Как соотносятся в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита милосердие, справедливость и всепрощение?


   Как соотносятся в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» милосердие,
                        справедливость и всепрощение?

    Роман «Мастер и Маргарита» –  это  роман  о  событиях  двухтысячелетней
давности  и  о  современной  писателю  действительности.  В  нем  происходит
осмысление основ  того  общества,  которое  создавалось  в  нашей  стране  в
тридцатые годы. Булгаков проводит проверку общества опытом мировой  культуры
на уровне вечных ценностей и всеобщих нравственных принципов.  Основы  этого
опыта заложены в Евангелие, поэтому  гениальность  произведения  выходит  за
рамки того времени и поднимает общечеловеческие и общемировые вопросы:  вера
и  истина,  внутренняя  свобода  и  несвобода,  добро  и  зло,  верность   и
предательство,  а  также  справедливость,  милосердие  и   всепрощение.   На
последних я и хочу остановиться.
    Обратимся к  толковому  словарю,  чтобы  узнать  точное  значение  этих
понятий. Всепрощение – это полное  прощение  всего,  всех  обид,  зла.  Тему
прощения автор раскрывает образом Понтия Пилата.  По  его  вине  был  казнён
невиновный философ Иешуа Га-Ноцри. И как бы Пилат ни хотел  его  спасти,  он
не смог пойти против власти. Понтий Пилат  раскаивается   в  этой  казни,  у
него  появляется  чувство  вины.  И  он  обречён  на   бессмертие,   мучимый
угрызениями  совести.  Это  жестокое  наказание.   Ведь   каждому   человеку
необходимо прощение; невозможно жить с  постоянным  чувством  вины.  Это  не
жизнь, а настоящий ад. Поэтому Понтий Пилат  жаждет  прощения.  И  он  будет
прощён через «двенадцать тысяч лун». За  это  время  он  искупит  свою  вину
страданием.
    Справедливость же (в  словаре:  «беспристрастность,  в  соответствии  с
истиной») в романе вершит Воланд – дух зла. Он судит в романе почти всех  по
их делам. Но может возникнуть вопрос: так ли она безупречна и правильна  его
справедливость? Ведь он наказывает жестоко  Понтия  Пилата,  но  ещё  жестче
Берлиоза и совсем не трогает Каифу, хотя он и есть главный виновник  ужасной
гибели Иешуа. Он нанял Иуду, он приказал арестовать философа, он  приговорил
его к смерти, а главное – именно на него, на его  фанатичное  упорство,  как
на каменную стену, наткнулись все отчаянные попытки Пилата спасти Иешуа.
    Я все же считаю, что Воланд вершит истинную справедливость. Воланда  не
интересует судьба Каифы, так как он не собирается его прощать.  За  ним  нет
особой вины. Он делал всё это, в отличие от Пилата, в согласии с  собой,  со
своими моральными принципами. Вина же Понтия Пилата в том, что он не  сделал
то, что, оставаясь самим собой, должен был сделать.  ТО  есть  Воланд  судит
каждого  по  его  вере.  Что,   на   мой   взгляд,   и   является   истинной
справедливостью в мире.
    Воланд в романе является не только жестоким, но и  отчасти  милосердным
судьёй. Он, наблюдая страдания Маргариты, после того, как  она  отдала  своё
желание Фриде, дал ей ещё один  шанс.  Он  не  просто  дьявол;  в  нём  есть
человеческие качества. По толковому  словарю  милосердие  –  это  готовность
оказать помощь, простить кого-либо из сострадания. Этой  чертой  наделён  не
только Воланд, но и Маргарита. Это  доказывает  и  эпизод  с  Фридой,  когда
Маргарита сжалилась над бедной женщиной и когда она пожалела ребёнка.
    Это лишь некоторые примеры из романа. На  самом  деле  роман  полностью
пронизан всепрощением, справедливостью и милосердием.  Эти  вопросы  вечные.
И, мне кажется, они будут волновать души  людей  ещё  не  одну  тысячу  лет.
Поэтому роман Булгакова «Мастер и Маргарита» мы называем ГЕНИАЛЬНЫМ!



                                                   Март 2002 г.
                                                   Сочинение по литературе.
                                                   Сдано в г. В. Салда в
школу №14 на 5.

Klipa!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!