Духовные искания Пьера Безухова


      В монументальном романе-эпопее "Война  и  мир"  Л.Н.  Толстой  отразил
множество больших и малых проблем из  жизни  русского  общества  начала  XIX
века. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм,  любовь  и  ненависть,
жизнь и смерть – вот только  наиболее  важные  из  проблем,  встающие  перед
главными героями  романа.  И  каждый  решает  их  по-своему.  Мы  по-разному
относимся к героям романа. Но в кульминационный момент произведения –  войне
1812 года – почти все внушают нам глубокое уважение, так  как  весь  русский
народ поднялся в едином патриотическом  порыве.  Война  повлияла  на  судьбы
всех героев книги.
      Одним из моих любимых  героев является Пьер Безухов.    Он  появляется
на первых же страницах "Войны и мира" в салоне Анны Павловны Шерер.  Молодой
человек, нелепый и непривлекательный, "толстый,  выше  обыкновенного  роста,
широкий, с огромными красными руками". Большой  и  неуклюжий,  он  никак  не
вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих.  Но  он
же и внушает страх. Анну  Павловну  страшит  взгляд  юноши:  умный,  робкий,
наблюдательный, естественный. Таков Пьер,  незаконнорожденный  сын  русского
вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а  вдруг  граф
Кирилл  официально  признает  сына.  Многое  вначале  нам  кажется  в  Пьере
странным: воспитывался в Париже – и не умеет вести себя в обществе.  И  лишь
позже  мы  поймем,  что  непосредственность,   искренность,   горячность   –
сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя,  жить
по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры.  Образ  Пьера  –
центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего потому, что  он
был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе,  вернувшемся
из ссылки. Роман "Война и мир" построен в  виде  семейной  хроники.  История
народа воспринимается сквозь призму семейной  истории.  Пьер  на  этом  фоне
уникален. За ним единственным нет никого, официально  признанный  и  любимый
отцом, он так и  не  узнает  своего  родителя,  ничего  не  сможет  от  него
перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя. Это  составляет
сущность личности этого героя, отражает черты не его  рода,  а  общие  черты
его характера.
      Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь  "от  Наполеона  к
Кутузову". Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем  путь
князя Андрея.
      Первой трагической ошибкой Пьера стал  брак  с  Элен.  Автор  подробно
повествует о том, как завлекали развратные Элен  и  князь  Василий  наивного
Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять их. И  описав  все  это,
Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого  он  обвиняет   в
своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою  первую  победу  –  он  обвиняет
себя. Духовная установка Пьера  изначально  опирается  на  принцип  истинной
нравственности: прежде всего  суди самого себя.



      Вторым  серьезным  испытанием  станет  для  Пьера  неожиданная  дуэль.
Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь  вовлеченным  в
чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли  –  торжество  справедливости:
впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает  в  своего  обидчика.  Но  после
всего  этого,  бессмысленной  представляется  графу  вся  его  жизнь.   Пьер
переживает глубокий душевный кризис. Этот кризис –  и  сильное  недовольство
собой, и желание изменить свою жизнь.
      Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На  этой  почтовой  станции  он
отрекся от своего раннего нравственного бонапартизма и  выбрал  новый  путь.
Этот путь указал ему масон  Баздеев,  который  становится  его  наставником.
Обращение Пьера к масонам понятно. Баздеев предлагает  ему  начать  жизнь  с
нуля,  возродиться  в  новом,  очищенном  состоянии.  Но  оно  оправдано   и
исторически. Известно, что через масонство прошли почти  все  декабристы,  и
искали они в масонстве то же, что и  Пьер –  нравственные  очищения.  Судьбу
Пьера  Лев   Толстой   выстраивает   цепью   нелогических   закономерностей,
закономерностей исторических. Не будучи  военным,  он  едет  на  Бородинское
поле, ибо исторически  для  победы  необходимо  участие  всех,  кому  дорого
отечество. И Толстой заставил нас увидеть это сражение  глазами  Пьера,  так
как именно ему видится нравственная основа этого события. Пьер  останется  в
Москве, чтобы убить Наполеона и спасет  девочку.  И,  наконец,  в  плену  он
обретет путь  к  свободе  внутренней,  приобщится  к  народной  правде  и  к
народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды  –
эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет  в  его  жизнь  духовным
учителем. Но вся внутренняя энергия личности  Пьера,  весь  строй  его  души
таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт  своих  учителей,  он  не
подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем.  И  этот  путь,  по
мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.