Закон, живущий в нас, называется совестью


                   Таллиннская Тынисмяэская Реальная Школа



                 Закон, живущий в нас, называется совестью.
       (по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)



                                                          Автор: Филипп Кекс



                                Таллинн 2002



В
нутри  каждого  человека  находится   некий   механизм,   регулирующий   его
поведение. Этот механизм часто именуют словом «совесть». Но  какова  природа
этого механизма, и является ли он нашим внутренним законом? На  эти  вопросы
вряд ли  кто-нибудь сможет дать однозначный ответ.
    Я считаю, что в голове у  каждого  человека  находится  некая  матрица,
содержащая в себе представления об идеальном мире. Информация, заложенная  в
матрицу идеального мира, формируется из жизненного  опыта.  Её  формирование
начинается с первых секунд жизни  и  продолжается  до  самой  смерти.  Но  в
старости этот процесс замедляется потому, что  количество  нового  опыта  во
много раз меньше количества информации, уже накопленной в  матрице.  Поэтому
жизненный опыт, полученный в  старости,  мало  влияет  на  представление  об
идеальном  мире.   Человеческая   совесть   является   желанием   приблизить
окружающий мир к идеальному. Часть информации,  описывающей  идеальный  мир,
можно  охватить  своим  сознанием,   но   оставшаяся   часть   находится   в
подсознании, и человек часто не понимает,  почему  он  поступил  так,  а  не
иначе. Например, если мы видим, что кто-либо поступил  не  так,  как  он  не
должен был поступить в нашем идеальном мире, то мы его осуждаем. А  если  мы
сами  поступили  не  так,  как  должны  были,  то  мы  осуждаем  сами  себя.
Самоосуждение – это муки совести.
    Иногда люди пытаются сопротивляться самим себе. Это произошло с главным
героем  романа  Достоевского   «Преступление   и   наказание»   -   Родионом
Раскольниковым. В своём сознании он создал фантомный идеальный мир.  По  его
теории всё человечество делится на две части: люди «право имеющие» и  «твари
ползучие».  Человек  «право  имеющий»  –  сверхчеловек,  он  не  стеснён  ни
жалостью, ни совестью. То есть в его идеальном мире  он  может  использовать
любые средства для достижения своей цели.  А  «твари  ползучие»  -  немощная
толпа, инструмент в руках высших людей. Не смотря на чрезмерный  максимализм
теории  Раскольникова,  она  не  лишена  логики  и  здравого  смысла.  Герой
Достоевского пытался заменить свой идеальный мир миром фантомным и  жить  по
придуманным правилам. Более того, он относит себя к людям «высшим». И  чтобы
доказать себе свою  принадлежность  к  ним,  он  решает  переступить  черту,
которая  отделяет  этих  людей  от  толпы.  Этой  самой  чертой   становится
убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки -  ростовщицы,  которой  уже
нечего  делать  на  этом  свете  (по  мыслям  Раскольникова,  конечно).   Но
подсознание берёт верх над сознанием.
    Так  как  Раскольников  воспитывался  в  обычной  семье,   я   осмелюсь
предположить,  что   в   его   голове   отложились   нравственные   принципы
свойственные большинству людей. В его идеальном  мире  нет  ни  убийств,  ни
бедности. В нём его мать  и  сестра  счастливы  и  довольны  им.  А  сам  он
прилежно учится  в  университете,  и  параллельно  неплохо  зарабатывает  на
интересной работе. По этому он бескорыстно  помогает  почти  незнакомым  ему
людям: пьяной девочке на улице, семье Мармиладовых.
    Убив старуху, Родион Раскольников поступает  против  своего  идеального
мира, и  подсознательно  начинает  осуждать  себя.  Но  он  также  не  хочет
отказываться от своего придуманного идеального мира, и это приносит ему  ещё
большие страдания.
    И так, мы уяснили, что есть совесть,  и  какое  она  имеет  влияние  на
своего хозяина. Теперь мы выясним, может ли совесть называться законом?
    Совесть очень сходна с законами, создаваемыми  людьми  для  поддержания
порядка в обществе. Законодательство каждой страны  –  есть  разложенное  по
частям идеальное общественное положение этой страны.  Законодатели  пытаются
при помощи законов приблизить реальное положение к идеальному. Но есть  одно
принципиальное различие между  законом  общественным  и  законом  внутренним
(совестью): совесть опирается на целый мир,  созданный  самим  человеком,  и
поэтому разночтения не могут иметь  места,  а  закон  есть  лишь  упрощённая
копия совести.
    Наказание, которое понёс Раскольников по человеческим законам  ничтожно
по сравнению с наказанием его внутреннего  закона.  Но  Достоевский  пощадил
своего  героя,  дав  ему  понять,  что  он  «тварь  ползучая»,  и   позволив
раскаяться в содеянном.
    Поведение  Раскольникова  не  доказывает  мою  теорию  о  существовании
идеального мира, но и не  опровергает.  Следственно  моя  идея  имеет  право
быть.