Историзмы и архаизмы




      Историзмы и архаизмы



                                                      Михеенков Роман (10-Л)



      Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование  в  речи:  те,
которые называют жизненно важные, необходимые понятия,  веками  не  стареют;
другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём  их  употреблять,  потому
что исчезают сами понятия, которые этими  словами  обозначаются.  Изменилась
система  образования  в  России  –  ушли  из  нашей  речи   слова   институт
благородных девиц, классная  дама,  реалист  (учащийся  реального  училища),
институтка.
      Слова, служившие названиями исчезнувших  предметов,  понятий,  явлений
называются историзмами. Все перечисленные «старые слова»  –  это  историзмы.
Они занимают в языке  совершенно  особое  положение,  являясь  единственными
наименованиями  давно  ушедших  из  нашего  обихода  предметов.  Поэтому   у
историзмов нет и не может быть синонимов.
      Теперь  мы  не  мерим  аршины,  не  кланяемся  волостным  старшинам  и
приказчикам и рады забыть все «ненужные», как нам  кажется,  слова.  Но  как
быть писателям, историкам,  если  они  захотят  описать  минувшую  эпоху?  В
исторической литературе,  в  художественных  произведениях,  повествующих  о
прошлом нашего  народа,  нельзя  не  использовать  историзмы.  Они  помогают
воссоздать колорит  эпохи,  придают  описанию  прошлого  черты  исторической
достоверности.
      Кроме историзмов, в нашем языке выделяются и  другие  типы  устаревших
слов. Вам  не  приходилось  наблюдать,  как  то  или  иное  слово  почему-то
«попадает в не милость»?  Мы  всё  реже  употребляем  его  в  речи,  заменяя
другим, и так постепенно оно забывается. Например, актёра когда-то  называли
лицедей, комедиант; говорили не путешествие, а вояж, не  пальцы,  а  персты,
не  лоб,  а  чело.  Такие  устаревшие  слова  называют  вполне   современные
предметы,  понятия,  которые  теперь  принято  именовать  по-другому.  Новые
названия вытеснили прежние, и они постепенно забываются.  Устаревшие  слова,
у которых есть современные  синонимы,  заменившие  их  в  языке,  называются
архаизмами.
      Архаизмы принципиально отличаются от историзмов. Если историзмы –  это
названия устаревших предметов, то архаизмы  –  это  устаревшие  наименования
вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы постоянно  сталкиваемся  в
жизни.
      В составе архаизмов можно выделить различные группы слов. Одни из  них
отличаются от современных  своих  синонимов  какими-нибудь  особенностями  в
звучании, например неполногласными сочетаниями  звуков  (младой  –  молодой,
злато – золото, брег – берег, град – город, вран –  ворон;  первые  слова  в
этих парах звучат архаично). Подобные архаизмы называются  фонетическими.  К
ним относятся встречающиеся у писателей XIX века слова  клоб  (совр.  Клуб),
нумер (совр. номер), стора (совр.  штора),  гошпиталь  (совр.  госпиталь)  и
подобные. Они отличаются от своих «соперников» нередко  лишь  одним  звуком,
реже – несколькими звуками или устаревшим ударением.
      Также к фонетическим архаизмам относятся и слова, сохранившие звук [e]
пред твёрдым согласным, в то время как  в  их  современных  вариантах  здесь
звучит  [o]  (пишется   ё)   –   раскаленный   (раскалённый),   просвещенный
(просвещённый), обрек (обрёк).

     Другая группа архаизмов объединяет  слова  с  устаревшими  суффиксами,
приставками: музеум (совр. музей). Как говорили Фамусов у  Грибоедова?  –  В
Москву переведён через моё  содейство  (а  не  содействие).  Такие  архаизмы
называются  словообразовательными.  И  их   не   мало   попадается   нам   в
произведениях наших любимых поэтов – рыбарь, кокетствовать, вотще…

      Но ещё чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не в  какой-
то своей части,  а  полностью,  как  лексическая  единица.  Это  лексические
архаизмы: око – глаз, уста – губы, ланиты – щёки,  десница  –  правая  рука,
шуйца – левая рука.
      Как видно из примеров, устаревшие слова отличаются друг  от  друга  по
степени архаичности: одни ещё встречаются в речи, особенно у поэтов,  другие
известны только по произведениям писателей прошлого века, а  есть  и  такие,
которые вовсе забыты.
      Архаизация одного  из  значений  слова  –  очень  интересное  явление.
Результатом этого  процесса  оказывается  возникновение  семантических,  или
смысловых, архаизмов, то есть  слов,  употреблённых  в  необычном  для  нас,
устаревшем  значении.  Знание  семантических  архаизмов  помогает  правильно
понимать язык писателей-классиков. А иногда их  словоупотребление  не  может
не заставить нас серьёзно задуматься…
      С архаизмами шутить нельзя! Не следует и  пренебрегать  ими:  дескать,
уходят из языка, ну и  пусть,  забудем  их!  Не  спешите  выносить  приговор
устаревшим словам. Бывают случаи,  когда  они  возвращаются  в  язык,  вновь
вливаются в состав активной лексики. Так было, например, со словами  солдат,
офицер, прапорщик, министр,  советник,  получившими  в  современном  русском
языке новую жизнь. В первые годы  революции  они  успели  архаизоваться,  но
потом вернулись, обретя новое значение.
Архаизмы,  как  и  историзмы,  необходимы  художникам  слова  для   создания
колорита древности при изображении старины.
      Поэты-декабристы,  современники  и  друзья  А.С.Пушкина,  использовали
старославянскую  лексику  для  создания  гражданско-патриотического   пафоса
речи. Большой интерес  к  устаревшим  словам  был  отличительной  чертой  их
поэзии. Декабристы  смогли  в  архаизующейся  лексике  выделить  тот  пласт,
который можно было приспособить для выражения свободолюбивых идей.
       Оценив  выразительные  возможности   высокой   архаической   лексики,
А.С.Пушкин и в поздний период творчества обращался к ней как к  незаменимому
источнику возвышенного звучания речи. Кого оставят  равнодушными,  например,
пронизанные славянизмами строки из пушкинского «Пророка»?

                    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                                   Исполнись волею моей

                                   И, обходя моря и земли,
                                   Глаголом жги сердца людей.

      Не только А.С.Пушкин и его современники, но  и  поэты  более  позднего
времени  находили  в  архаизмах  средство  возвышенного  звучания  речи.  На
протяжении  всего  XIX  и  даже  в   начале   XX   века   устаревшие   слова
воспринимались как поэтизмы и не казались столь архаичными, как теперь.
       Мы  стараемся  учиться  у  писателей  хорошему  литературному  языку.
Анализируя использование ими архаизмов и историзмов, мы вправе  задать  себе
вопрос:’’ А можем  ли  мы  сами  украсить  нашу  речь  этими  выразительными
словами?”. Вопрос не праздный…
       В  заключение   хочу   пожелать,   чтобы   мы   овладели   искусством
использования историзмов и архаизмов и  не  допускали  ляпсусов,  вызывающих
улыбку собеседника.