Достоевский


      Родион Раскольников, главный герой романа, - молодой человек, выходец
из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета
университета, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Живя в
тесной коморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома
близ Сенной, Раскольников постоянно наблюдает за жизнью бедноты Петербурга.
Раскольников – умный, гордый, необщительный юноша, полный сознания
собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, от унижений,
которым подвергаются его мать и сестра.
      Раскольников чувствует себя никому не нужным, отвержённым среди
богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и
несправедливостью жизни. Раскольников решается на убийство процентщицы
Алёны Ивановны. Идея заключается в том, что, по мнению Родиона, можно
совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно
убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а
напротив, всем вредную старушонку», взять её деньги и загладить это
«крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Раскольников много думал об
этой идее, пока не нашёл ей объяснение. Он пришёл к выводу, что всё
человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновенных,
подчиняющихся силе, «тварей дрожащих», и на сверхлюдей, которым всё
дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже преступлением, как,
например Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:
«Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много
посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и
законодатель…Так доселе велось и так всегда будет!»
      Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он – «тварь
дрожащая» или «властелин судьбы»?

Но, убив старуху-процентщицу, Раскольников убедился, что он вовсе не
«существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего,
кроме страданий и мук совести.
      И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю
от совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль
«властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу,
Родион убивает всё то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с
людьми: «Я сам себя убил, а не старушонку».
      После убийства Раскольников переживает состояние отрешённости от
мира, его душа объята «мёртвым холодом». Это ужасное ощущение становится
расплатой за совершённое преступление. Герой понял, что все люди незримо
связаны между собой и каждый человек, его жизнь – безусловная ценность,
поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека. Трагизм
Раскольникова – в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив
преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через
страдания.
      Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший «маленький
человек», которому очень хочется стать человеком «большим», превратиться из
раба в хозяина жизни. В этом корни его «наполеонизма», но как они похожи на
социальные корни раскольниковской идеи, её пафос социального протеста
угнетённой личности в мире униженных и оскорблённых! Ведь Раскольников –
нищий студент , которому тоже хочется подняться над своим социальным
состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящем
общество в нравственно-интеллектуальном  отношении, несмотря на свое
социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и
другому остаётся лишь проверить свою принадлежность к высшей категории.
Таким образом, раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать
выше тог положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем
самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить
ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной
посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их
жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее,
чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин
опошляет, а тем самым дискредитирует теорию «разумного эгоизма». По его
мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу
любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый
своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что
Дунечке Лужин «помогает» из лучших побуждений, считая свое поведение
безукоризненным.
На примере Лужина автор нам показывает двойника, нет скорее антипода
Раскольникова. Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным
героем, Достоевский достигает главной своей цели – дискредитации
человеконенавистнической теории, рождённой самим несправедливым миром.