Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учета

                                  Введение.
      Главными задачами бухгалтерского учета являются:
            -  обеспечение  контроля  за  наличием  и  движением  имущества,
              использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов  в
              соответствии с установленными нормами, нормативами, сметами;
            - формирование полной и достоверной информации  о  хозяйственных
              процессах и финансовых результатах деятельности   организации,
              необходимый для оперативного руководства и управления, а также
              для  использования  инвесторами,  поставщиками,   кредиторами,
              налоговыми и банковскими органами;
            - выявление внутрипроизводственных резервов,  их  мобилизация  и
              эффективное   использование,   своевременное    предупреждение
              негативных явлений в  хозяйственно–финансовой деятельности.

      Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета  с  помощью
различных  способов  и  приемов,  совокупность  которых  называется  методом
бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы,  из  которых  главными
являются:  документация,  инвентаризация,  счета,  двойная  запись,  баланс,
отчетность, оценка и калькуляция.

      В данной работе рассматривается один  из  важнейших  элементов  метода
бухгалтерского учета – инвентаризация.

                           Задачи инвентаризации.

      Инвентаризация—  способ  проверки  соответствия  фактического  наличия
имущества в  натуре  данным  бухгалтерского  учета,  отраженным  на  счетах.
Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции  оформлены
в документах и отражены в системном  бухгалтерском  учете,  а  также  внести
необходимые уточнения и исправления.
      Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о  бухгалтерском
учете и  отчетности  в  Российской  Федерации  и  Основными  положениями  по
инвентаризации основных средств,  товарно-материальных  ценностей,  денежных
средств и  расчетов.  Согласно  этим  документам  предприятия  (организации)
обязаны проводить инвентаризацию  основных  средств,  капитальных  вложений,
незавершенного    капитального    строительства,    капитального    ремонта,
незавершенного  производства,   товарно-материальных   ценностей,   денежных
средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.
  Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не  принадлежащие
предприятию, такие, как ценности на ответственном хранении,  полученные  для
переработки, арендованные основные средства и т. п., а также  по  каким-либо
причинам не учтенные ценности.
  Основными задачами инвентаризации являются:
   - выявление фактического наличия основных  средств,  товарно-материальных
     ценностей  и  денежных  средств,  ценных   бумаг,   а   также   объемов
     незавершенного производства в натуре;
   - контроль за  сохранностью  товарно-материальных  ценностей  и  денежных
     средств   путем   сопоставления   фактического   наличия   с    данными
     бухгалтерского учета;
   - выявление  товарно-материальных  ценностей,  частично  потерявших  свое
     первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим
     условиям и т. п.;
   - выявление сверхнормативных и неиспользуемых  материальных  ценностей  с
     целью последующей реализации;
   - проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей  и
     денежных средств, а  также  правил  содержания  и  эксплуатации  машин,
     оборудования и других основных средств;
   - проверка реальной стоимости учтенных  на  балансе  товарно-материальных
     ценностей, сумм денежных  средств  в  кассе,  на  расчетном  счете,  на
     валютном счете, других счетах, денежных средств в пути,  незавершенного
     производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих  расходов
     и платежей, дебиторской  задолженности  (расчетов  с  покупателями,  по
     векселям полученным и  др.),  кредиторской  задолженности  (поставщикам
     материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам
     и др.) и других статей баланса.


              Сроки и периодичность проведения инвентаризации.

  Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:
   - при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;
   - при  выкупе,  продаже,  а  также  преобразовании  государственного  или
     муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
   - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности,  кроме  имущества,
     инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного  года.
     В районах,  расположенных  на  Крайнем  Севере  и  приравненных  к  ним
     местностях,  инвентаризация   товаров,   сырья   и   материалов   может
     проводиться в период наименьших остатков;
   - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
   - при установлении фактов хищений  или  злоупотреблений,  а  также  порчи
     ценностей;
   - при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при  установлении
     таких фактов;
   - после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) -
     немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;
   - при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей,  если
     иное не установлено в сроки, определенные соответствующими документами.
  Все эти  случаи  обязательного  проведения  инвентаризации  предусмотрены
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации  от  20
марта 1992 г. № 10 с последующими изменениями и дополнениями.
  Принятый  Закон  о  несостоятельности  (банкротстве)  предприятий   также
предполагает необходимость проведения инвентаризации имущества  предприятия-
должника при проведении конкурсного производства.  В  практике  имеют  место
случаи,   когда   происходит   ликвидация   предприятий    без    проведения
соответствующей  работы  по  выявлению  фактического  наличия  имущества   и
обязательств.   В   такой   ситуации   проведение   инвентаризации    строго
обязательно.
  Инвентаризация должна проводиться в  конкретные  сроки,  установленные  в
зависимости  от  вида  и  характера  имущества.  Эти  сроки  (периодичность)
предусмотрены Положением  о  бухгалтерском  учете  и  отчетности  Российской
Федерации:
   - основных средств - не менее одного раза в два-три года, а  библиотечных
     фондов - не реже одного раза в пять лет;
   - капитальных вложений -не менее одного раза  в  год  перед  составлением
     годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;
   - незавершенного производства и полуфабрикатов  собственной  выработки  -
     перед составлением годового отчета и баланса, но  не  ранее  1  октября
     отчетного года и, кроме того,  периодически  в  сроки,  устанавливаемые
     соответствующими вышестоящими организациями;
   - незавершенного капитального ремонта и расходов будущих  периодов  -  не
     менее одного раза в год;
   - готовой продукции на складах  -  не  менее  одного  раза  в  год  перед
     составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного
     года;
   - малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее  одного  раза  в
     год;
   - нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;
   - сырья и прочих материальных ценностей - не  менее  одного  раза  в  год
     перед составлением годового отчета и баланса, но  не  ранее  1  октября
     отчетного года;
   - денежных средств, денежных  документов,  ценностей  и  бланков  строгой
     отчетности - не менее одного раза в месяц;
   - расчетов с  банками  (по  расчетному  счету,  валютному  счету,  другим
     счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а
     по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое  число
     каждого месяца;
   - расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
   - расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;
   - остальных статей баланса  -  на  первое  число  месяца,  следующего  за
     отчетным годом.
  Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой  имущества  может
быть полной и частичной. .
  При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится
она обязательно в конце года перед составлением годового отчета  (исключение
составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше).
  При частичной инвентаризации  проверке  подвергается  один  или  несколько
видов имущества в определенных местах хранения.
  В зависимости от основания проведения  инвентаризации  бывают  плановые  и
внеплановые.
  Плановые  инвентаризации  проводятся  в  соответствии   с   Положением   о
бухгалтерском учете и отчетности и Основными положениями  по  инвентаризации
основных  средств,  товарно-материальных  ценностей,  денежных   средств   и
расчетов.
  Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в основном
внезапно.

                     Порядок проведения инвентаризаций.

  Порядок проведения инвентаризаций на  предприятии  предполагает  создание
постоянно действующих инвентаризационных комиссий  в  составе:  руководителя
предприятия  или   его   заместителя   (председателя   комиссии);   главного
бухгалтера; начальников структурных  подразделений  (служб);  представителей
общественности. Для непосредственного  проведения  инвентаризации  имущества
создаются   рабочие   комиссии   в   составе:   представителя   руководителя
предприятия,   назначившего    инвентаризацию    (председатель    комиссии);
специалистов  (экономиста,   работника   бухгалтерской   службы,   инженера,
технолога,  товароведа,  кладовщика  и  др.).  В  состав   комиссии   должны
включаться опытные  работники,  хорошо  знающие  инвентаризуемое  имущество,
порядок формирования цен, первичный учет.
  В  межинвентаризационный  период  на  предприятиях  (организациях)  должны
проводиться систематически проверки  и  выборочные  инвентаризации  товарно-
материальных ценностей в местах их хранения и переработки.  Эти  проверки  и
инвентаризации  осуществляются  по  распоряжению  руководителя   работниками
инвентаризационных групп, состоящих в штате  предприятия,  или  специальными
комиссиями, в состав которых включаются  должностные  лица,  хорошо  знающие
товарно-материальные ценности, бухгалтерский  учет  и  отчетность,  а  также
представители общественности.
  Персональный состав  постоянно  действующих  инвентаризационных  комиссий,
рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий,  осуществляющих  проверки  и
выборочные инвентаризации, утверждается  приказом  руководителя  предприятия
(организации).
  Рабочие инвентаризационные комиссии:
   - осуществляют инвентаризацию  ценностей  и  денежных  средств  в  местах
     хранения и производства;
   -  совместно  с  бухгалтерией   предприятия   участвуют   в   определении
     результатов  инвентаризации  и  разрабатывают  предложения  по   зачету
     недостач и  излишков  по  пересортице,  а  также  списанию  недостач  в
     пределах норм естественной убыли;
   - вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и  отпуска
     товарно-материальных  ценностей,  улучшения  учета  и  контроля  за  их
     сохранностью, а  также  реализации  сверхнормативных  и  неиспользуемых
     ценностей;
   - несут ответственность:  а)  за  своевременность  и  соблюдение  порядка
     проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за
     полноту и точность внесения  в  описи  данных  о  фактических  остатках
     проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей,  денежных
     средств и средств в расчетах;  в)  за  правильность  указания  в  описи
     отличительных  признаков  товарно-материальных  ценностей  (тип,  сорт,
     марка,  размер,  а  также  цены  и  т.  п.);  г)  за   правильность   и
     своевременность-оформления материалов  инвентаризации  в  установленном
     порядке.
  Члены  инвентаризационных  комиссий  за   внесение   в   описи   заведомо
неправильных данных  о  фактических  остатках  ценностей  с  цепью  сокрытия
недостач и растрат или  излишков  товаров,  материалов  и  других  ценностей
подлежат привлечению к  ответственности  в  установленном  законом  порядке.

  Основной    задачей    проверок    и    выборочных    инвентаризаций    в
межинвентаризационный   период   является    осуществление    контроля    за
сохранностью   товарно-материальных   ценностей,   выполнением   правил   их
хранения,  соблюдением  материально  ответственными  лицами   установленного
порядка первичного учета.
  Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных
комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В  приказе
устанавливаются   сроки   начала   и   окончания   работы   по    проведению
инвентаризации. Ко  дню  начала  снятия  фактических  остатков  должна  быть
закончена обработка всех документов по оприходованию  и  расходу  ценностей,
проведены соответствующие записи в карточках (книгах)  аналитического  учета
и выведены остатки на день инвентаризаций.
  Бухгалтер    к    моменту    проведения     инвентаризации     составляет
инвентаризационную опись.
  Складские операции в период инвентаризации  не  производятся;  заведующий
складом в данной описи  дает  расписку  в  том,  что  все  документы  склада
записаны в карточку  складского  учета  материалов  и  сданы  в  бухгалтерию
организации.
  Прежде  чем  приступить  к   проверке   фактического   наличия   товарно-
материальных   ценностей,   рабочая   инвентаризационная   группа   обязана:
опломбировать  подсобные  помещения,  подвалы  и   другие   места   хранения
ценностей, имеющие отдельные входы  и  выходы;  проверить  исправность  всех
весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков  их  клеймения;
получить последние на момент инвентаризации реестры  приходных  и  расходных
документов или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
  При   внезапных   инвентаризациях   все   товарно-материальные   ценности
подготавливаются   к   инвентаризации   в   присутствии   инвентаризационной
комиссии, а в остальных случаях - заблаговременно.
  Инвентаризация основных средств, сырья,  материалов,  готовой  продукции,
товаров,  денежных  средств  и  других  ценностей  производится  по  каждому
местонахождению их  и  ответственному  лицу,  на  хранении  у  которого  эти
ценности находятся.
  Проверка  фактических  остатков  производится  при  обязательном  участии
материально ответственных лиц (кассиров, заведующих  хозяйствами,  кладовых,
секций, торговых предприятий и т. п.).
  Наличие ценностей при  инвентаризации  определяется  путем  обязательного
пересчета, взвешивания, обмера.
  Наименования  инвентаризуемых  ценностей  и  объектов  и  их   количество
показываются в описях по номенклатуре и в  единицах  измерения,  принятых  в
учете.
  Приведем пример инвентаризационной описи:
                                фирма «Лада»
         Инвентаризационная опись № 4 товарно-материальных ценностей
                              30 октября 2000г.
                                  Материалы
                        товарно-материальные ценности

                                  РАСПИСКА

  К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на
товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-
материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность,
оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
  Материально ответственные лица:
  Кладовщик               подпись
  Зав.складом               подпись

  На основании приказа (распоряжения) № 129 от 26 октября 2000 г.
произведено снятие остатков ценностей, числящихся на балансовом счете 05 по
состоянию на 1 ноября 2000 г.
  Инвентаризация начата 30 октября 2000 г., окончена 1 ноября 2000 г.
  При инвентаризации установлено следующее:

[pic]
Итого фактически по описи    Семнадцать тысяч сто руб._____

Председатель комиссии           Начальник отдела       подпись

Члены комиссии:                      Товаровед              подпись

Бухгалтер              подпись
   Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с №
10010 по № 10101, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и
внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не
имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем)
ответственном хранении.
Материально ответственностью) лицо (лица)   подпись    дата
Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил.
 Бухгалтер     подпись    дата

      Оформленные инвентаризационные  описи  сдают  в  бухгалтерию,  где  их
проверяют,  затем  сравнивают  фактическое   наличие   средств   с   данными
бухгалтерского  учета.  Результаты  сравнения  записывают   в   сличительную
ведомость.  В  ней  указывают  фактическое   наличие   средств   по   данным
инвентаризации (количество и сумма),  наличие  средств  по  данным  учета  и
результаты сравнения –  излишек  или  недостача.  В  сличительную  ведомость
записывают только те ценности, по которым выявлены излишки  и  недостачи,  а
стальные показывают в ведомости общей  суммой.  Суммы  излишков  и  недостач
товарно-материальных  ценностей  в  сличительных  ведомостях   указывают   в
соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.


     Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных запасов
                            на____________2000г.
На основании приказа (распоряжения) № ____ от "_" ______
2000 г. проведена инвентаризация фактического наличия товарно-материальных
запасов, находящихся на ответственном хранении.
Должность             фамилия, и., о.
Инвентаризация начата "_"______2000г.
окончена "_" ______ 2000г.
При инвентаризации установлено следующее:
|Поря|Товарно-материальные      |Един|Результаты инвентаризации         |
|дков|ценности                  |ица |                                  |
|ый  |                          |изме|                                  |
|номе|                          |рени|                                  |
|р   |                          |я   |                                  |
|    |Наименовани|Номенклатурны|    |излишки         |недостача       |
|    |е,         |й            |    |                |                |
|    |Вид, сорт, |номер        |    |                |                |
|    |группа     |             |    |                |                |
|    |           |             |    |Количе|стоимост|Количе|стоимост|
|    |           |             |    |-     |ь,      |-     |ь,      |
|    |           |             |    |ство, |Руб.    |ство, |Руб.    |
|    |           |             |    |шт.   |        |шт.   |        |


Бухгалтер
С результатом сличения ознакомлен                       Подпись материально
                                                  ответственного лица
      Инвентаризационная  комиссия  обязана  выявить  причины  недостач  или
излишков,  обнаруженных  при  инвентаризации.  Выводы  и  решения   комиссии
оформляют протоколом, утвержденным  руководителем  предприятия,  после  чего
результаты инвентаризации отражают в учете.
      Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца,
в котором она была  завершена,  а  результаты  годовой  инвентаризации  –  в
годовом бухгалтерском отчете.
      Весь вышеизложенный общий  порядок  инвентаризации  можно  представить
схематически:
|ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ          |

|Подготовительные работы        |

|Приказ       |   |Проверка      |   |Письменное      |  |Завершение     |
|руководителя |   |технических   |   |подтверждение   |  |разноски       |
|о составе    |   |паспортов,    |   |материально     |  |документов по  |
|комиссии,    |   |инвентарных   |   |ответственных   |  |счетам,        |
|сроках,      |   |карточек и    |   |лиц о передаче  |  |выведение в них|
|объектах     |   |т.д. по всем  |   |всех документов |  |остатка        |
|             |   |объектам      |   |в бухгалтерию   |  |               |

|Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов                         |

|Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально            |
|ответственных лиц)                                                         |

|Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по     |
|объектам                                                                   |

|Акт выявления результатов   |

|Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – |
|заключение о результатах, которые отражаются в учете                       |

|Пересортица –        |    |Недостачи – отнесение|    |Излишки –          |
|взаимозачет недостач |    |в начет виновным или |    |приходуются в доход|
|ценностей излишками  |    |списание на затраты и|    |предприятия или    |
|                     |    |убытки               |    |госбюджета         |



         Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

      Выявленные  при  инвентаризации   расхождения   фактического   наличия
имущества  с  данными  бухгалтерского  учета  регулируют  в  соответствии  с
Положением о бухгалтерском учете  и  отчетности  в  Российской  Федерации  в
следующем порядке:
   - основные средства, материальные ценности, денежные  средства  и  другое
     имущество, оказавшееся в  излишке,  подлежит  оприходованию  по  дебету
     соответствующих  счетов  (01,  11,  12  и  др.)  с  отнесением  его  на
     финансовые  результаты  (счет  80)   у   организаций   или   увеличение
     финансирования  (фондов)  у   бюджетной   организации   с   последующим
     установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
   - все  недостачи  материальных  ценностей,  денежных  средств  и  другого
     имущества, независимо от  причин  возникновения,  списывают  с  кредита
     соответствующих счетов (10, 12 и др.) в дебет  счета  84  "Недостачи  и
     потери от порчи ценностей".
      Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в
установленном законодательством порядке,  списываются  с  кредита  счета  84
"Недостачи  и  потери  от  порчи  ценностей"  на  издержки  производства   и
обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов)  у  бюджетных
организаций.  Нормы  убыли  могут  применяться  лишь  в  случаях   выявления
фактических  недостач.  При  отсутствии  норм  убыли   рассматривается   как
недостача сверх норм.
      Недостачи  материальных  ценностей,   денежных   средств   и   другого
имущества,  порчу  сверх  норм  естественной  убыли,  а   также   превышение
стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее  при
пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:
      Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",  субсчет  3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
      Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
      В тех случаях, когда виновники  не  установлены  или  во  взыскании  с
виновных лиц отказано  судом,  убытки  от  недостач  и  порчи  списывают  на
издержки   производства   и   обращения   у   организации   или   уменьшения
финансирования у бюджетной организации.
      Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе  предъявляются  взиманию  с
кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки:
      Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
          Кредит счета 50 "Касса";
      Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",  субсчет  3
      "Расчеты по возмещению материального ущерба";
        Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
   Недостача основных средств оформляется как ликвидация, но с отнесением
остаточной стоимости основных средств в зачет материально ответственному
лицу:
по первоначальной стоимости недостающего объекта –
 Дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" –
 Кредит счета 01 "Основные средства";
в сумме износа недостающего объекта –
Дебет счета 02 "Износ основных средств" –
Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
в сумме остаточной стоимости недостающего объекта –
Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" –
Кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";
в сумме остаточной стоимости недостающего объекта –
Дебет счета 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" ,
счета 80 «Прибыли и убытки» -
Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

    Расхождения  между  данными  инвентаризации   и   бухгалтерского   учета
оформляются   бухгалтерией   путем   составления   ведомости    результатов,
выявленных инвентаризацией.



                          Значение инвентаризации.

  Инвентаризация имеет большое значение для правильного  определения  затрат
на  производство  продукции,  выполненных  работ  и  оказанных  услуг,   для
сокращения потерь  товарно-материальных  ценностей,  предупреждения  хищений
имущества и т. п.
  Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет  неучтенные
ценности  и  допущенные  потери,  хищения,  недостачи.  Поэтому  при  помощи
инвентаризации контролируется не только сохранность материальных  ценностей,
но и проверяются полнота  и  достоверность  данных  бухгалтерского  учета  и
отчетности.

                             Список литературы.

  1. Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета», М., ФС, 1999;
  2. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. «Бухгалтерский учет в
     организациях», М.,ФС, 2000;
  3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
     обязательств, утверждены Приказом МинФина РФ №49 от 13.06.95