Анна Ахматова


Анна Ахматова творила в очень сложное время, время  катастроф  и  социальных
потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда  люди
забывали, что такое свобода,  часто  приходилось  выбирать  между  свободным
творчеством и жизнью.
   Но, несмотря на все эти  обстоятельства,  поэты  по-прежнему  продолжали
творить чудеса: создавать чудесные строки и строфы.
   Источником вдохновения для А стали Родина,  Россия,  поруганная,  но  от
этого ставшая ещё ближе и роднее. А А не смогла уехать в эмиграцию, так  как
она знала, что только в России может творить, что именно в России  нужна  её
поэзия.
   Не с теми я, кто бросил землю//На растерзание врагам.//Их грубой лести я
не внемлю,//Им песен я своих не дам.//\\
   Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Её первые  стихи  появились  в
1911 году в журнале «Аполлон», а уже в следующем году  вышел  и  поэтический
сборник «Вечер». Почти сразу же А была  поставлена  критиками  в  ряд  самых
больших русских поэтов.
   А в своих стихах является  в  бесконечном  разнообразии  женских  судеб:
любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой.
   А показала в искусстве  сложную  историю  женского  характера  передовой
эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему  в  1921  году,  в
драматургическую пору своей и общей  жизни,  А  сумела  написать  поражающие
духом обновления строки:
   Всё расхищено, предано,  продано,//Черной  смерти  мелькало  крыло.//Всё
голодной тоской изголодано.//Отчего же нам стало светло?//\\
   Так что в известном смысле А была и революционным поэтом. Но она  всегда
оставалась  и  поэтом  традиционным,  поставившим  себя  под  знамя  русской
классики, прежде всего Пушкина. Освоение пушкинского мира  продолжалось  всю
жизнь.
   …А там мой мраморный двойник,//Поверженный под  старым  клёном,//Озёрным
водам отдал лик,//Внимает шорохам зелёным.//\\.
   Есть  центр,  который  как  бы  сводит  к  себе  остальной  мир  поэзии,
оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.  Стихия  женской
души неизбежно должна была начаться с  такого  заявления  себя  в  любви.  В
одном из  своих  стихотворений  А  назвала  любовь  «пятым  временем  года».
Чувство само по себе острое и необычайное, получает дополнительную  остроту,
проявляясь предельным  кризисом  выражений  –  взлета  или  падения,  первой
встречей или совершившегося разрыва, смертельной опасности  или  смертельной
тоски, потому А так тяготеет  к  лирической  новелле  с  неожиданным,  часто
прихотливо-капризным  концом  психологического  сюжета  и  к  необычайностям
лирической баллады, жутковатой и таинственной («Город  сгинул»,  «Новогодняя
баллада»).
   Город сгинул, последнего  дома//Как  живое  взглянуло  окно…//Это  место
совсем незнакомо,//Пахнет гарью, и в поле темно.
   Обычно её стихи – начало драмы или её кульминация, или ещё чаще финал  и
окончание. И здесь она опиралась на  богатый  опыт  русской  уже  не  только
поэзии, но и прозы.
   Слава тебе, бездыханная боль,//Умер вчера сероглазый король.//А за окном
шелестят тополя,//Нет на земле твоего короля…
   Стихи А несут особую стихию любви, жалости:
   О нет, не тебя любила,//Палила  сладостным  огнём.//Так  объясни,  какая
сила//В печальном имени твоем.//\\
   Мир  поэзии  А  –  мир  трагедийный.  Мотивы  беды,  трагедии  звучат  в
стихотворениях «Клевета», «Последняя», «Через 23 года» и других.
   Одно, словно кем-то встревоженный гром,//С дыханием  жизни  врывается  в
дом,//Смеется, у горла трепещет,//И кружится и рукоплещет.//\\.
   Я считаю, что в творчестве А отражалась сама жизнь; творчество  было  её
жизнью.