Быт и нравы темного царства


                                     Быт и нравы « темного царства »


Жестокие нравы , сударь ,
                                                                     в
нашем городе , жестокие

А . Н . Островский .
     А . Н . Островский очень современен как истинно талантливый художник  .
Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества . Островский  не
просто мастер драмы . Это очень чуткий писатель , любящий свой край  ,  свой
народ ,  его  историю  .  Его  пьесы  привлекают  удивительной  нравственной
чистотой , подлинной человечностью .
     Одним из шедевров Островского  и  всей  русской  драматургии  по  праву
считается « Гроза » . Ведь и сам автор оценивает ее как творческую удачу .
     « Гроза была написана в 1859  году  после  путешествия  Островского  по
Волге . Эта поездка наполнила  писателя  новыми  впечатлениями  ,  дала  ему
возможность ознакомиться с жизнью населения Верхней  Волги  .  Позже  ,  эти
впечатления  отразились  в  передаче  быта  ,  нравов  ,   общей   атмосферы
провинциального города Калинова .
     Городок стоит весь в зелени . Вид необыкновенный . Прямо душа  радуется
! Казалось бы , все прекрасно , но это только на  первый  взгляд  .  Зритель
как бы воочию видит красоты русской природы . В сцене ночного  гуляния  ,  в
рассказах  Катерины  ,  это  составляет  поэтическую  сторону  жизни  города
Калинова . Однако , рядом с поэзией , существует  и  другая  ,  уродливая  ,
отталкивающая сторона калиновской  действительности  .  Она  раскрывается  в
оценках Кулигина , ощущается в рассказах персонажей , звучит в  пророчествах
сумасшедшей барыни .
     Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю , самодуры  издеваются  над
своими  домочадцами  ,  здесь  все  сведения  о  иных  землях  черпаются  из
рассказов невежественных странниц . Писатель показал город вымышленный ,  но
он выглядит  весьма  достоверно  .  Он  очень  точно  и  живо  воспроизводит
атмосферу патриархального купечества , от которого так и веет замшелостью  ,
ограниченностью , дикостью  ,  которому  неведомо  стремление  к  знаниям  ,
интерес  к наукам , к общественно - политическим и экономическим проблемам
     Единственный во всем городе просвещенный человек , Кулигин  ,  выглядит
в глазах жителей чудаком .  Его  совершенно  бескорыстное  желание  принести
пользу не находит в у горожан ни капли  сочувствия  .  Наивный  ,  добрый  ,
честный , он , по - моему , не противостоит калиновскому  мирку  ,  смиренно
сносит не только насмешки , но  и  явную  грубость  .  Однако  именно  этому
безвольному существу  автор поручает дать характеристику «  темного  царства
»
     Создается впечатление , будто Калинов  отгорожен  от  всего  остального
мира высочайшим забором и живет какой - то особенной ,  замкнутой  жизнью  .
Островский сконцентрировал внимание на самом важном  ,  показав  убогость  ,
дикость нравов русского патриархального быта . Я снова и  снова  задаю  себе
вопрос , почему же здесь нет места ничему новому , свежему ? Наверно  потому
, что вся эта жизнь только и держится на привычных ,  устаревших  законах  ,
которые , очевидно , совершенно нелепы . « Темное царство »  цепко  держится
за все старое , устоявшееся . А это , полагаю , страшный тормоз  в  развитии
. Это стояние на одном месте , застой .  А  застой  возможен  лишь  тогда  ,
когда он поддерживается людьми имеющими силу и власть . Таковыми и  являются
Дикой с Кабановой .
     Хотя Дикой и изображен всего  лишь  в  3х  сценах  ,  драматург  создал
законченный образ . Его имя звучит даже в экспозиции .  «  Уж  такого  -  то
ругателя , как у нас Савел Прокофьич , поискать еще ! » - говорит  Шапкин  .
Дикой типичный самодур , то есть  человек  ,  который  действует  сугубо  по
своей прихоти , по собственному произволу , не считаясь  с  другими  .  И  я
вполне согласен с Добролюбовым , что « самодур все силится  доказать  ,  что
ему никто не указ и что он захочет , то и сделает » .  Дикой  куражится  над
племянником и над всеми своими домашними , но отступает  перед  теми  ,  кто
может дать ему отпор . Он ругает всех , над кем чувствует  свою  силу  ,  но
если кто - то обругает его самого , а он не сможет ответить  ,  то  тогда  ,
держись все домашние ! На них то Дикой и сорвет всю свою злость  .  В  такие
часы люди в доме Дикого прячутся по углам  ,  только  бы  не  попадаться  на
глаза хозяину . Мне кажется , что причина  такого  отношения  к  людям  -  в
сознании своего превосходства , и еще , в полной безнаказанности . « Так  ты
знай , что ты червяк . Захочу - помилую , захочу - раздавлю »  ,  -  говорит
Дикой . Совсем иначе он ведет себя с Кабановой , хотя и ей  он  по  привычке
грубит : « Ты еще что тут ! Какого еще тут черта водяного ! » Однако та  его
довольно быстро укротила . Именно у нее Дикой ищет  успокоения  навоевавшись
дома : « Разговори меня , чтобы у меня сердце прошло .  Только  ты  одна  во
всем городе умеешь меня разговорить . » Очевидно , что в  Диком  есть  черты
присущие и народу в целом . На явления  природы  он  смотрит  с  религиозных
позиций , считает , что громоотвод  -  это  «  суета  »  ,  а  гроза  нам  в
наказание посылается . Дикой - не исключение для Калинова  ,  а  плод  всего
уклада калиновской жизни . Он , в каком - то смысле , дитя своего  города  .
Но самое страшное , что такое отношение к домашним , да  и  всем  бесправным
Калиновцам , воспринимается всеми как норма и никаких отклонений в  этом  не
усматривается .
     Не лучше и Кабанова . Марфа  Игнатьевна  обладает  сильным  и  властным
характером . Она тоже держит свех у себя в подчинении и постоянной боязни  .
Однако Кабаниха снисходительна по отношению к своей дочке Варваре .  Она  то
прекрасно знает , что за жизнь предстоит Варе ,  когда  та  выйдет  замуж  ,
поэтому она охотно отпускает дочь погулять с  молодежью  и  разговаривает  с
ней по - матерински ласково .  Кабаниха  -  один  из  персонажей  ,  которые
активно движут действие . Она считается с тем , что принято ,  чего  требует
порядок , чтит традиции и ритуалы . По  ее  глубочайшему  убеждению  ,  жена
должна покоряться мужу , жить в страхе перед ним . И Тихона  она  вразумляет
,  что  Катерина  должна  его  бояться  .  Кабанова  не   просто   соблюдает
домостроевские нормы , но и борется за них . Марфа Игнатьевна окружила  себя
невежественными странницами .  Они  необходимы  ей  как  воздух  ,  так  как
поддерживают ее огромный авторитет ,  без  которого  она  не  мыслит  своего
существования . И не зря Феклуша говорит :  «  Бла-алепие  ,  милая  ,  бла-
алепие ! Красота дивная ! Да что уж говорить! В обетованной земле  живете  .
» И что интересно : ни красота дивной природы ,  ни  очаровательный  вид  на
Волгу , вызывают такой восторг . Она прославляет именно  нравы  города  .  В
образе Феклуши драматург показал  не  самолюбивого  человека  ,  каких  было
много среди странников , а корыстную ,  невежественную  ,  лживую  натуру  .
Вред таких людей несомненен  .  Странница  много  рассказывает  о  неведомых
землях , в которых неправедные порядки . А в  Калинове  ,  по  ее  мнению  ,
жизнь очень хорошая . Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных целях  ;
хочет чтобы ее вовремя отметили , выделили из  числа  других  .  Кроме  того
Феклуша защищает интересы Кабаноой , а значит , и всего « темного царства  »
.
     Жители города Калинова неграмотны . Они  верят  во  всякие  небылицы  ,
принимают грозу , обычное явление природы , за божью кару . А когда  Кулигин
объясняет им это явление , люди просто не верят ему . Жизнь темного  царства
течет своим чередом : что было вчера  ,  будет  и  завтра  .  Их  ничего  не
волнует , ничто в мире не может нарушить мерного течения их жизни .  И  если
бы не забегающие в Калинов редкие слухи , они бы думали ,  что  все  в  этом
мире живут так , как они .
     В « Грозе » , по словам Гончарова , « улеглась картина национального
быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью » . в этом
качестве , пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству ,
царившим в дореформенной России .