Габдулла Тукай

                     Зеленодольский Механический Колледж



                              Реферат На Тему:



                               Габдулла Тукай



                                                   Выполнил: студент I курса
                                                                      гр.221
                                                                Газеев Марат
                                                    Проверил: Галимова Н. З.



                                  2002 год

                               Габдулла Тукай



      Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но  и  далеко  за  её
пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию.  Творчество
Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик  и  общественный
деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры  он  сделал  также
много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.
      Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в  деревне  Кушлавыч  бывшей
Казанской губернии. Оставшись рано сиротой,  Габдулла  первое  время  жил  у
дедушки, который в 1889  году  отправил  мальчика  в  Казань.  В  1895  году
девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись  рано
сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889  году  отправил
мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла  приехал  в  Уральск  к
двоюродной сестре.
      В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе,
в этом городе начал писать стихи. В этом  уральском  городке  молодой  Тукай
познакомился с творчеством великих русских поэтов -  Пушкина  и  Лермонтова.
Их стихи покорили сердце начинающего поэта.
      Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог
мириться с той эксплуатацией, которая  здесь  царила.  За  десять  рублей  в
месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же  положении  жили
наборщики и  другие  рабочие.  Однажды  Тукай  высказал  рабочим,  что  надо
защищать свои права и не бояться хозяина.
      Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает  рабочих  к
недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся  едких  стихов
Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил  работой
вольнодумца.
      Но Тукай всегда был  верен  тому,  что  наметил.  Он  решил  дать  бой
хозяину, и стал готовить рабочих  типографии  к  выступлению  с  требованием
увеличить  зарплату.  Видя,  что  юноша  тверд  характером,   хозяин   решил
разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
      Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он  уже
был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы  казанских
и других газет  приглашали  поэта  к  себе  на  работу.  Среди  них  была  и
оренбургская   газета   миллионера-золотопромышленника    Рамеева    "Вакыт"
("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что  у  него  есть  неплохие
стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более  бурно,
нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
      Тукай любил свой народ и, пожалуй,  из  татарских  писателей  прошлого
никто не  сумел  с  такой  глубиной  и  художественной  силой  выразить  дух
народности, как сделал это он.
      Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано
все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани  он  пережил  и  много  горьких
минут.
      Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в  единстве  с
русским народом, на  земле  отцов.  Тукай  гневно  отвергает  идею,  которую
старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и  Ю.  Акчура.  Не  с
Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.
      С народом России мы песни певали,
      Есть общее в нашем быту и морали...
      Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
      Нанизаны мы на единую нить.
      За  период  жизни  Тукая  в  Казани  нет,  пожалуй,  ни   одного   его
поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая  с  Ф.
Амирханом, Г. Камалом,  Г.  Кулахметовым  и  большевиком  Хусаином  Ямашевым
способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он  с  большой  теплотой
пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.

Казань, в которой поэт прожил свои  последние  годы,  была  мила  Тукаю,  он
посвятил  ей  немало  прекрасных  строк.  Поэт  называет  ее  "светозарной",
городом науки и искусства.
      Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться  на
юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали  ему  немного  денег  и
отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне  поэту
стало еще хуже. Было решено  положить  Тукая  в  больницу.  Врачи,  осмотрев
больного, спросили его, почему он раньше не обратился  в  больницу?  На  это
поэт шутливо ответил:


      Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая

      Музей открыт в 1986 году к столетию со  дня  рождения  поэта.  Дом,  в
котором  расположился  музей,  -  бывший  коммерческий   особняк,   памятник
архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.
      Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г.  Тукая:  здесь  он
жил дважды - в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из  Уральска  после
учебы в медресе. В Казани он состоялся  как  поэт,  журналист,  общественный
деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.
      Важное место  в  экспозиции  занимают  прижизненные  издания  Габдуллы
Тукая. Среди мемориальных вещей - подлинные  фотографии  поэта  разных  лет.
Одна из них, 1908 года, сделана  для  сборника  его  стихотворений.  Большой
интерес представляют и личные вещи - фаянсовая шкатулка, которую поэт  купил
сестре  с  первого  гонорара:   тюбетейка   Габдуллы   Тукая,   его   домра,
металлический  стакан  для  карандашей,  плетеная   дорожная   корзина   для
путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон.
      Габдулла Тукай
      [pic]
        Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко  за  её
пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию.  Творчество
Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик  и  общественный
деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры  он  сделал  также
много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.

       Работая в типографии корректором и экспедитором,  Габдулла  Тукай  не
мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять  рублей  в
месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же  положении  жили
наборщики и  другие  рабочие.  Однажды  Тукай  высказал  рабочим,  что  надо
защищать свои права и не бояться хозяина.
        Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к
недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся  едких  стихов
Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил  работой
вольнодумца.
        Но Тукай всегда был верен тому,  что  наметил.  Он  решил  дать  бой
хозяину, и стал готовить рабочих  типографии  к  выступлению  с  требованием
увеличить  зарплату.  Видя,  что  юноша  тверд  характером,   хозяин   решил
разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.
        Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К  этому  времени  он
уже был  известным  поэтом.  Его  талантом  восторгались  многие,  владельцы
казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди  них  была
и  оренбургская  газета   миллионера-золотопромышленника   Рамеева   "Вакыт"
("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что  у  него  есть  неплохие
стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более  бурно,
нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.
        Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских  писателей  прошлого
никто не  сумел  с  такой  глубиной  и  художественной  силой  выразить  дух
народности, как сделал это он.
         Тукай горячо, самозабвенно любил Казань.  С  этим  городом  у  него
связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в  Казани  он  пережил  и  много
горьких минут.
        Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит,
что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским  народом,  на
земле отцов.  Тукай  гневно  отвергает  идею,  которую  старались  протащить
сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а  с  народами
России найдем мы счастье, пишет Тукай.
      С народом России мы песни певали,
      Есть общее в нашем быту и морали...
      Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
      Нанизаны мы на единую нить.
        Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила  Тукаю,
он посвятил ей немало прекрасных  строк.  Поэт  называет  ее  "светозарной",
городом науки и искусства.
        Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у  поэта
много силы.  Здоровье  Тукая  резко  ухудшилось.  Поэту  советовали  поехать
лечиться на юг, но у него  не  было  на  это  средств.  Друзья  собрали  ему
немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже  запущена.
В деревне поэту стало еще хуже.  Было  решено  положить  Тукая  в  больницу.
Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему  он  раньше  не  обратился  в
больницу? На это поэт шутливо ответил: "Мне говорили,  что  больница  -  это
первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете".
        В пять часов вечера 11 апреля 1913 года  поэта  не  стало.  Габдулла
Тукай умер в расцвете творческих сил  и  таланта,  как  писал  Горький,  "от
голода и чахотки".
        Татарский народ высоко чтит  память  о  выдающемся  народном  поэте.
Именем  Тукая  в   республике   названы   госфилармония,   премия,   которой
удостаиваются лучшие литературные  произведения  и  произведения  искусства,
его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы  были  две  -
Тихвинская и Екатерининская.  Вторая  шла  от  нынешней  улицы  Татарстан  к
Кабану.
      [pic]
        Тукай жил в номерах "Булгар" (угол Кирова и Татарстан). На этом доме
установлена мемориальная доска. Есть она и на доме,  стоящем  на  углу  улиц
Островского и Кави Наджми.  Во  времена  Тукая  здесь  была  больница  (ныне
клиника ГИДУВа).
        Прах Габдуллы Тукая покоится на  татарском  кладбище  в  Приволжском
районе.

      Как я горд, народ прекрасный,
      Что тебе принадлежу!
      Быть хочу твоим поэтом,
      За тебя стоять стеной.
      Близок сердцу дух народный,
      Я мечтаю, край родной,
      Жить с тобой одной печалью
      Или радостью одной
      Чувства выше нет на свете,
      Чем любовь к тебе народ,
      Одержим одной я страстью –
      сердцем быть всегда с тобой
      23 марта 2002года Президент Татарстана посетил  Музей  изобразительных
искусств  РТ  и  ознакомился  с   развернутой   здесь   большой   выставкой,
посвященной 105-й  годовщине  со  дня  рождения  основоположника  татарского
профессионального  изобразительного  искусства   Баки   Урманче.   По   ходу
экскурсии необходимые пояснения к  выставке,  на  которой  представлено  130
живописных, графических и  скульптурных  работ  мастера,  Президенту  давали
заместитель директора музея по науке Ольга Пиульская  и  вдова  художника  -
старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова  Флора  Вагаповна  Ахметова-
Урманче,  рассказавшая,  в  частности,  об  истории  создания  произведений,
которые привлекли особое внимание высокого гостя.

     На выставке Президент внимательно вглядывался  в  те  картины,  которые
экспонируются впервые, восхищался  иллюстрациями  к  произведениям  Габдуллы
Тукая,  портретами  деятелей  культуры  и  татар   -   полководцев   Великой
Отечественной войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина  "У
сепаратора" так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил  пожелание,
чтобы она стала украшением  художественной  галереи  Президентского  дворца.
Это полотно относится к  лучшим  произведениям  раннего  периода  творчества
Баки Урманче, когда он в 20-е годы прошлого столетия преподавал в  Казанском
художественном техникуме.
      Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него воспоминания детства.
       В этой картине все, как в жизни,  -  сказал  он.  -  Сепаратор  в  то
далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала  сметану  на
таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это  будет  на
столе.
      Президент охотно отвечал на вопросы журналистов и подчеркнул в  беседе
с ними, что творчество  Баки  Урманче  составило  целую  эпоху  в  татарском
изобразительном искусстве.
      После знакомства с выставкой Минтимер Шарипович оставил теплый отзыв о
ней в Книге  почетных  гостей:  "Творчество  нашего  великого  мастера  Баки
Урманче поражает своей философской глубиной, входит в наши души,  восхищает.
Это одна из самых прекрасных страниц нашей  истории.  Я  благодарю  от  всей
души тех, кто хранит это бесценное наследие".
      На прощание Флора  Вагаповна  подарила  Президенту  Татарстана  альбом
"Баки Урманче. Графические портреты" и свою новую книгу "Татарский эпос",  а
директор музея Анатолий Сластунин - прекрасно  выполненное  издание,  только
что увидевшее  свет  в  Москве,  -  "Государственный  музей  изобразительных
искусств Республики Татарстан".


      Материал взят из книги В.  Белокопытова  и  Н.  Шевченко,  Их  именами
названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.