Анализ стихотворения Бунина

                      Анализ стихотворения Ивана Бунина
                        «Настанет день - исчезну я…»


Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.

И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.

И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.



ВОСПРИЯТИЕ:


      Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения:
Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро
не станет,
а мир будет всё также маняще – прекрасен.
      С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том,
что смерть это совсем не конец, не катастрофа, и,  что пусть человек и
исчезнет, но опять же -  лишь он,
а много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и
неизменный.
      Во-вторых, сам - собой   напрашивается и третий вариант: -
стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости,
неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, если хотите.
Теперь попробуем разобраться во всём по-подробнее.


ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:

   1. Идея: Всё движется к концу, но что-то остаётся.
      Эмоция:  Печаль и надежда.

   2. Образы и мотивы:

      Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона)
                Бабочка, море, небо, простор.

      Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив)

            Не живая, пустая комната со стулом и т.п.  и будет залетать
бабочка – живое существо; такая же как залетает сейчас. Т.е всё, что сейчас
перед глазами лирического героя всё повторится, всё ему до боли знакомое
повторится, даже когда его уже не будет => надежда: Может быть и он, пройдя
этот круговорот, повторится тоже?



ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:


1. Предметный состав:

день             комната                     я
неба дно         стол                  бабочка
море             скамья
простор          образ (икона)
                 потолок
                 окно

Какие получились группы слов:

Первый столбец – описание природы.
Здесь особенно бросается в глаза словосочетание «неба дно» - этакая
метафора ещё раз дающая понять, что всё конечно. ( по крайней мере она
создаёт такой намёк )
      И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление:
НЕБО - МОРЕ -  две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные,
стоит ли говорить, что море тоже имеет дно…   далее  после существительных
море и небо идёт ещё такое существительное как ПРОСТОР – ещё одно
объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях.
      И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно
возникает  уже знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего
стихотворения.

Второй столбец – самый большой, - от экстерьера мы переходим к интерьеру (
в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической
обстановке.
Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и… ОКНО
- своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и
переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через
которое мы и переносимся в этот простор о коем  говорилось выше, - простор
моря и неба.

И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов,
но самый, на мой взгляд, интересный и ёмкий.
Эти два слова – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА».
Всего два живых существа в окружении природы неживой.
      Эти слова, вычлененные из текста, кричат, говорят сами за себя
составляя всю основу стиха – Я БАБОЧКА – и снова мы возвращаемся к
Буддистским мотивам в творчестве Бунина, снова этот круговорот жизни и
смерти:
… Всё так же залетает бабочка и после смерти того кто её видит сейчас,
может уже не та, но такая же и так же.
      И снова приходит на ум идея  возрождения – реинкарнации.
Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в
стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое
сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма).


2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:


Пустая (комната)
Древний и простой (образ)
Голубой (потолок)
Пустынный (простор)

Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же.

Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => лёгкая грусть.
Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше,
-
Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической
особенности и неприкосновенности (это я об иконе).

Голубой потолок под которым порхает бабочка – прямая аналогия с цветом неба
– этакий мир в мире, вселенная во вселенной, личное небо, собственный
внутренний мир.
Далее «ровная синева» – на сей раз Моря. Ровная – значит в тихую погоду.
От этой картины так и веет покоем и умиротворённостью.
И вновь, не побоюсь повториться, возникает эта тема –   покоя т.е смерти,
и умиротворённости т.е надежды и возрождения.
      И, наконец, «пустынный простор» - ещё одна тема данного стихотворения
–  тема одиночества.   Недаром в стихотворении так много уделено места
описанию интерьера и бытовой обстановки, а живых существ всего два, да и то
соединённых с одной стороны во едино – Я БАБОЧКА – а с другой разделённых
т.к  исчезну я … а всё то же будет, когда лирический герой исчезнет.

3. Действия и состояния в художественном мире произведения:

      Настанет день – исчезну я (противопоставление) снова отсылка к
лейтмотиву стихотворения.
Всё то же будет: будет залетать (бабочка)
                     порхать
                     шуршать
                     трепетать

Бабочка описывается как любое другое живое существо и в то же время со
всеми действиями присущими человеку:
Порхать – жить, веселиться, гулять, радоваться жизни.
Трепетать – переживать, любить, страдать.
Шуршать – работать, заниматься чем – либо, писать, в конце – концов!

      Другими словами,  в образе бабочки представлена  нескончаемая череда
жизненного цикла, рождения новых людей которые будут жить, и работать
после.
      Это что касается внешнего мира лирического героя. После чего следует
переход к внутреннему.
      Тому, что испытал и испытывает лирический герой в данный момент: Небо
смотрит в окно, а простор моря манит его к себе.

      Таков вырисовывающийся перед нами Художественный мир стихотворения
Бунина.
      Чтобы он приобрёл окончательный вид. Нужно посмотреть в заключении на
три самые общие его характеристики: Как выражено в нём пространство, время
и точка авторского (и читательского) зрения.

Точка авторского зрения уже достаточна ясна из всего сказанного, - она
субъективна, мир представлен не внешне, а внутренне пережитым –
«интериоризированным».
      Это вообще характерно для творчества Бунина. Для примера можно взять
любое его стихотворение. Да и вообще его творчество связано с
импрессионизмом – описанием мимолётных чувств, идей в чистом виде, -  без
анализа этих чувств.

Пространство и время:
Пространство здесь выражено слабее, чем время, не смотря на явное
преобладание описаний, а время включено в понятие будущего, того, что
случится, всего этого движения и круговорота жизни – а это и есть главная
тема стихотворения.
      Тем не менее, пространство представлено весьма и весьма ярко: это и
описание комнаты и всего что в ней, затем выход через окно на описание неба
и воды (описание представлено сверху  вниз) и пустынного простора.
(описание пространства в ширину)
Время представлено с нарастающей подробностью.
В первой строке противопоставлены друг другу прошлое (или настоящее) и
будущее, а в последующих катренах  будущее время всё развивается обрастая
всё новыми подробностями, деталями и планами.
      Таким образом будущее представлено в каждой строфе, как сквозная тема
печали и надежды лирического героя.

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

Лексика: Неба дно – метафора создающая определенное впечатление конечности
всего,
                 даже неба и в то же время намёк на его бездонность.


Синтаксис:     Ровная синева
           Простор пустынный -  эпитеты создающие общее впечатление
                                  монументальности и спокойствия.



ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

1.Явления стиха: 4х стопный ямб
                 3 катрена
                 с перекрёстной рифмовкой в первых двух и параллельной в
           третьем.


A
B
A
B

C
D
C
D

E
E
F
F

2. Собственно звукопись:    Аллитераций нет
                       Ассонансов нет



Я попытался сделать Имманентный анализ – т.е  не выходящий за рамки того о
чём напрямую сказано в тексте. Это значит, что я не привлекал для понимания
стихотворения ни биографических сведений об Авторе, ни исторических
сведений об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими
текстами.