Детство Пушкина


   Род Пушкиных – старинный дворянский род, ведущий свою родословную с 13
века, к концу 18 века этот род, отмеченны    й летописями, обеднел. Но
бедность эта была весьма относительной.
   Отец поэта, Сергей Львович, служивший в молодости в гвардии, а потом в
Коммисариате, менее всего был склонен заниматься серьезными делами, читал
французские романы, не удосужился побывать в своих деревнях, полагаясь на
крепостного приказчика.
   Когда однажлы к нему пришла депутация крестьян сжалобами на мошенника-
управляющего, он прогнал ее, не потрудившись даже узнать. В чем дело.
Сергей Львович терпеть не мог деревни.
   Такой же беспечной была и мать поэта, Надежлда осиповна, урожденная
Ганнибал, внучка арапа Ибрагима, о котором правнук- поэт рассказывал в
совей повести «Арап Петра Великого». Красавица, прозванная на свете за
смуглый цвет лица «парекрасной креолкой», поглощенная выездами и успехами
на балах, она мало вникала в домашние дела, а если и вникала , То , по
врожденной вспыльчивосати и экцентричности, только увеличивала беспорядок в
доме, управление которым всецело предал ей Сергей Львович.
   Но домашнее нейстройство было скрыто доском светской жизни. Жизнь
родителей была сосредоточена в гостинной, а дети росли под присмотром
бабушки и крепостной няни, да гувернеров –иностранцев. Будущий поэт в
раннем детстве приводил в отчаяние своих светских рлдителей. Его насильно
заставляли бегать и играть со свертснпиками. Еще в детстве между ним и
продителями возникла та сухость отношений, которая продолжалась до конца
его жизни. Его заставляли быть любехзным, светским ребенком, но он и в
детстве не терпел насилия, оно проьбуждало в нем гнев и досаду.
   Лоднажды на прогулке, он «незамеченный никем, отстал от общества и
преспокойно уселся посереди улицы. Ситдел он до тех пор, пока не заметил ,
что из одного дома кто-то смострит на негь и смеется. Замкнутый,
молчаливый, бегающий от гостей, теряющий носовые платки- вот ччто мы узнаем
из воспоминаний о дестве поэта. Внутренний мир был скрыт от окружающих.
   Кудрявый мальчик со смуглым лицом и живыми глазами рос и развивался для
всех незаметно. Семи лет он впервые попал в деревню, в поджмомковноеимениек
Захарово. Здесь характер его резко изменился. Он стал до крайности резвым.
Родители теперь были уже в отчаянии от его шалостей, сменявшихся капризной
угрюмостью. Даже добрая бабушка, Мария Алексеевна Гваннибал, говаривала про
своего люьбимца:»Не знаю, что выйдет из моего старшщего внука. Мальчик умен
и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой порядком сдаст,
то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так
развернется и расходжится, что ничем его не уймешь, нет у него середины».
   Теперь малени=ький Пушкин уже не убегал в жетскую из гостинной, где в
числе посетителей бюывали Карамзин, Батюшков, жуковский. «Он внимательно
прислушивался к их суждениям и разговорам, знает корифееев нашей словесноти
не по одним их произведениям, но и по живому слову, выражающему характер
человека, западающему часто в юный ум невольно и неизгладимо».
   Среди разговоров светских знакомых и литературных друзей отца, в
обществе, где ценились тонкие мадригалы, эпиграммы, каламбуры, находило
пищу и остроумия Пушкина.
   Воспитание, полученное Пушкиным в родном доме, черезвычайно характерно
для полуфранцукзских нравов русского дворянсткого общества начала 19 в.
Учебные занятия с гувернерамиЮ, большей частью плохими педагогами, не
понимавшими своего живого и своенравного ученика, пользы принесли ему
немногоЮ но немало доставили ему огорчений. В плане автобиографических
записок пушкин упоминает:»Первые неприятности- гуавернантки. Моли
непричтные воспоминания – Кат.П. и Ан.Ив. – Нестерпимое состояние».
Сведения о первых учителях пушкина сохранились очень сукудные. Сам он в
упомянутом плане автобиографии называет две фамилии- Монфор и Русло, но не
указывает, ьбыли ли они гувернерами или приходящими учителями.
   В воспоминаниях сестры полэта Павлищевой сказано, что воспитание детей
«вверено было иностранцамиЮ гувернерам и гувернанткам. Первым восмпитателем
был эмигрант граф Монфор, челдовек образованный, музыкант и живописец,
потом русло, который писал хорошо французские стихи, далее Шедель и другие,
им как воджилось тоггда, была дана полная воля над детьми.
   Настоящим и делтеным наставником в русском языке был священник Беликов,
принадлежавший к числу образвоанных представителей духовенства. Воспитанник
Славяно-греко-латинской академии в Москве, он влажал латинским,
французским, немецкими языками. Детям пушкиных он преподавал закон Божий,
русский язык  и арифметику.
   Пушкин вспоминал :»Гувернантки были сноснее гуверненво , хотя и не
бличстали напускными педагогическими ухватками. Но из них большая часть по
образвоанию и уму стояла ниже всякой критики, поражая своей наивностью. Так
одна их них удивлялась, поячему волки не гуляют по Москве, почему десертом
не служат сальные свечи.»
   В программу воспитания детей входили и танцы. Маленьких пушкиных
родители водили на уроки танцев к Трубейким и сушковым. Пол четвергам детей
возили на знаменитые детские балы танцмейстера Иогеля.
   Для развития будущего поэта большое значение, нежели уроки, имело
самостоятельное чтение. «Чтение – вот лучшее учение». Мальчик забирался в
отцовскую библиотеку и пожирал книгу одну за одной, в основном
фрванцузскипе роиманы. При поступлении в лицей пугкин поразил сверстников
своей начитанностью. «Все мы виели,- вспоминал пушин, друг пушкина,- что
Пушкин нас опередитл, многое прочел, о чем мы и не слыхивали, все. Что
читал, помнил»
   Чтение пробудило в ребенке творческую фантазию. Он стал писать по-
французски маленькие комедии и разыгрывал их перед сестрой, которая
изображала публику. Позднее пушкин считал такого роджа упражнения в чужом
зяке вредными для русской поэтической техники.
    Лет десяти пушкин сочинил героико-комическую поэиту в шести песнях.
Содержанием ее была война между карлами и карлицами во времена короля
дагоберта. Поэма называалась «Толиада». Гувернантка похитила тетрадку юного
поэта и отдала ее гевернеру Шеделю, жалуясь, что мальчик не знает своего
урока. Шедель прочитал первые стихи и рахохотался. Тогда маленький автор
расплакался и в пылу оскорбленного самолюбия бросил свою поэму в печку.
   Воспитание Пушкина «мало заключало в себе русского». Но, к счастью,
чсреди его воспитательниц были две замечательные русские женщины:бабушка
Мария Александровна и няня Арина Родионовна, крепостная из вотчины
Ганнибалов – Кобрино,
   Бабушка, много испытавшая на своем веку, носохзранившая душевную
бодрость и мягкость, внесла в детскую пушкиных тот уют, которого дети не
могли видеть в светской гостинной. У бабушки поэт учился читать и писать по-
русски. Нужно хаметить, что она отдичнгол писала по-русски, бабушка была и
хранительницей семейных преданий. Внучек залезал в рабочую корзину и жадно
слуал ее рассказы и старине. От нее, как волшебгую сказку. Он узнал повесть
и жизни своего прадеда, арапа Ибрагима.
   От бабушки пушкин еще в детстве мог слышать расскащзы и о прошлом
немекой слободы, связаной с реформами петра, от нее мог узнать предания о
годунове и Дмитрии Самозванце. В жвух верстах от Захарова находится село
Вязекмы, где был похоронен брат поэта николай. Село вяземы принадлежало
борису Годунову. Которым были построены каменная двухярусная церковь и
каменная звонница. Память о годунове жила в рассказах и преданиях местных
жителей.
   Таким образом, когда впоследствии пушкин встретид название годжуновского
села в рассказе Карамзина о подмосковных воиснких потехах самозванца и о
прибюлижении Марины Мнишек к Москве, то мог допнолнить картину
повестевования ихз собственых воспоминаний о вяземах.
   Захзарово было богатой деревней, в ней раздавплись русские песни,
устраивались праздники, хороводы, и пушкин имел возможность принять
впечатьления народа. В мир народной поэзии, к тому зеленому дубу у
лдукоморья, вокруг которого ходит кот ученый, уводиои ребенка сказки и
песни арины Роджионовны. Образы бабущки и няни сливались в его стихах с
образом музы, которая посетила его на слабом утре дней златых, она
склонялась над колыбелью поэжта веселой старушкой. В шушуне и в больших
очках. Няня и бабушка- предания старины и мир народной поэзии – были для
поэта связующим звенолм с историческим прошлым и с живой жизнью народа. Им
поэт обязан своим трезвым реалихзмом и глубоким пониманием родного языка.
   Когда пушкин подрос, он перешел на попечсенье крепостного дядтьки никиты
Тимофеича Козлова. Никитьа среди дворни пушкиных был человек выдающийся: он
любил читать и даже сочинял стихи. С нНикитой Козловым пушкин совершал
далекие прогулки по москве и ее окрестностям, взбирался на колокольню Ивана
Великого, посещал монастыри, народные гуляния, джадно впитывал
впечатленияуличной жизнги, прислушивался к живому и образному говору
московской толпы. Разговорный язык простого народа (не читающего
иностранных книг, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском
языке) достоин также глубюочайщего изучения»- писал Пушкин в 1830 г.,
замечая, что писателям следует «иногда прислушиваться к московским
просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком».
   Совершая прогулки по московским улицам, Пушкин видел многое, что вскоре
было уничтожено опустошительным пожаром !*!»г.