Достоевский


      Великий  русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим  творчеством
безмерность   страданий   униженного   и   оскорбленного   человечества    в
эксплуататорском обществе и безмерную боль за  эти  страдания.  И  вместе  с
тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков  реальных  путей
борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.
      Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него  и  его  героев
источником  мучительного  своеобразного   и   мстительного   наслаждения   –
болезненной формой признания безвыходности мучений.
      Он сам был жестоко  унижен  и  оскорблён  страшной  действительностью,
превращавшей его героев в изломанных людей.  Его  жизненный  и  литературный
путь представляет собой трагедию, содержание которой является  подавление  и
уродование человеческой души действительностью, враждебной  гению,  свободе,
искусству, красоте. В произведениях этого субъективнейшего писателя,  всегда
являющихся его  личной  исповедью,  с  их  угрюмой  тревогой,  лихорадочными
метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой  окружавшей
жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной  души,  заболевшей
человеческими страданиями и  отчаявшейся,  то  есть  изжившей  свои  чаяния,
мечты, надежды молодости, - души,  полюбившей  боль,  потому  что  ей  нечем
стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.
      В беспокойной атмосфере его  произведений  отразились  и  подавленный,
искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно  тому,
как  был  раздавлен  насмерть  несчастный  Мармеладов,  -   и   непрочность,
обречённость, близость краха самого общества, построенного  на  человеческих
мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами.
      Творчество Достоевского было  порождено  переходной,  кризисной  эпохи
распада феодально-крепостнических отношений в России  и  замены  их  новыми,
капиталистическими  отношениями.
      Его угнетали крепостнические порядки, полный  произвол  и  самовластие
начальствующих, значительных лиц;  его  подавлял  и  рост  новых  отношений,
повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно  волчьих  законов  жизни.
Достоевский выразил  страх  перед  победоносным  шествием  капитализма  этих
социальных  слоёв,  неустойчивых,  социально  и  психологически   ничем   не
вооружённых,  не  защищенных,  доступных  для  всевозможных  реакционных   и
упадочнических влияний.
       Он  начинал  свой  литературный  путь  как  ученик  Гоголя,   союзник
Белинского.  Его  духовное  и  литературное  развитие  и  далее   могло   бы
продолжаться в том же направлении, вопреки  очень  серьёзным  противоречиям,
обнаружившимся уже в произведениях первого периода его творчества,  если  бы
это развитие  не  было  прервано  так  чудовищно  –  грубо,  деспотически  –
жестоко, таким отвратительно –  преступным  глумлением  над  его  личностью:
каторгой, солдатчиной, ссылкой. На целых  десять  лет  он  был  выброшен  из
жизни  тем  самым  николаевским  режимом,   который   убил   Пушкина,   убил
Лермонтова, затравил Гоголя.
      Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в нем за  эти  годы,
с  его  болезненно-впечатлительной,  обнаженной  душой.  Он   разуверился  в
возможности  улучшить  действительность  путем  борьбы,  усомнился  в  самой
природе человека, в способности  человека   своими  силами,  своей  разумной
волей перестроить жизнь. Он начал искать поддержку в религии, -  в  жестокой
постоянной борьбе с самим собой.
       По  возвращению  в  Петербург,   после   девяти   лет   глубочайшего,
испытанного  им  одиночества,  на  него  нахлынула,  со  всеми  ее  пестрыми
противоречиями жизнь большого капиталистического города. А  вскоре  к  этому
бурному рою впечатлений, хаотичность  которых  была  впоследствии  так  ярко
выражена в «Подростке». И он еще более утвердился в своей проповеди  о  том,
что только в страдании сможет очиститься современный человек от эгоизма,  от
соблазнов сатанинской власти денег надо всем.
      Уйдя от  новой,  передовой  России-России  Белинского,  Чернышевского,
Добролюбова,   Герцена,   Некрасова,   Щедрина,   -   Достоевский    потерял
единственную  возможность  помочь  униженным  и  оскорбленным  выбраться  из
мрака. Впитав в свою душу  страдания   человечества,  Достоевский  склонился
перед их беспредельностью, выбраться из мрака.
      Достоевский восторженно приветствовал крестьянскую реформу 1861  года,
увидев  в  ней  подтверждение  своей  веры  в  «народность»,  внесословность
самодержавия и в его способность спасти Россию от капиталистического пути.
      Вопреки присущей ему иронии, Достоевский оказывался  способным к
маниловским идиллиям, над которыми, видимо, сам горько смеялся. В своих
статьях он развивал сладостные картинки единения всех сословий под сенью
престола. И в то же время его произведения полны ужаса перед всесильным
ходом капитализации страны, а в своих письмах он трезво писал и о росте
рабочего класса, с горечью признавая, что Россия идет по тому же пути
развития, что и Запад, Кажется, ни один художник не терзался таким обилием
самых разнообразных противоречий, как Достоевский. Защита дела реакции и
вместе с тем отвращение к господствующим классам, составлявшим лагерь
реакции! Все подобные противоречия означали борьбу в творчестве великого
художника живой жизни против лживых реакционных схем.
      К концу своей жизни Достоевский был вхож в царский дворец, его ласкали
великие князья, в том числе наследник престола, будущий царь Александр III.
Он стал другом лидира дворянской реакции К. Победоносцева, обер - прокурора
“святейшего синода”, выходца из разночинцев, превратившегося в злобного и
коварного душителя всего живого и честного на Руси. Достоевский писал свой
последний роман «Братья Карамазовы», прислушиваясь к советам этого обер -
лакея царей. Автор «братьев Карамазовых» считал своей целью в романе как
можно больнее поразить богопротивный лагерь революции. Но он создал в этом
произведении образ смертельного разложения помещичьего класса в лице
мерзкого старикашки Фёдора Павловича Карамазова. А в образе Смердякова
писатель навеки заклеймил всяческое лакейство – порождение и отражение
барства. Оба эти образа принадлежат к классическим достижениям мировой
литературы.
Борьба добра со злом в душе человека мучила Достоевского и его героев,
занимала такое огромное место в его произведениях, что была неразрывна
связана с коренной темой всего его творчества. Кризисная эпоха ломки
представлялась Достоевскому страшной эпохой утери всех моральных принципов,
эпохой свободы для всего – для любых преступлений, для попирания всего
святого. Именно в этом, и только в этом – объективный смысл и значение всех
проблем, связанных с образами Раскольникова, Дмитрия и Ивана Карамазовых и
других персонажей Достоевского.
Достоевский звал к покорности, терпению, примирению, но никогда не мог
примириться с существовавшей действительностью. Он имел действительное
право, заработанное всем его трудом, высказать обобщающую формулу своего
творчества: - Мне не нравится лик мира сего! Он поставил в своих образах
немало больших, острых вопросов перед человечеством. Он ввел в литературу
целый неизученный мир – мир трущоб, темных углов большого города, мрачную
жизнь их обитателей.
Тревога, составлявшая воздух его произведений; самое обилие в них
человеческих мучений; острое постоянное недовольство его героев всем
окружающим; множество персонажей, стоящих на грани безумия, ненормальность,
болезненная искаженность человеческих отношений; беспредельность
одиночества и тоски, беспомощность, безнадежность, унижение и оскорбление
на каждом шагу – все это в творчестве Достоевского вопиет о колоссальном
неустройстве человека и человеческой жизни.
Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя,
классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер
реализма, введший в литературу новые социальные типы.
В сороковых годах он испытал сильное воздействие антикрепостнических,
демократических идей, смешанных с идеями утопического социализма. То было
влияние кружка Белинского, кружка Петрашевского, явившегося передовым
центром революционного движения в России второй половины сороковых годов. В
сороковых годах усиление эксплуатации крестьянства помещиками, обострение
классовой борьбы в стране, рост крестьянского движения, назревшая
необходимость отмены крепостного права, сказывавшаяся во всем. Подъем
общественного самосознания, революционной мысли, всё это увлекло
Достоевского. Он остро чувствовал общую обстановку, дышал ее воздухом. Это
отразилось в его произведениях. Он не обладал ни устойчивой революционной
страстью, ни цельной верой в силу революционного движения. Его демократизм
был неопределенно мечтательным. Он колебался между атеизмом Белинского и
своим устремлением к христианскому социализму. Он любил бедных людей. Он
мечтал об уничтожении крепостного права. Он хотел свободы для печати, для
литературы. Вот в чем и была его реальная вина перед царским
правительством.
Беспощадно трезво отсекая всю реакционную ложь, идеализацию страдания,
идеализацию раздвоенности, всю достоевщину в Достоевском, мы чтим суровую
правду о жизни человечества в насильническом обществе, с такой страстью и
мукой выраженную в противоречивых, бунтующих и смиряющихся, изумляющих
своею художественною мощью и вместе с тем порою резко отступающих от
художественности, взволнованных, ищущих, страдальческих творениях
гениального русского и мирового художника.



                                                                    Доклад
                                                   По литературе
                                                   Ученика 10 «Б» класса
                                                   Средней школы №7
                                                   Потявина Никиты
                                                   Г. Ставрополя
                                                            На тему:
                                                             «Творчество

       Ф. М. Достоевского»