Есенин



            Р Е Ф Е Р А Т

                 Тема: «Судьба и личность С. Есенина»



                                                            Работу выполнила


                                                               учащиеся XI В

                                                                 Шгиназии Л.
                                                                Казанчиян Э.
                                                                Руководитель
                                                          учитель литературы
                                                             Грушевская О.И.



                       г. Ставрополь 2003 г.
      Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им  в  советской
поэзии, настолько глубок, что его не стерли не  усилия  некоторых  глухих  и
слепых его современников, ни  последующие  десятилетия,  в  которые  ощутимо
давала о себе знать инерция недоверчивого  отношения  к  поэту.  Его  поэзия
всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что  она  уходит  своими
корнями в толщу народной жизни, питается ее соками,  растет  из  ее  глубин.
Есенин отличается  такой  силой  искренности  и  непосредственности  чувств,
такой  напряженностью  нравственных  поисков  и  такой  чисто   человеческой
неповторимостью, что говорить о  его  сложном  и  противоречивом  творчестве
совершенно  невозможно  без  учета  его  биографии,  его  жизненного   пути.
Особенно  важное  значение  для  понимания  мировоззрения   и   поэтического
мышления поэта имеют те условия,  в  которых  формировалась  его  творческая
личность.
      Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября)  1895г.  в
селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. Воспитывался  он
у деда по материнской линии. Есенин с любовью вспоминал об этом суровом,  но
добром к нему к нему человеке  «умудренном  книжностью»,  который  в  зимние
вечера пел ему старинные песни, «рассказывал библию  и  священную  историю».
Запомнилась и поэту бабка, знавшая  множество  сказок,  «которые  слушают  и
знают все крестианские дети». «Детство прошло  среди  полей  и  степей».  «В
детстве Я рос, дыша атмосферой народной жизни » - писал о себе поэт.
      После  окончания  четырехгодичного  сельского  училища  его  отдают  в
Спас-Клепиковскую школу, готовившую учителей церковно-приходских  школ;  дед
мечтал об учительской карьере внука. Есенин вынес из школы  «крепкое  знание
церковно-славянского языка».Уже в эти годы  (1910-1912)  начало  проявляться
яркое поэтическое дарование юноши, обозначилась  одна  из  ведущих  тем  его
творчества – тема родного края, русской природы («Хороша была Танюша  краше,
не было в селе», «выткался на озере алый свет зори» и др.).
       После  окончания  Спас-Клепиковской  школы  весной  1912  г.   Есенин
отправился в Москву к отцу, который, переехав из деревни,  к  этому  времени
стал приказчиком у одного из замоскворецких купцов. Так началась  Московская
жизнь Есенина.
      Нравственные поиски и стремление к  поэтическому  творчеству  приводят
Есенина в «Суриковский кружок». В программе кружка  говорилось  «Суриковский
кружок смотрит на себя  не  только  как  на  кружок  писателей  из  простого
народа, а  как  на  кружок,  около  которого  объединяются  и  воспитываются
духовно народная  интеллигенция,  вышедшая  из  народа  и  порвавшая  с  ним
связи».
      Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» расширило его  представление
о   жизни,   вызвало   новые   интересы,   углубило    их    демократическую
направленность.  Однако  вскоре,  почувствовав  ограниченность  этой  среды,
Есенин стремится  продолжить  свое  образование  и  поступает  в  Московский
городской  народный  университет  имени  А.Л.  Шанявского,   благотворителя,
который ставил своей целью сделать высшее образование доступным для  широких
демократических  слоев.  Полтора  года   Есенин   обучается   на   историко-
философском отделении, в программу  которого  входили  такие  предметы,  как
политическая  экономия,  теория  права,  история  новой   философии,   общая
история. Одновременно растет его  поэтическая  активность,  в  журналах  все
чаще  появляются  стихи,  главным  образом  о  русской  природе   («Береза»,
«Черемуха», «Проша» и др.)
      Новый этап развития Есенина связан  с  петроградским  периодом  жизни.
Весной 1915 г. Есенин приезжает в  Петроград  и  сразу  же  посещает  Блока,
читает ему свои стихи. Эта встреча  навсегда  врезалась  в  память  Есенина;
позже он писал, что Блок научил его «Лиричности». В  одном  из  своих  писем
Блок назвал Есенина «талантливым крестьянским поэтом».
      Есенину было двадцать лет, когда появилась первая  книга  стихов,  как
бы подводившая итого ранним его поискам, - сборник «Радуница».  Он  вышел  в
начале 1916 года. Слово «радуница» взято из религиозного лексикона.  С  этим
названием   связаны   многие    стихи    книги,    навеянные    религиозными
представлениями и поверьями,  хорошо  знакомыми  Есенину  еще  по  рассказам
деда, по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Несомненно,  здесь
примешивалось и клюевское влияние.
       Для  таких  стихотворений   характерно   использование   христианской
символики, но поэта интересует не сам  по  себе  тот  или  иной  религиозный
сюжет.
       Уже  в  первом  сборнике  обнаружилось  одно  из  сильнейших  качеств
есенинской лирики – глубокое чувство любви к Родине. Образ родины  предстает
прежде  всего  в   картинах   родного   пейзажа,   исполненных   в   нежных,
романтических приподнятых красках. Поэт видит  полевую  Россию  в  радостном
весеннем убранстве, с пахучими  летними  цветами  и  травами,  с  прихотливо
извилистыми реками, веселыми  рощами,  с  малиновыми  закатами  и  морозными
звездными ночами. Он умеет передать не только красоту  и  богатство  русской
природы, но и  мироощущение,  сыновнюю  любовь  русского  человека  к  своей
земле.
      Однако  в  раннем  творчестве  Есенина  есть  произведение  в  котором
прозвучала тема социального неравенства  и  крестьянского  бунта.  Эта  была
повесть  «Яр»  (1915).  В  ней  содержались  картины  убийства   крестьянами
помещика, расправы над взбунтовавшимися мужиками.  В  начале  20-х  годов  в
творчестве Есенина происходит  весьма  заметные  перемены,  причины  которых
лежат в самой советской действительности. К  этому  времени  уже  совершенно
отчетливо определились результаты новой экономической политики.  И  особенно
значительны они были в области взаимоотношений между городом и  деревней.  В
20-е годы лозунг «смычки» между  городом  и  деревней  становится  одним  из
самых популярных в стране, он входит в сознание народа как одно из  основных
условий самого существования советского государства.
      Большую  роль  сыграла  заграничная  поездка  Есенина.  Он  побывал  в
Германии, Италии, во Франции, в Бельгии, в Америке. Но что поразило  Есенина
– это «индустриальный быт» Европы и Америки, высокая и  совершенная  техника
намного облегчающая жизнь человека. Поездка Есенина за границу  помогла  ему
еще более убедиться в том, насколько высокая городская  техника  в  условиях
советской России необходима для возрождения русской деревни.
      1923-1925 годы были самыми  плодотворными  в  творчестве  Есенина.  Он
обретает более устойчивую позицию в  оценке  советской  действительности.  В
стихотворении «Русь уходящая» (1924) поэт без тени сожаления говорит  о  том
старом,  что  отмирает  и  уходит  в  прошлое   в   советской   деревне,   и
противопоставляет  ему  нарождающееся   новое.   Еще   более   отчетливо   и
категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь советская» (1924).
      Поездки в родное село, происшедшие перемены в  нем  приводят  поэта  к
раздумьям о собственном  творчестве.  Есенин  испытывает  острое  и  горькое
чувство обиды за то, что  в  родных  местах  он  «словно  иностранец»,  «как
пилигрим угрюмый». Ему  даже  кажется,  что  его  «поэзия  здесь  больше  не
нужна».
      Есенин, который во  многом  отказался  от  своих  прошлых  взглядов  и
настроений, чувствовал в 1924-1925 гг. необходимость по – новому  сказать  о
революции, не  так,  как  говорил  о  ней  в  своих  поэмах  1918-1919  гг.,
написанных в духе Христианской символики.
      В 1924 г.  он  пишет  «песнь  о  великом  походе»  -  поэму  о  защите
Петрограда от белогвардейских  полчищ  Юденича.  В  этом  произведении  ярко
выразилось то новое, что стало особенно характерным для  творчества  Есенина
последних  лет.  Сохраняя  свою  привязанность  к  исконно  –русскому,  поэт
сочетает ее с не менее глубокой привязанностью к новой революционной  эпохи.
Национальная основа поэмы ощущается во всем; в тематике,  ритмике,  лексике,
образной системе.
      Есенина все более увлекает историко-революционная тематика.  Он  пишет
«Балладу о двадцати  шести»,  посвященную  Бакинским  комиссарам,  небольшую
поэму «36» о политических ссыльных, борцах против самодержавия.
      Так Есенин «на расстоянье» увидел  то  «большое»,  что  совершалось  в
ходе революции. Так много волновавший  его  вопрос  о  судьбах  крестьянской
России  получает  конкретно-историческое   разрешение.   Самым   крупным   и
значительным произведением на эту большую  тему  является  его  поэма  «Анна
Снегина» (1925).
       Поэма  «Анна  Снегина»-  лучшее  и  самое  убедительное  опровержение
ошибочных   суждений   критиков,   будто   стихи   Есенина    о    советской
действительности лишены лиризма. Она говорит  о  том,  что  поэт  не  только
полностью сохранил, но и намного улучшил свое  лирическое  дарование.  Поэма
дает развитие лирической темы в созвучии с общественными думами и  чувствами
автора, и это было движение в том  же  направлении,  в  котором  развивалась
лирика Маяковского.
      В последние три года жизни Есенина явно привлекает  и  так  называемая
философская лирика, которую точнее можно  определить  как  лирику  житейских
раздумий. В эту пору Есенин  много  размышляет  над  жизнью.  Он  критически
оценивает  свое  прошлое,  учитывает  опыт  пережитого,   задумывается   над
будущим.
      Поэт был прав, когда говорил о том что его лирика жива  одной  большой
любовью к Родине. Любовь к Родине, к национальным  истокам  нашла  выражение
не только в содержании произведений, но и в характере поэтического  мышления
поэта,  в  художественной  форме  его   произведения.   Это   прежде   всего
обнаруживается в глубокой внутренней связи  его  поэзии  с  народным  устно-
поэтическим творчеством.
      Как и в народном творчестве, у Есенина почти пейзажных  стихов,  но  в
то же время и нет стихотворений, в которых бы так  или  иначе  не  ощущалась
связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к  образам  природы  в  тех
случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем  месте  в
жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и будущем. Нередко  в  его  стихах
природа настолько  сливается  с  человеком,  что  сама  оказывается  как  бы
отражением  каких-то  человеческих  чувств,  а  человек  в   свою   очередь,
предстает как частица природы. У  русской  природы  Есенин  позаимствовал  и
многие краски  своей  поэзии.  Трудно  назвать  другого  русского  поэта,  у
которого краски сыграли бы такую же большую роль, как в творчестве  Есенина.
Часто мы встречаемся в поэзии Есенина с синим и  голубыми  цветами.  Это  не
просто индивидуальная привязанность поэта к таким краскам.
      Сергей  Есенин  –  один  из  величайших  русских  поэтов,  развивающих
замечательную и своеобразную традицию русского стиха  –  напевность.  Лирика
Есенина целиком пронизана песенной стихией. «Засосал меня песенный плен»,  -
писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность своих произведений.  «Степным
пеньем» назвал поэт свое творчество.
      В последние годы жизни  поэта  все  теснее  становились  его  связи  с
советской литературой. Есенин стремился ближе стать к  советским  читателям,
жить единой жизнью с ними.
      Когда в 1924 г. группа  крупнейших  советских  писателей  «попутчиков»
обратились с письмом в центральный комитет  партии,  Есенин  также  подписал
это письмо, в котором, в частности, говорилось: «Писатели советской  России,
мы убеждены, что наш писательский труд и нужен, и полезен ей».
       Вместе  с  тем  Есенина   не   переставали   тревожить   беспокойные,
мучительные  мысли.  Рядом  с  произведениями,  в  которых  Есенин,  выражал
стремление понять новую  эпоху,  найти  в  ней  свое  место,  в  его  стихах
последнего года жизни звучат и мотивы осуждения неправильно прожитой  жизни.
Расшатанное здоровье заставило Есенина лечь  на  излечение  в  больницу  для
нервнобольных.
       Трагическим  свидетельством  тяжелого  угнетенного  состояния   поэта
является  его  поэма  «черный  человек».  Это  разговор  Есенина  с  мрачным
пришельцем, который имеет страшную власть над поэтом. Он  смеется  над  ним,
издевается над его стихами – никому не  нужной  «дохлой  мушкой»,  гнусавит,
«над усопшим монах». Страх и тоска охватывают поэта, он не в  силах  оказать
ему сопротивление. «Черный человек» двойник поэта, он живет  в  нем,  и  его
нельзя уничтожить, не убив себя. Так наступало предвестие конца.
      Пытаясь вырваться из этого мрачного  состояния,  Есенин  решает  резко
переменить обстановку – он переезжает в Ленинград, забрав вещи  и  рукописи,
но, будучи не в силах справиться с самим  собой,  кончает  самоубийством  27
декабря 1925г.
       Трагическая   смерть,   безусловно,   была   связана   с   внутренним
неуравновешенным состоянием поэта, которое  было  непосредственной  причиной
его гибели. Но тогда уже стало понятным и другое:  смерть  поэта  –  это  не
мгновенная катастрофа.
      Русская литература прошлого проявила не  мало  усилий  для  разрешения
вопроса  о  «Власти  земли»   над   крестьянином   в   условиях   социальной
несправедливости.  Есенин-первый  крестьянский   поэт,   сделавший   попытку
внутренне преодолеть эту «власть земли». Его  опыт  не  прошел  бесследно  в
советской поэзии, его, несомненно учитывали многие поэты.
      Значение творчества Есенина для советской поэзии было  понятно  далеко
не сразу. Многие современники поэта вообще отрицали  его,  пустив  в  обиход
оскорбительное  слов   «есенинщина»,   подразумевая   под   ним   пессимизм,
упадочничество, аморальность. Лишь  немногие  по  достоинству  сумели  тогда
оценить талант Есенина.
      Поэзия Есенина не только не утратила  своего  эстетического  и  идейно
нравственного значения для современности, но  и  обрела  свою  силу.  Многие
советские поэты, высоко оценивали поэтическое  наследие  Есенина,  брали  на
вооружение его творческие достижения. Лирика  Есенина  противостоит  разного
рода формалистическим экспериментам, бессмысленной игре словами  и  звуками,
тем поэтическим шарадам  и  ребусам,  которыми  порою  увлекаются  некоторые
поэты.
      Демократическая, народная сущность лирики  Есенина  теснейшим  образом
связана  с  традициями  русской  поэзии.  Есенину  было  незнакомо   чувство
национальной исключительности. Он  мечтал  о  том  времени,  «когда  пройдет
вражда племен», когда «людская речь в один язык сольется». И в тоже время  у
поэта было сильно развито национальное чувство. В 20-е годы  поэзия  Есенина
объективно  противостояла  пренебрежению   к   русской   классике,   которое
наблюдалась у некоторой части литераторов  и  у  целых  литературных  групп.
Творчество  Есенина  учило  и   учит   дорожить   традициями   национального
искусства. Всепоглощающая забота  о  судьбах  народных,  о  счастье  родины,
пристальное  внимание  Есенина  к  устному  поэтическому  творчеству  и   до
сегодняшнего дня являются поучительным примером для советских поэтов.