А.П. Чехов




                           Реферат


                              по литературе

                        ученицы    10 Б класса  127 школы

                                      Миняевой Марии

      « Нужно, чтобы общество осознало себя  и
                                      ужаснулось...»
                            ( « Палата №6» А.П. Чехова.)



                                                  Учитель: Мисник
Светлана Эдуардовна



                                           1999 – 2000 г.



                               План реферата

    1. Вступление ( биография писателя)
    2. Творчество Чехова.
    3. Язык и стиль писателя , мнения критиков.
    4. Повесть « Палата №6», знакомство с героями,основной сюжет.
    5. История  написания повести
    6. Смысл фразы Лескова.



         « Нужно, чтобы общество осознало себя
                                       и ужаснулось...»
                          (« Палата №6» А.П. Чехова.)



    Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова
относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге
в купеческой семье..  Антон Чехов был четвертым ребенком. В 1876 году
его отец разорился и был вынужден бежать от кредиторов в Москву,
оставив семью.
    В 1879 году Чехов заканчивает городскую гимназию и, получив от
купечества стипедию, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на
медицинский факультет и оканчивает его в 1884 году. Будучи студентом,
он начинает писать рассказы и посылает их в Петербург, в
юмористические журналы, печатаясь под псевдонимами: « Брат моего
брата»,  «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Начинал писать
Чехов с маленьких рассказов, а иногда даже карикатур, что и положило
начало краткости его произведений.
    Рождение Чехова почти совпало с реформой 1861 года ( отмена
крепостного права), и формирование личности писателя шло уже в
послереформенной России, ее состояние  отразилось в рассказах
писателя.
    Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они
различны.
    Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над
закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в
его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает
многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-
бытовые, служебно-бытовые отношения и общественные явления. ( « Жизнь
прекрасна», «Смерть чиновника», « Руководство для желающих жениться» и
др.)
    В 1883году – он написал 120 рассказов
    в  1885 году  – 129 рассказов
    в  1886 году  – 112 рассказов
    в  1887 году  – 66 рассказов
    в  1888 году  – 12 рассказов
    Поздний Чехов 80х–90х годов отказывается от юмористического
подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев
становятся острее и четче. Чехов разоблачает тупого, сонного
российского обывателя показывает его тусклую жизнь, показывает его
невежественность, дикость, жестокость ( « Человек в футляре»,  « Дом с
мезанином», «Дама с собачкой», « Палата №6»).
    Тематика этого Чехова часто перекликается с тематикой других
писателей: Достоевского, Тургенева, Островского, и иногда, как мне
кажется, с гоголевской..
    Сравнивая творчество Достоевского и Чехова можно отметить, что
Достоевский рассматривает  темы « униженных и оскорбленных», темы
человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над
человеком, положения женщины в обществе и т.д.   в одном романе, а
Чехов в нескольких рассказах.
    Если Тургенева больше заботили проблемы крестьян, чем чиновничий
мир, то у Чехова  его герои – обыкновенные люди разных слоев общества.
В своих рассказах писатели коротко, но очень емко показывают положение
России во второй половине XIX века.
    Да, тематика перекликается, но все же Чехов глубоко
индивидуален, его стиль и точка зрения не похожи на других писателей.
     Язык Чехова доступен, понятен и красив. Но простота и открытость
свидетельствуют о глубине  жизненного опыта автора. Вот мнение Максима
Горького о стиле Чехова: «... единственный из художников нашего
времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать  так, чтобы
словам было тесно, а мыслям – просторно. Он не говорит нового, но то,
сто он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто,

             1
до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...»
    Ремизов, писатель серебряного века, так отозвался о нем: « С
первых книг я полюбил Чехова... но это была любовь не та, с которой я
читаю Достоевского  или Толстого: Достоевский действовал на меня до
содрогания, а Толстому мне хотелось подражать в письме и в жизни.
Чехова  я полюбил какой-то домашней любовью и рассказы его читал
напоследок, не пропуская ни одной печатной строки...». Я согласна с
этим мнением. Чехов не давит своим жизненым опытом в желании научить,
он легко, намеком, подсказывает той или иной жизненной ситуацией
правильный путь.
    Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, повестей – это «
Палата №6»,в которой рассказывается о провинциальной больнице и
докторе, назначенном туда. Герои повести – Громов Дмитрий Иванович и
Рагин Андрей Ефимович. Громов один из пациентов палаты №6 ,
«единственный умный человек», вернее, сохранивший какой-то разум,
человек,
    ____________________________________________________
    1.М. Горький статья « По поводу нового рассказа А.П.Чехова
    «В овраге»». /Хрестоматия по литературной критике для школьников и
абитурьентов.– Составление, коментарии Л.А. Сугай.–М: «Рипол Классик»,
1998. Стр 692 /
    ощутивший на себе «прелести» палаты. Громов дико рвется на
свободу, в отличие от остальных больных и мыслил он разумно, явно
осознавая, что он говорит, но был болен манией преследования. Именно с
ним  случайно встретился доктор, из любопытста пошедший за сумашедшим
– евреем –попрошайкой  Моисейкой  в маленький флигилек на задворках
больницы. Они заводят с Громовым философские споры. Чехов сталкивает
представителей обеих сторон, обоих классов.
    Рагин живет мыслями древних философов, « стремится к разумению
жизни и полному презрению к глупой суете мира», эти убеждения были
сходны с философией Марка Аврелия, римского императора II века до
н.э.,  проповедавшего стоицизм. Но Громов, услышав это, разражается
страстной речью о том, что  «... все это философия, самая подходящая
для российского лежебоки... Нет, сударь, это не философия, не
мышленье, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная дурь. Страдание
презираете, а небось прищемишь вам палец дверью, так и заорете во все
горло!» В уста Громова Чехов вложил свое мнение о буржуазии, о ее
лицемерности, готовности « посочувствовать» бедным и угнетенным и тем
самым уверовать в свое благородство. Об одном из романов Г.Сенкевича
Чехов с убийственной иронией пишет: « Цель романа: убаюкать буржуазию
в ее золотых стенах. Буть верен жене, молись с ней по молитвенику,
наживай деньги, люби спорт – и твоё дело в шляпе... Буржуазия очень
любит так называемые « положительные» типы и романы с благополучными
концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капитал
наживать, и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время
 счастливым.»   Поэтому в рассказах Чехова острые, больные вопросы
времени тревожат читателя именно своей неразрешённостью. В конце
произведения Чехов обычно показывает, что все осталось на своих местах


                                               1
и тем самым побуждают читателя к действию, к  активному протесту.
«Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось»,– читаем мы в
«Палате №6», это, я думаю, и явилось  основной целью творчества
Чехова.
    « Доктор Андрей Ефимович Рагин – замечательный в своем роде
человек», приехал в городок, в котором разворачивается действия
повести, молодым и полным сил. Это был неглупый, уравновешенный,
вежливый человек. Он никогда не чувствовал призвания к медицине, но,
по настоянию отца, закончил курс и был отправлен в уездный городишко.
Рагин сразу заметил, что в этом городе больница – «учреждение
безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья», там не
лечили, там приканчивали. И что же? Он что-то изменил, ввел новые
_______________________________________________________________________
__________________________________
    1. В.Г. Маранцман статья из учебника литературы/« Сквозь даль
времен...» Учебник по литературе второй половины XIXвека Для  10
класса, часть вторая, изд. « Специальная литература»,   С.-Пб 1997./
    порядки? Нет! « Если физическую и нравственную  нечистоту
прогнать с одного места, то перейдет в другое; надо ждать, когда она
сама выведется», – считал молодой доктор. И проводя вечера за кружкой
пива с другом, пришел к истине: « при всякой обстановке мы сможем
найти  успокоение в самих себе». Он обленился, редко появлялся в
больнице. Жизнь, каждый день ее, становилась похожей на бесконечно
повторяющийся  сон. Что ему до больных?
    И тут Чехов очень умно и тонко обрывает череду диванно-
философских рассуждений сонного и достаточного горожанина, такого, как
доктор Рагин, предлагая лучший способ: встать на место людей, которых
подобные господа иногда замечают и относятся  с снисходительным
презрением. По воле роковой случайности Рагин попадает в эту забытую
богом и людьми палату№6, маленький флигелёк на задворках
провинциальной больницы. Он ощутил на себе кулаки сторожа, отставного
солдата Никиты, «принадлежащего к числу тех простодушных,
положительных людей, которые больше всего на свете любят порядок и
поэтому убеждены, что ИХ надо бить». Это «их» в повести относится,
конечно, к душевнобольным пациентам, но этим « их» Чехов имел ввиду
большую часть бесправного, бедного населения  России, над которыми
стояли с кулаками вот такие же положительно тупые люди с выражением
лица, как у степной овчарки.
    Рагин, попав в палату, понимает правду Громова, и правду
угнетенных, социально незащищенных, бедных людей. Попав туда,
понимает, как это жить без носков, папирос, записной книжки в боковом
кармане, как это не надевать брюк, жилета, сапог, а ходить в коротких
панталонах и слишком длинной рубахе, в халате, пропахшем рыбой. Рагин
проводит в палате лишь  одну ночь, но для него она стала кошмаром. Он
увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не замечал или в лучшем
случае сочувствовал. Зарешёченные окна и багровая луна, тюрьма и
больница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с
блестящими звездами на груди - как призрак, тень. Им овладевает
отчаяние, он пытается вырваться из этого кошмара, но приходит Никита и
все расставляет  по местам.
    « Вот она, действительность», – подумал Андрей Ефимович. И понял
он наконец, « точно кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз
повернул в груди и кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и
вдруг в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая
мысль,  что такую же точно боль должны были  испытывать годами, изо
дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете тенями». Ночью
герою открылась вся правда, эта ночь пролила ясность на всю его жизнь
и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть наконец проснулась,
возникло – таки, наконец, чувство вины.
    Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для
тех, кто сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после
своей поездки на остров Сахалин – « каторжный остров», где делал
перепись населения и, вольно или нет, видел тюремных заключенных,
каторжников и простых людей, наблюдал их надзирателей, которые в
обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков и розг...» и
очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы,
описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую
несправедливость. «Душа у меня кипит», – писал он по возвращении с
острова. Результатом поездки стала книга «Остров Сахалин», а затем и
серия повестей, среди них « Палата№6». Вот мнения писателя по поводу
этих произведений: « Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе
будет висеть и сей жесткий халат». На Сахалине Чехов чувствует
необходимость выработать новое мировоззрение, определить свое
отношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу
насилием и к либерально-народнической теории « малых дел». Но приходит
к выводу, что все это несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и
что люди тяготятся такой жизнью. А теория Толстого    неуместна и
отрицается самой жизнью, как в
                       1
« Палате№6». Доктор Рагин – человек незлой, умный, сострадательный, и
он со своей позиции может любить ближнего, ему не за что кого-то
ненавидеть, а Громов его не может понять, потому что он знает разницу
«между этой палатой и теплым кабинетом». Большую часть  населения
России представляла беднота, знающая разницу между грязными, дурно
пахнущими квартирками на окраинах и огромными сверкающими особняками в
центре города. Иногда туда, к этим людям, как с неба, спускался кто-то
всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их, почему  люди не могут
любить друг друга.
    Несмотря на чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в
очень сдержанном тоне, позволяя читателю самому понять главную идею
автора. Лесков писал об этой повести так: « в « Палате№6» в миниатюре
изображены общие наши порядки и характеры. Всюду Палата№6. Это
Россия... Чехов сам не думал того, что написал ( он мне говорил это),
а между тем, это так. Палата его – это Русь!».
« Палата№6» казалась современникам целиком посвященной только критике
« толстовства», «непротивления» . А здесь все то же: идеалы и
действительность. Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов,
_______________________________________________________________________
_____________________________________
1. Кулешов В.И. « Жизнь и творчество А. П. Чехова», изд «Детская
литература», 1982.



могилой лучших мечтаний людей. Изображенная палата умалишенных близка
по описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому
сумасшедшому дому, а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь
сахалинских каторжан. Но вскоре общество разглядело в повести критику
философии равнодушия, которой страдало общество, осуждение
пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизнь
напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной
философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести
побеждает философия Громова, философия действия,  противостояния миру.
     « Палата№6» оказалась самым счастливым произведением Чехова по
единодушнм похвалам, которыми было встречено, и признавалось
современниками лучшим из всего прежде написанного писателем. Критика
подчеркивала его художественные достоинства – правдивость
психологического изображения, естественность, тонкость и изящество
манеры, яызка. Во многих отзывах внимание акцентировалось именно на
стиле  эмоционального эффекта, производимого повестью и на ее
общественно- символический характер. Никто, кроме Чехова, пожалуй, не
смог бы  столь кратко рассказать о столь многом. И, пожалуй, Лесков
был прав, давая России такое жесткое название, а Чехов понастоящему
мастерски выбрал образ и сумел в него уложить и свое отношение к
теории Толстого,  нравы и положение общества, упадок провинции. В
одной короткой повести отразилась вся Россия на момент
        80х-90х годов XIX века.



                         Список используемой литературы


0. В.Г. Маранцман. Сквозь даль времен..., Учебник по литературе второй
 половины XIXвека Для  10 класса, часть вторая, изд. «Специальная
 литература»,   С.-Пб 1997.
0.   История всемирной литературы, том восьмой, изд. « Наука», Москва 1994.
0. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова  издательство
 «Детская литература», Москва,1982 год.
0. Л.А. Сугай , Хрестоматия по литературной критике для щкольников и
 абитуриентов, изд. Рипол Коассик, Москва, 1998
0.  Русские писатели, Библиографический словарь, редакция П.А.Николаева,
 изд. « Просвещение», Москва 1990.
0.  Словарь русской литературы, М.Г.Урминцева, изд. « Просвещение», Москва
 1993.
 7. Энциклопедия для детей, том№9, Русская литература, часть
первая « От событий и летописей до классики XIX века»
         издательство «Аванта +», Москва 1998 год.