Конституция 1918


ВЦИК, СНК.
        По  конституции  1918  года  ВЦИК  являлся  высшим  законодательным,
распорядительным  и  контролирующим  органом   Российской   Социалистической
Федеративной  республики.   Он   должен   был   давать   общее   направление
деятельности рабоче-крестьянского правительства  и  всех  органов  Советской
власти в стране.  В  его  компетенцию  входило  объединение  и  согласование
работы по законодательству и управлению и наблюдение за проведением в  жизнь
Советской  Конституции,  постановлений  Всероссийских  съездов   Советов   и
центральных органов Советской власти. Он рассматривал  и  утверждал  проекты
декретов и иные предложения, вносимые  СНК  или  отдельными  ведомствами,  а
также он мог издавать  собственные  декреты  и  распоряжения.  В  полномочия
ВЦИКа входил созыв Всероссийского Съезда Советов,  которому  он  должен  был
представлять отчет от проведенной деятельности и доклады по  общей  политике
и другим отдельным вопросам. ВЦИК  образовывал  СНК  для  общего  управления
делами РСФСР. Совместно с Съездом Советов ВЦИКу подлежали следующие  вопросы
общегосударственного значения:
         . Утверждение, изменение и дополнение Конституции
         . общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР
         . установление и изменение границ государства
         . принятие в состав РСФСР новых членов республики и  признание  их
           выхода оттуда
         .  установление  и  изменение  системы  мер,  весов  и  денег   на
           территории РСФСР
         . установление общегосударственных налогов и повинностей
         . установление основ организации вооруженных сил РСФСР
         . издание постановлений о приобретении и утрате гражданства
         . право общей и частичной амнистии и другие вопросы.
      О членах ВЦИКа в Конституции сказано  лишь  то,  что  они  работают  в
отделах СНК или выполняют особые поручения ВЦИКа Советов.
      В свою очередь СНК принадлежало общее  управление  делами  РСФСР.  Для
осуществления  этой  задачи  СНК   мог   издавать   декреты,   распоряжения,
инструкции  и  другие  нормативные  акты,  необходимые  для  правильного   и
быстрого течения  государственной  жизни.  О  всех  своих  постановлениях  и
решениях СНК немедленно должен сообщать ВЦИКу, который вправе  отменить  или
приостановить  всякое  постановление  или  решение  СНК.  Все  постановления
решения СНК, имеющие крупное общеполитическое  значение  также  должны  были
представляться на рассмотрение и утверждение  ВЦИКа.  Однако  в  Конституции
особо оговорено, что мероприятия,  которые  требуют  неотложного  выполнения
могут быть осуществлены СНК непосредственно.
Члены  СНК  стоят  во  главе  отдельных  наркоматов,  которых   всего   было
образовано 17:
                 . по иностранным делам
                 . по военным делам
                 . по морским делам
                 . по внутренним делам
                 . юстиции
                 . труда
                 . социального обеспечения
                 . просвещения
                 . почт и телеграфов
                 . по делам национальностей
                 . по финансовым делам
                 . путей сообщения
                 . земледелия
                 . торговли и промышленности
                 . продовольствия
                 . государственного контроля
                 . Высший Совет Народного Хозяйства
                 . здравоохранения
      При каждом наркоме под его председательством образовывалась  коллегия,
члены которой утверждались  СНК.  Нарком  был  вправе  единолично  принимать
решения по всем вопросам,  подлежащим  ведению  соответствующего  наркомата,
доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии  с  тем  или
иным решением  наркома  коллегия,  не  приостанавливая  исполнения  решения,
может  обжаловать  его  в  СНК  или  в  Президиум  ВЦИКа.  Такое  же   право
принадлежало каждому отдельному члену коллегии.
      Конституция четко  устанавливает  ответственность  СНК  перед  Съездом
Советов и ВЦИКом, а наркомов перед СНК и ВЦИКом.
      Звание народного  комиссара  принадлежало  исключительно  членам  СНК,
ведающего общими  делами  РСФСР  и  никаким  иным  представителям  Советской
власти как в центре так и на местах присвоено быть не могло.  Это  положение
в Конституции оговаривается отдельной статьей.


Избирательное право.
      Правом избирать и быть избранными в Советы  пользовались  не  зависимо
от пола, расы, национальности, вероисповедания, оседлости,  которым  ко  дню
голосования исполнилось 18 лет граждане РСФСР, которые:
      а) добывали средства к жизни производительным и  общественно  полезным
трудом, а  также  лица,  занятые  домашним  хозяйством,  обеспечивающим  для
первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие  всех
видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве  и
др., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с  целью
извлечения прибыли
      б) солдаты Советской Армии и флота
        в)   граждане,   перечисленные   выше,   но   частично    потерявшие
трудоспособность
      Специально оговорено, что местные Советы могут  снижать  избирательный
возраст,  а  так  же  то,  что  активное  и  пассивное  избирательное  право
предоставляется в некоторых случаях и гражданам иностранных государств.
      Вышеперечисленные граждане не могут избирать и быть  избранными,  если
они прибегают  к  наемному  труду  с  целью  извлечения  прибыли,  живут  на
нетрудовой  доход,  являются  частными   торговцами,   монахами,   духовными
служителями церквей и религиозных  культов,  а  также  преступники,  душевно
больные и другие лица.
      Выборы должны производиться в  присутствии  избирательной  комиссии  и
представителя  местного  Совета  согласно  установившимся  обычаям  в   дни,
устанавливаемые  местными  Советами.  О  ходе   и   о   результате   выборов
составлялся  протокол  за   подписью   членов   избирательной   комиссии   и
представителя местных Советов. Подробный  порядок  производства  выборов,  а
равно  участие  в  них  профессиональных  и  иных  организаций   определялся
местными Советами согласно инструкции ВЦИКа.
      Весь материал по  производству  выборов  поступает  в  соответствующий
Совет, который для их проверки назначает мандатную комиссию.  О  результатах
проверки комиссия докладывает  Совету,  а  Совет,  в  свою  очередь,  решает
вопрос об утверждении спорных кандидатов. В случае  неутверждения  того  или
иного кандидата Совет назначает новые выборы. Избиратели, пославшие в  Совет
депутата, имеют право в любое время отозвать его и произвести  новые  выборы
согласно общему положению.