Культурные памятники Кировского района города Санкт-Петербурга


                      Государственная Полярная Академия

                     Кафедра философии и культурологии.



                              Реферат на тему:



           Культурные памятники Кировского района Санкт-Петербурга



      Выполнил: Ремизов Дмитрий

      Группа: 211


                            Санкт-Петербург 2002


      История Кировского (раньше Московско-Нарвского) района уходит в
далёкое прошлое. В самом начале XIX века, когда Петербург был поделен на 12
полицейских частей, одной из них стала Нарвская часть. Название «Нарвская»
подчеркивало связь этих мест с дорогой, уходящей от столицы на Нарву. В
пределах пригородной столичной зоны эта дорога чаще именовалась
Петергофской. Именно Петергофская дорога стала градообразующей осью для
прилегающих земель от реки Фонтанки в сторону Нарвских городских ворот и с
удалением городской черты от центра.
      С середины XIX века Нарвская часть и Петергофская дорога утратили свою
внешнюю привлекательность. Предместье столицы к  этому  времени  приобретает
промышленный облик.  Здесь  быстро  строятся  фабричные  здания,  начинается
промышленный бум. Важнейшим  производственным  объектом  Санкт-Петербурга  и
страны в целом стал  знаменитый  Путиловский  завод.  И  в  настоящее  время
Кировский (Путиловский) завод,  который  отметил  своё  200-летие,  является
крупнейшим  предприятием   района,   определяющим   его   инфраструктуру   и
своеобразие.

      Рядом с площадью Стачек возвышается  прекрасный  памятник    во  славу
русского оружия - Нарвские триумфальные ворота,  построенные  из  гранита  и
украшенные  бронзой.  Они  состоят  из  20  колонн,  вышиною  в  19   аршин,
расположенных в 2 группы и соединенных красивым сводом. На
      нем помещены фигуры «Славы» и «Победы» в колеснице, которую мчат кони.
      На обеих сторонах Ворот, в нишах, поставлено по две  бронзовых  статуи
воинов в старинном русском вооружении,  и  над  ними  высечены  названия  18
гвардейских полков. На аттике  (стенке  над  карнизом,  предназначаемой  для
надписей и барельефов) надпись бронзовыми буквами: «Победоносной  российской
Императорской гвардии признательное отечество в 18 день августа 1834 г.»,  а
над аркой: «Воздвигнут повелением Императора  Александра  I».  С  внутренней
стороны  ворот  надпись:   «Сооружены   значительным   денежным   соучастием
начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова».  Построены  Ворота
архитектором  Стасовым;  модели  исполнены   Демут-Малиновским   и   другими
художниками. Рядом с аркой расположилась застава, через которую  обязательно
должны были пройти путники, направлявшиеся в столицу.
      По соседству с Нарвскими воротами возвышается здание  Дворца  культуры
имени А.М. Горького (возведено в 1925-27 гг. ). Архитекторы – А.И.  Гегелло,
Д.Л.  Кричевский,  инженер  –  В.Ф.  Райлян.  Дворец  –  один  из  первенцев
советской архитектуры – получил международное  признание:  в  1937  году  на
всемирной выставке в Парже архитектору А.И. Гегелло был  присужден  почётный
диплом «Гран-при».
      На территории зелёного массива, который занимает территорию  более  25
гектаров, ограниченную с запада рекой Екатерингофкой и  Гутуевским  островом
в самом начале XVIII  века  по  велению  Петра  I  был  создан   пригородный
дворцово-парковый ансамбль, построенный императором своей жене  Екатерине  и
потому  названный  Екатерингофом.  Многочисленные   некогда   сооружения   и
павильоны Екатерингофского парка исчезли  ещё  в  XIX  веке.  Сам  парк  был
запущен, а вновь благоустроен лишь  после  революции.  В  советские  времена
Екатерингоф  назывался  парком  имени  30-летия  ВЛКС.  Сейчас  парку   было
возвращено историческое название. Екатерингофский  парк  является  одним  из
крупнейших в юго-западной части города. На центральной алее парка  в  начале
1956 года был установлен монумент,  посвященный  героям  «Молодой  гвардии».
Памятник создали скульпторы В.И.  Агибалов,  В.И.  Мухин,  В.Х.  Федченко  и
архитектор В.Д. Кирхоглани.

      Площадь перед зданием исполкома райсовета  носит  название  Кировской.
Здесь в  1938  г.  был  установлен  памятник  С.М.  Кирову  (скульптор  Н.В.
Томский, архитектор Н.А. Троцкий). Этот памятник считается одним  из  лучших
образцов советской монументальной скульптуры. Поставлен на гранитный  тёмно-
зелёный постамент в центре площади.  По  его  периметру  расположены  четыре
бронзовых  барельефа,  посвященных  счастливому  детству,  труду   советских
людей, гражданской войне.

      Ограда  Сада  9  января,  в  прошлом  –  решетка  от  Зимнего   Дворца
(архитектор Р.Ф. Мельцер), - имеет трудную  судьбу.  В  1919  году  решетку,
прережившую штурм Зимнего, победивший пролетариат решил убрать. Но  в  своем
полуразрушенном виде она всё же простояла на  прежнем  месте  еще  несколько
лет. В 1924 году по просьбе рабочих Кировского завода она  была  установлена
на Петергофском тракте, ставшим к тому времени проспектом Стачек, в  Саду  9
января. На территории этого сада  в  1905  году  находился  трактир  «Старый
Ташкент», в котором была составлена петиция, с которой рабочие шли к царю  в
январе 1905 года.  В  1990  году  было  принято  решение  о  реставрации.  В
настоящее время отреставрированы и установлены 8 секций ограды.
      Путиловский (ныне Кировский) завод,  основанный  в  1801  году,  может
считаться одним из старейших русских заводов.
      Начало Путиловскому заводу  положено  было  перемещением  в  Петербург
Кронштадского  чугунно-литейного  завода.  В  течение  своего  существования
завод несколько раз переходил то в казну, то к частным владельцам.  Название
свое он получил от фамилии инженера Путилова,  который  в  1868  году  купил
завод и сильно развил его  деятельность,  изготовляя  на  нем  металлические
изделия, с успехом конкурировавшие с иностранными.
      Дворец культуры, носящий имя героя гражданской  войны  путиловца  И.И.
Газа. План Дворца культуры решён в  виде  гигантской  буквы  «П».  В  центре
возвышается  объём  зрительного  зала,   являющегося   ядром   архитектурной
композиции. Киноконцертный зал на 1000 мест, удобное помещение  для  занятий
всевозможных кружков и  самодеятельных  творческих  коллективов,  просторные
фойе и гостиные, где  устраиваются  выставки,  проводятся  вечера  встреч  с
интересными людьми и другие культурно-массовые  мероприятия.  Перед  фасадом
здания в сквере находится памятник И.И. Газа, установленный в 1963 году.
      Район расположенный между линией окружной  железной  дороги  и  речкой
Красненькой носит название Автово. В давние, допетербургские, времена  здесь
стояла небогатая  финская  деревушка  Аутово.  Как  полагают  исследователи,
название это восходит к финскому слову «ауто», что означает «пустошь».   При
въезде в  Автово  стоит  памятник  «Танк-победитель»  (авторы  композиции  –
архитектор В.А. Каменский, скульптор Г.Ф. Ветютнев)
      В 1968 году в  сквере  между  Краснопутиловской  улицей  и  проспектом
Стачек, перед фасадами первых автовских  зданий,  был  установлен  монумент,
посвященный Ленинскому Комсомолу.  По  проекту  скульпторов  В.И.  Городона,
О.И.  Кузнецова,  В.Г.  Тимошенко,  архитекторов  В.Б.  Фабрицкого  и   К.П.
Шмелёва.
      Дворец бракосочетания и торжественных  регистраций  рождений,  который
находится на  простпекте  Стачек  45,  в  прошлом  был  домом  княгини  Е.Р.
Дашковой – президенкта Петербургской Академии наук  и  Российской  Академии.
До сих пор имя архитектора точно не  установлено,  но  историки  архитектуры
предполагают,  что  атором  проекта  был  Джакомо  Кваренги.  В  начале  XIX
столетия дом Дашковой сдавался в аренду одному из петербургских клубов,  где
собирались литераторы. Здесь читал свои  басни  и  великий  баснописец  Иван
Андреевич Крылов.
      Участок земли близ Дома Культуры «Кировец» (проспект Стачек, 158) в 50-
х годах XVIII столетия принадлежал графу К.Е. Сиверсу, при  котором  в  1761
году был построен дворец (ныне  здание  Дома  Культуры).  Проект  осуществил
архитектор Б-К Растрелли. Дворец  был  выстроен  в  стиле  барокко,  украшен
скульптурами, многочисленными декоративными деталями.  В  конце  XVIII  века
дворец был перестроен архитектором И.Е. Страповым  в  более  строгих  формах
классицизма.
      В середине 70-х годов XVIII  века  на  Петергофской  дороге  (проспект
Стачек, 162) для президента Адмиралтейской  коллегии  графа  И.Г.  Чернышева
была построена усадьба «Александрино» (архитектор  неизвестен).  Центральный
усадебный дом –  двухэтажный,  с  невысоким  куполом,  квадратный  в  плане.
Выступы обработаны портиками из четырёх  колонн.  Два  симметричных  боковых
флигеля соединены с главным корпусом одноэтажными  галереями  –  переходами.
Примечательно,  что  этот  загородный  дом  Чернышева   имеет   значительное
сходство с Таврическим дворцом.
      9 февраля 2001 года состоялось освящение храма во имя Казанской Божьей
Матери у  Красненького  кладбища  (пр.  Стачек,  98).  Автор  проекта  –  В.
Харитоненко. Церковь была построена в рекордно короткий  срок  –  с  августа
2000 по февраль 2001.
      Центральная библиотечная  система  Кировского  района  состоит  из  11
библиотек-филиалов и в течение года обслуживает  более  66  тысяч  читателей
всех возрастных категорий.  Основные  направления  деятельности  Центральной
библиотечной системы – обслуживание социально незащищенных слоёв  населения,
обеспечение   нотно-музыкальным   материалом,   обеспечение   педагогической
литературой, краеведение, профориентация, досуговые формы.
      Государственный музей «Нарвская застава» с 1972 по 1990  гг.  является
народным историко-революционным музеем. С 1 октября  1990  года  музей  стал
историко-краеведческим,  экспозиция   которого   рассказывает   об   истории
Кировского района с древнейших времен и до наших дней.  К  300-летию  Санкт-
Петербурга музей готовит новую экспозицию по  истории  Петергофской  дороги.
Литературный  музей  «А.Ахматова.   Серебряный   век»   создан   Заслуженным
работником культуры РФ Биличенко  В.А.  В  2000  году  музей  подучил  новое
помещение по адресу ул. Автовская д.14
      На протяжении 10 лет в Кировском районе работают 5 детских театров.  В
Государственном театре детского балета (пл. Стачек д.4)  в  ноябре  2000  г.
состоялась премьера балеты «Щелкунчик». Художественный  руководитель  театра
и постановщик  балета  И.  А.  Сафонова  награждена  дипломом  Победителя  Х
Фестиваля "Театры Санкт-Петербурга" 2001 года. Клоун-мим-театр  "Мимигранты"
является  обладателем  приза  "Золотой   клоун"   и   стал   Лауреатом   2-х
Международных фестивалей.
                      Список использованной литературы:


     1. В.Г. Лисовский. Ленинград: Районы новостроек. Л.1983
     2. И.И. Левитан. Площадь Стачек. Л 1987
     3. Н.А. Синдаловский. Легенды и мифы Санкт-Петербурга СПб 1997
     4. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Репринтное воспроизведение
        издания 1903 года. Л.1991.