогда невиновная
женщина пишет дочери неправду : «Я виновата. Вступай в комсомол». «Как же
дочери жить без комсомола ?»- думает бедная женщина.
      А.И. Солженицын, бывший узник  ГУЛАГа, ставший писателем для того,
чтобы поведать миру о бесчеловечной системе  насилия и лжи, вынес в печать
свою лагерную повесть «Один день Ивана Денисовича».
      Один день героя Солженицына, пробежавший перед моим взором,
разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной
судьбы, до символа целой эпохи в истории России.
      Иван Денисович Шухов, заключенный, жил как все, воевал часто, пока не
попал в плен. Но Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания даже
в ГУЛАГе, он остался человеком. Что же помогло ему устоять? Кажется, в
Шухове  всё сосредоточено на одном - только бы выжить. Он не задумывается
над проклятыми вопросами : почему так много народа, хорошего и разного,
сидит в лагере? В чем причина возникновения лагерей? Он даже не знает, за
что его посадили. Считается, что Шухов находился в заключении за измену
Родине.
      Шухов- обычный человек, жизнь его прошла в лишениях, недостатке. Он
ценит прежде всего удовлетворение первых простых потребностей - еды, питья,
тепла, сна. Этот человек далек от размышлений, анализа. Ему присуща высокая
приспособляемость к нечеловеческим условиям в лагере. Но это не имеет
ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого
достоинства. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, живет по
совести. Главное для Шухова - это труд.
      В лице тихого, терпеливого Ивана Денисовича , Солженицын воссоздал
почти символический образ русского народа, способного перенести невиданные
страдания, лишения, издевательства тоталитарного режима и , несмотря ни на
что, выжить в этом «десятом круге ада» и сохранить при этом доброту к
людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и
непримиримости к нравственным порокам.
      Произведения А. Солженицына по-настоящему заставили меня задуматься
над прошлым моей страны. А без прошлого, я уверен, нет будущего.