История одного города - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития


  «История одного города» – сатира на прошлое России или предостережение о
                 будущих опасностях общественного развития»

                                       …я совсем не историю предаю осмеянию,
                                                  а известный порядок вещей.

         Сатирика Салтыкова-Щедрина занимает одно из первых мест  в  мировой
литературе. «История одного города» - «странная и  замечательная  книга»,  в
которой писатель обратился к историческому прошлому России, чтобы с  большей
силой и гневом обличить современный  ему  государственный  строй,  рождающий
Угрюм-Бурчеевых, Брудастых, Прыщей, Грустиловых, Перехват–Залихватских.  Это
сатира,  бичующая  народную  пассивность  и  долготерпение,  призывающая   к
активному  действию.  Произведение  Салтыкова–Щедрина  наполнено  подлинными
фактами  и  событиями  русской  жизни,  поднятыми  на  уровень  грандиозного
обобщения.
         В «Истории одного города» можно разглядеть  две  силы,  действующие
одновременно : власть и терпеливо выносящий  свою  борьбу  город  Глупов.  В
романе, написанном как бы в форме хроники, речь идет  о  конкретном  городе,
со сказочной историей, а с другой стороны мы можем наблюдать, что все  герои
и происходящее города напоминают нам историю страны.
         «Опись градоначальникам» представляет собой краткие  биографические
справки с описанием «подвигов»  двадцати  двух  правителей  города  Глупова.
«Перехват – Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор.  О  сем  умолчу.
Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». В России  к
тысяча восемьсот семидесятому году сменилось как раз такое же  число  царей.
И поэтому я считаю, что «История одного города»  задумана  и  исполнена  как
карикатура на историю России вплоть до  начала  Х1Х  века,  как  пародия  на
труды  русских  историков.  Это   естественное   первое   мое   впечатление,
восприятие. Даже Тургенев, высоко оценивший произведение,  писал  :  «Это  в
сущности сатирическая история русского общества во второй половине  прошлого
и начале нынешнего столетия».
         «Мрачные  идиоты»  и  «прохвосты»,  правившие  городом   Глуповым,-
правдивое воплощение деспотизма, произвола в царской России. Именно  поэтому
картина,  созданная  Салтыковым–Щедриным,  отображала  не   только   русскую
действительность,  но  и  современную  писателю   жизнь   западноевропейских
государств Франции, Германии.
         «История одного города создана  писателем,  горячо  любящим  народ,
страстно ненавидящим угнетение и произвол.
         Суровыми,  горькими,  полными  осуждения  словами,  порицал  Щедрин
благодушие, смирение и  пассивность  народа,  «выносящего  на  своих  плечах
Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых» и им подобных.
         Он твердо верил, что народ проложит себе дорогу. Сатира  Щедрина  и
ставила  своей  целью  приближение  того  дня,  когда  народ  положит  конец
существованию  царских  властей,  она  не  только  не  убивала  веры   и   в
возможность его освобождения, но и звала к борьбе и  протесту.  «…ежели  мое
дело справедливое, так ссылай ты меня хоть на край света,  -  мне  и  там  с
правдой будет хорошо!»
         Писатель знал, что только борьбой может быть завоевана свободная  и
счастливая жизнь. «Из города Глупова  в  Умнов  дорога  лежит  через  манную
кашу, - утверждал сатирик.
         Салтыков–Щедрин -  великий  мастер  художественного  преувеличения,
заострения образов,  фантастики  и,  в  частности,  сатирического  гротеска,
показывающего, явления реальной жизни в причудливой, невероятной форме,  что
позволяет ярче раскрыть их сущность. Брудастый–Органчик «тут  же,  на  самой
границе,  пересек  уйму  ямщиков».  «И  остался  бы»  он  «на  многие   годы
пастырем», если бы  однажды  утром  в  его  кабинете  не  увидели  необычное
зрелище «градоначальниково тело… сидело за письменным столом, а  перед  ним…
лежала… совершенно пустая градоначальникова голова».
         Еще  более   жестоким   представителем   глуповских   властей   был
Угрюм–Бурчеев – самая зловещая  фигура  во  всей  галерее  градоначальников.
Народная молва присвоила ему звание «сатаны». «Начертавши прямую  линию,  он
замыслил втиснуть в нее весь видимый и  невидимый  мир,  и  притом  с  таким
непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад,  ни  вперед,  ни
направо, ни налево».
         Приказ Угрюм–Бурчеева  о  назначении  шпионов  по  всем  поселенным
единицам  был  «каплей,  переполнившей   чашу».   Произошел   разрыв   долго
сдерживаемого негодования против самодержавного деспотизма.
         Но действительно ли повесть Щедрина  -  только  пародия  на  Россию
второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века,  карикатура  на
реальные государственные события?  С одной стороны, кажется, что думать  так
есть основания, так как автор в  произведении  упоминает  и  Сперанского,  и
Карамзина, и других лиц той эпохи. К тому же сквозь  них  можно  просмотреть
их  же  прототипы  :  в  образе   Угрюм–Бурчеева,   Грустилова,   Негодяева,
Перехват–Залихватского. И поэтому я  думаю,  что  Салтыков–Щедрин,  создавая
«Историю одного города», опирался на русскую действительность,  события.  Но
все же сатира писателя состоит не только в осмеянии прошлого России, но и  в
предостережении о будущих опасностях  общественного  развития,  в  важнейших
проблемах современности. Он сам так об этом и говорил :  «Мне  нет  никакого
дела до истории, и я имею в виду  лишь  настоящее.  И  еще:  «…я  совсем  не
историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». С  этой  точки  зрения,
фантастика,  гротеск,  ограниченность  пространства  –  все   это   средства
художественного обобщения, создающего картины  –  варианты  государственного
устройства.
         Повторяя историю, Щедрин показывает, что его произведение в  момент
своего  появления,  в  последующие  времена  зазвучат   в   высшей   степени
актуально. Она раскроет окно в мир не только в прошлое, но и в  настоящее  и
в будущее России. Реальная действительность сливается с сатирикой  писателя.
Она как бы стремиться догнать ее и даже превзойти. Сатира настолько  глубока
и остроумна, что сейчас, я думаю,  воспринимается  чем  -  то  злободневным.
Салтыков–Щедрин  использует  и  все  средства  и  способы  обличения,  чтобы
вызвать чувство отвращения к деятелям  самодержавия,  что  достается  уже  в
«Описи  градоначальникам».  За  этой  краткой  главой  следует   развернутая
сатирическая картина деятельности наиболее «отличившихся» правителей  города
Глупова. Их свирепость, бездушие и тупоумие заклеймены сатириком  в  образах
Прыща, Негодяева, Брудастого.
         Наряду  с  этим  нетрудно  было  бы  проследить,   как   в   разных
произведениях одного времени  сатирик  то  в  большей,  то  в  меньшей  мере
прибегал  к  гиперболе.  Она  служит  к  наиболее  яркому  раскрытию   самых
реакционных  сторон  политики  самодержавия,  и  выражению  вызываемых   ими
негодования и насмешки сатирика, и,  наконец,  в  сочетании  с  фантастикой,
служит средством эзоповского языка.
         Фантастика Салтыкова–Щедрина – фантастика,  которая  не  уводит  от
действительности,  а  только  служит  средством  идейно  –   художественного
познания и сатирического  разоблачения  отрицательных  явлений  общественной
жизни.
         «История одного  города»  является  популярным  произведением  и  в
сегодняшнее  время.  Автор  продолжает  свой  путь,  свою  борьбу  там,  где
существует самовластие, осмеивая и копируя прошлое России, предостерегая  ее
от ошибок в будущем.