Лекции

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
1. Наука культурология.

   Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин  «культура»,  хотя
данное слово известно с древних времен,  в  современном  привычном  для  нас
значении используется лишь с начала XIX века.

   Термин  «культурология»  еще  моложе.  Впервые  он  появился  в   работах
американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим  понятием  он
означил новую дисциплину, родившуюся  на  стыке  гуманитарных  и  социально-
научных знаний. Уайт обосновал  необходимость  формирования  новой  науки  и
заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах  «Наука  о  культуре»,
«Эволюция  культуры»,  «Понятие  культуры»  он  рассматривает  культуру  как
целостную систему элементов материального и духовного планов, которая  имеет
свойство самонастраивания и движения вперед  по  мере  осваивания  человеком
действительности и самого развития технологической и  энергетической  сторон
цивилизации.

   Культурология заняла место базисной дисциплины  среди  других  социально-
гуманитарных наук, получила свои предметы  и  объекты  исследования,  законы
функционирования, области применения.  В  формирование  науки  культурология
внесли свой вклад известные ученые О.Шпендлер, О.Конт, Т.Шарден,  П.Сорокин,
Ю.Лотман и др.

   Культурология  –   гуманитарная   наука   о   сущности,   закономерностях
существования и развития  культуры,  человеческом  значении  и  способах  ее
постижения.

   Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.

   Предметом культурологии являются объективные  закономерности  мирового  и
национального культурного  процесса,  памятники  и  явления  материальной  и
духовной  культур,  факторы  и  предпосылки,   управляющие   возникновением,
формированием и развитием культурных  интересов  и  потребностей  людей,  их
участие в приумножении  и  передаче  культурных  ценностей  от  поколения  к
поколению.

   Объектом  культурологии  являются  культурные  аспекты  различных  сторон
общественной жизни людей,  выявление  особенностей  и  достижений,  основных
культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов,  происходящих  в
современной социально-культурной среде.



2. Понятие  культуры.

   Понятие «Культура» – центральное в культурологии.

   В античности (Древние  римляне)  под  понятием  «Культура»  подразумевали
обработку земли (ее возделывание).  До  сих  пор  сохранилось  это  значение
(злаковые культуры и др.).

   Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен.

   В Средние Века  под  понятием  «Культура»  подразумевалось  стремление  к
божественному идеалу.

   Просветители  XVI-XVII  веков  имели  в  виду  разумность   человеческого
общества.

   В  XVIII  веке  под  понятием  «Культура»  подразумевали   воспитанность,
соблюдение этических норм, определенная степень образованности.

   В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»;

   1) уровень общего состояния ума;
   2) уровень интеллектуального развития целого общества;
   3) совокупность художественно-творческой деятельности;
   4) способ жизни материального и духовного плана.

   Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих
сил и способностей человека, выраженные в типах и формах  организации  жизни
и деятельности людей,  в  их  взаимоотношениях,  а  также  в  созданных  ими
материальных и духовных ценностях.

   Культуру создает человек, являясь субъектом природы,  и  в  то  же  время
культура воздействует на человека через нормы, правила,  законы,  и  человек
является  объектом  воздействия  культуры.  Это  происходит   через   законы
преемственности и наследования культуры.



3. Функции культуры.

   Культура – многофункциональная система:

   1) освоение и преобразование окружающего мира – одна из главных функций;
   2) познавательная;
   3) хранение и передача человеческого опыта, знаний, культуры, информации;
   4) образовательная;
   5) воспитательная;
   6) коммуникативная (общение);
   7) нормативная (регулятивная);
   8) психологическая разрядка.



4. Структура культуры.

   Структурными  единицами  культуры  являются   материальная   и   духовная
культуры.

   Материальная  культура  –  предметно-объектная   деятельность   человека,
направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».

   К  материальной   культуре   относим   здания,   сооружения,   транспорт,
коммуникации,  виды  животных,  сорта  растений,  воспроизводство  человека,
производственные процессы, орудия  и  средства  труда,  деньги,  физкультура
(спорт), экология и др.

   Духовная  культура  –   эмоционально-чувственная   сторона   деятельности
человека.

   Формы духовной культуры:

   1) Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение
      окружающего мира  через  природу,  ее  обожествления  и  наделения  ее
      сверхъестественной силой.

   В процессе перехода  от  формы  1  к  форме  2  (в  течение  30 000  лет)
   возникают:
   Тотемизм – поклонение животному миру.
   Фетишизм – поклонение неживой природе.
   Анимизм – одухотворение живой и неживой природы.
   Язычество – многобожие.

   2) Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение  окружающего
      мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.

   3) Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития  и
      движения природы, общества и мышления.

   4) Наука – система знаний о  закономерностях  становления,  формирования,
      развития природы, общества, человека.

   5) Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии.

   6) Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами
      и нормами, принятыми в обществ.



5. Массовая и элитарная культуры.

   Массовая  (общедоступная)  культура  –   рассчитана   на   широкий   круг
потребителей. К  жанрам  массовой  культуры  относятся  мелодрамы,  боевики,
стили ненаучной  фантастики,  развлекательные  шоу,  шлягеры,  разновидности
легких жанров музыки,  «желтая»  пресса.  Оно  должно  иметь  легкий  сюжет,
действия должны происходить в экзотической местности.

   Элитарная  культура  –  культура  для  избранных   и   созданная   самими
избранными: балет, опера, театральный  жанр,  симфоническая  и  классическая
музыка, живопись.

-----------------------
                 Материальные потребности (еда, питье, сон)

                          Безопасность личной жизни

                                   Общение

                                  Уважение

                               Самореализация

                            Материальная культура

                              Духовная культура