Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского



                               КРАТКИЙ ДОКЛАД



                                   на тему

               «Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского»



                                                    Студентки 3 курса ФС ВПУ
                                                             Кристины Узорко



      Павел Иванович Мельников родился  в  1818  году  в  Нижнем  Новгороде.
Семейство его было  из  старинного,  но  обедневшего  дворянского  рода.  До
поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью,  много  читал.  В
1834  поступил  на  словесный  факультет  казанского  университета,  который
успешно окончил. Будучи  уже  перспективным  учёным,  попал  под  подозрение
властей и был выслан в  Щедринск.  После  ссылки  работал  старшим  учителем
гимназии.
      Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале  «Отечественные
записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии  в
Сибирь», написано в беллетристическом духе. В  1840  году  появился  рассказ
писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и  какие  приготовления
делались в городе Чернограде  к  его  именинам»  («Литературная  газета»)  –
слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений  этого  периода  –
роман  «Торин».  В  этом  романе  персонажи,  по  выражению  самого  автора,
«списаны с натуры». Он утверждает, что  в  Вятке,  Перми,  Уфе  можно  найти
таких окуньковых, шабуровых. Действие  романа  происходит  в  провинциальном
городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По  общему  мнению,  «Торин»
не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в  изучение  быта  и  нравов
народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.
      Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном  городе  он  был
допущен   к   архивам,   изучал   старообрядческие   предания   и   легенды.
Старообрядческими делами он занимался на службе,  будучи  чиновником  особых
поручений. Но через 10 лет  Мельников  оставил  служебную  карьеру  и  начал
литературную деятельность. Мельников, чтобы не  быть  тем  самым  чиновником
Мельниковым, берёт  псевдоним  Андрея  Печерского.  В  1841  году  Мельников
получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 –  1850
был редактором неофициальной части  «Нижегородских  губернских  ведомостей»,
где публиковал  многочисленные  исторические  и  этнографические  материалы,
собранные им самим.
      Мельников-Печерский  посылает   один   из   лучших   своих   рассказов
«Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку.  «Красильниковы»
- рассказ о характере русского купца. Рассказ  наполняет  масса  деталей  из
реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам.  На
интересном диалекте  говорит  девка-чернавка  купца  Красильникова:  «Лыска!
Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!»  Красильников  –  это  новый
русский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно,  но  он
не считает роскошь функциональной  в  своём  быту.  Сам  живёт  в  маленькой
комнатушке, где спит, ест и  работает.  Он  интересуется  политикой,  мыслит
масштабно. Вся цель его жизни – деньги, и это прежде  всего  пагубно  влияет
на его сына Дмитрия, талантливого мальчика.  Печерский  признаёт  за  такими
купцами силу.
      С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно  по
делам раскола. К государственной службе  Мельников  относился  необыкновенно
ревностно, был  «административным  Дон  Кихотом»,  чем  вызвал  недовольство
начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий  разоритель
скитов и даже стал  «героем»   раскольничьего  фольклора  (о  нём  слагались
песни и легенды – например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и  стал
видеть сквозь стены, или будто в  Нижегородской  губернии  крестьяне  видели
его верхом на змие). Однако, досконально изучив  раскол,  Мельников  изменил
своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854)  он
возложил  ответственность  за  раскол   на   низкий   нравственный   уровень
православного духовенства.
      В 50-е годы Мельников-Печерский  пишет  рассказы  «Дедушка  Поликарп»,
«Поярков»,  «Медвежий  угол»,  «Непременный».  В  этих  рассказах   писатель
обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов –  губернские
и  уездные  чиновники  различных  рангов.  Они  занимаются  взяточничеством,
вымогательством,  грабежом.  Мельников,  пройдя  долгую  службу  чиновником,
досконально  изучил  тип  государственных  стяжателей.  Именно  по   причине
коррупции в государстве страдает беззащитный народ.
      В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После  отмены
крепостного права некоторые помещики  продолжают  видеть  за  собой  родовое
право  владеть  крестьянами,   оправдывая   это   своими   заслугами   перед
отечеством: например,  за  доблести  на  войне  1812  года,  за  становление
русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были  дворянами  и
владели душами.
      Повесть «Гриша» (1861) оказалась  слабее  предшествующих;  однако  она
любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один  из  них,  развязный
старец Варлаам, любитель выпить  и  погулять,  близок  пушкинскому  Варлааму
(«Борис   Годунов»).   Это   позволило   Мусоргскому   использовать    черты
мельниковского Варлаама и приведённую в повести  песню  «Как  во  городе  то
было во Казани».
      В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело
отдался литературной работе. С 1868 года –  постоянный  сотрудник  «русского
вестника».  Встречался  с   А.Ф.Писемским,   А.М.Майковым,   К.Н.Бестужевым-
Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему  холодно.  Один  раз  видел
Чехова и угадал в  нём  большой  талант.  В  «московский»  период  Мельников
создал   ряд   исторических   трудов   («Княжна   Тараканова   и   принцесса
Владимирская», 1867 год) и,  наконец,  начал  своё  главное  произведение  –
романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников  диктовал
жене,  будучи  уже  тяжело  больным.  Перед  смертью  он  задумал  несколько
исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил  в  Нижнем
Новгороде,  уезжая  летом  в  своё  имение,  где  с   увлечением   занимался
садоводством.
      Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины  19
века, об обычаях местного населения, скитах и  тайных  сектах,  о  заготовке
леса, о  старообрядческих  обычаях  и  верованиях,  о  хлебной  торговле,  о
монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов  –  жизнь
нескольких  купеческих  семей  в  переломный  исторический   момент,   когда
торговое  сословие  обрело  в  русском  обществе   реальную   силу.   Судьбы
персонажей так или иначе связаны с  проникновением  в  патриархальную  среду
денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях  раскрывается  власть
алчности и  стяжательства:  поначалу  привлекательный,  Алексей  Лохматый  в
погоне за  материальной  наживой  теряет  в  себе  всё  человеческое,  губит
полюбившую его Настю; Гаврила Залётов  продаёт  единственную  дочь  богатому
старику. Показана  в  дилогии  жестокость  религиозного  фанатизма,  который
ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.
      Автор показывает и поэтические черты русской жизни.  В  купечестве  он
находит верность здоровым устоям народной нравственности,  предлагает  яркую
концепцию  национального  характера.  Мельникова  привлекает   исключительно
богатый этнографический и фольклорный  материал,  он  реконструирует  мотивы
славянской языческой мифологии.
      Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В
1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород:  там  он
и умер в 1883 году, и был  похоронен  на  Покровском  кладбище  в  фамильном
склепе.