Киевский период в творчестве Александра Ивановича Куприна


                                 Содержание
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ   2
РЕФЕРАТ     4

Введение    5

Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя:    7
1. Киевские знакомства Куприна
     2. Сотрудничество в периодических изданиях
    1.2.1. «Русское богатство»
          2. «Киевское слово»
          3. «Киевлянин»
Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях     _
  2.1 Рассказы киевского периода
     2. «Киевские типы»
     3. «Миниатюры»

Выводы      _

список использованной литературы  _

                                   Реферат


Текст курсовой работы ___ с.,     ___ источников

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ  в данной работе  является  киевский  период  жизни  и
    творчества А.И. Куприна (работа в периодических изданиях)
ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ     является рассмотрение периода становления А.И. Куприна  как
    писателя, работа в газетах и журналах г.  Киева.  В  ходе  исследования
    предполагается решить следующие задачи:
     - рассмотреть связь жизни и раннего периода творчества А.И. Куприна
     - изучить темы творчества Александра Ивановича Куприна в Киеве и работу
       его в периодических изданиях древнего города;
     - рассмотреть формирование Куприна как мастера короткого рассказа
  - проанализировать сборники «Киевские типы» и «Миниатюры»
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ    –     метод системного анализа и описательный.
НАУЧНАЯ  НОВИЗНА   данной  работы   состоит   в   попытке   описать   период
    формирования творчества Александра Ивановича Куприна,  проанализировать
    его работу в газетах  и  журналах  как  журналиста  и  как  начинающего
    писателя.
ОБЛАСТЬ  ПРЕМЕНЕНИЯ      -      школьное  преподавание  русской  литературы,
    подготовка к семинарам.

    КАЗЕННЫЙ МАЛЬЧИК, АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ, КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, РУССКОЕ  БОГАТСТВО,
    КИЕВЛЯНИН, ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО, РАССКАЗЫ КИЕВСКИЕ ТИПЫ, ОЧЕРКИ МИНИАТЮРЫ,
    ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ, МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА, КУСТ  СИРЕНИ,  ЖИЗНЬ  ВСЕХ  СЛОЕВ
    ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА
                                  введение
       Среди выдающихся русских писателей начала XX века  одно  из  наиболее
видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу  Куприну.  Начав
литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн  за
свою почти пятидесятилетнюю  творческую  жизнь  создал  немало  значительных
произведений, выдержавших испытание временем.
       Александр Иванович Куприн родился 7  сентября  1870  года  в  уездном
городе Наровчате Пензенской губернии, в  семье  мелкого  чиновника-секретаря
мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца  своего  будущий  писатель  не
помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и  годовалый  Саша  вместе  со
старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении  матери  -  Любви
Алексеевны Куприной.
       через два с лишним года  после  смерти  мужа  вдова  с  тремя  детьми
переезжает в Москву, где устраивает дочерей в закрытые учебные заведения,  а
сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем доме. В  нем,  описанном  много
лет  спустя  в  рассказе  "Святая  ложь",  Куприн  прожил  до   шестилетнего
возраста. Летом 1876 года он был отдан в Разумовский  сиротский  пансион,  в
котором пробыл четыре года.
       По окончании пансиона Куприн в августе 1880 года был принят во Вторую
Московскую  военную  гимназию,  которая   через   два   года   после   этого
реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь  будущий  писатель  провел  ровно
восемь лет - до августа 1888 года а,  о  том,  что  представляло  собой  это
учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести "На  переломе"
("Кадеты").
    Осенью  1888  года  Куприн  поступает  в  3-е  Военное  Александровское
училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает его в  чине  подпоручика  в
августе 1890 года.
       В  это  время  Куприн  впервые  печатается.  Это  небольшой   рассказ
"Последний дебют" в журнале  "Русский  сатирический  листок"  от  3  декабря
1899, № 48, который автор считал не удавшимся.
    Окончив юнкерское училище, Куприн в августе 1890 года был направлен  на
службу в 46-й пехотный Днепровский полк.
    В  годы  военной  службы  Александр  Иванович   не   оставлял   занятия
литературой. Было написано много  стихотворений  и,  кроме  того,  несколько
произведений в прозе.
    Однако, необходимо было совершенствовать свое мастерство, а  для  этого
нужно было уехать из провинции.
       Единственным возможным, хотя и трудно достижимым средством  вырваться
в те годы из захолустной армейской среды  было  для  офицера  поступление  в
Академию генерального штаба. Куприн решил использовать этот путь, и в  конце
лета 1893 года он едет в Петербург сдавать  экзамены  в  Академию.  Экзамены
шли успешно, но перед самым окончанием их  молодой  офицер  по  распоряжению
командующего войсками Киевского военного  округа  генерала  Драгомирова  был
неожиданно отозван обратно в  полк,  распростившись  с  надеждой  попасть  в
Академию. Вернувшись в полк Куприн еще  в  течение  года  «тянет»  служебную
лямку и только осенью 1894 года  он  принимает  решение  выйти  в  отставку,
покидает Проскуров и переезжает в Киев.
       Я  всегда  восхищалась  умением  Александра  Ивановича  Куприна   так
красочно и реалистично описывать своих героев, вкладывать глубокий  смысл  в
краткие рассказы, поэтому я очень рада, что  мне  представилась  возможность
глубже изучить его жизнь. И, не смотря на  то,  что  широкая  известность  и
слава придут к нему намного  позже  темой  своей  работы  я  выбрала  именно
Киевский (ранний) период его творчества, так как, по-моему, как раз тогда  и
формировался тот Куприн, которым позже будут восхищаться, память  о  котором
пронесут сквозь века.
       Свои рассказы Куприн писал легко, не задумываясь, брал  талантом,  но
прекрасно понимал, что на одном таланте без  большого  жизненного  материала
долго не продержишься. В одном из своих писем он писал о том, что, когда  он
вышел из полка, «самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний  -
ни научных, ни житейских. С ненасытной и до сей поры жадностью  я  накинулся
на жизнь и на книги». [15,9]
       Живя в Киеве, так  как  специальности  Александр  Иванович  не  имел,
занимается журналистской деятельностью,  пробует  себя  в  роли  начинающего
писателя, иногда приходится работать на заводе,  грузчиком,  зубным  врачом,
землемером, актером, рыбаком, управляющим имением  и  т.д.  Благодаря  этому
Александр  Иванович  Куприн  получил  огромный  и  интереснейший   материал,
основываясь на  который  написал,  и  после  переезда  из  Киева,  множество
замечательных рассказов.
       Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил
эту страну и знал ее во  всех  ее  качествах,  любил  жить  одной  жизнью  с
простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать  их  язык,  их
говор.
       Обосновавшись в Киеве, Куприн много путешествовал по  Украине,  ездил
по украинским селам и  местечкам,  подолгу  жил  в  Одессе,  Екатеринославе,
Житомире,  Севастополе,  бродил  по  югу  Украины  с  передвижными  цирками.
[16,148]
       И так постепенно, из  года  в  год,  Куприн  стал  таким  же  бывалым
человеком, как Горький, с которым он потом подружился, как  Лесков,  -  стал
знатоком своего народа и его описателем. Поэтому он  никогда  не  чувствовал
недостатка материала. Все занимало его, и обо всем он 'рассказывал живо,  со
вкусом, ни на  минуту  не  сомневаясь  в  том,  что  это  интересно  и  всем
окружающим.
                 Глава І. Становление Куприна как писателя.
       Как я уже говорила, А.И. Куприн пробовал себя в роли писателя и поэта
еще находясь на службе в  армии,  но  лишь  с  появлением  Куприна  в  Киеве
начинается его формирование как профессионального писателя, все  свое  время
он отдает  литературе,  которая  становится  для  него  основным  источником
существования. Оказавшись  без  средств  к  существованию,  Куприн  живет  в
гостинице «Днепровский порт», о чем напишет в дальнейшем в произведении «По-
семейному», но большее время Куприн прожил у  своих  друзей  и  знакомых:  у
журналиста М.Н. Киселева, у братьев Сергея  и  Михаила  Каришевых.  вынужден
идти  в  любые  издания,  заниматься  всеми  видами  газетной   работы,   до
полицейской хроники включительно. [4,9]
       В 1894 году в  солидном  столичном  журнале  «Русское  богатство»,  в
котором  уже  был  напечатан   его   юношеский   «Последний   дебют»,   было
опубликовано «Дознание», что стало хорошим началом  для  молодого  писателя.
Беллетристикой «Русского богатства»  руководил  В.Г.  Короленко,  выдающийся
писатель-революционер,  демократ  и  последовательный  реалист.  Его  правой
рукой был критик Н.К. Михайловский, воспитанный  «Отечественными  записками»
и нелегальной «Народной волей».[16,148] Обычно в  «Русское  богатство»  и  в
другие «толстые»  журналы  попадали  авторы,  имевшие  предварительный  опыт
работы в мелких столичных и  провинциальных  изданиях,  которые  «заслужили»
право появиться в  «большой  прессе»  [1,9].  Но  Куприн  прошел  иной  путь
спустившись, после «Русского богатства», в мелкую провинциальную прессу.
       С сентября 1894 года Куприн начинает сотрудничать в газетах «Киевское
слово», "Жизнь и искусство", а с февраля 1895 года - в  газете  «Киевлянин»,
а также в ряде иногородних  газет:  «Волынь»  в  Житомире,  «Донская  речь»,
«Приазовский край» в Ростове–на-Дону, «Самарская газета», «Донская  речь»  в
Новочеркасске, «Одесские  новости»  и  проч.  Он  печатает  в  этих  газетах
рассказы, очерки, статьи и стихи,  подписывая  их  различными  псевдонимами:
Алеко, А. Незабудкин, А. Поспелов, В. Теплов, Киевлянин, NN.;  криптонимами:
А. И. К., А. К., А. К-рин., К., К-н, а иногда и такие как Януш, Еgo, -инъ  и
др. Лишь под немногими из своих  произведений  этих  лет  ставит  он  полную
подпись.[1,10].
       Из всего  напечатанного  в  киевских  газетах:  фельетоны,  рецензии,
судебные отчеты, передовые статьи – на данный  момент  наиболее  рассмотрены
и, по словам В. Афанасьева, «представляют наибольший интерес» его рассказы.
       В  ранних  произведениях  1893-1896  г.   еще   много   ученического,
подражательного, но вместе  с  тем  в  них  видны  реалистическое  дарование
молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Многие  картины  и  зарисовки
имеют совершенно ясную острую социальную направленность, проникнут  глубокой
симпатией к простому человеку. Это  видно  в  рассказах  армейской  тематики
(«Дознание»,  «Прапорщик  армейский»),  рассказах   обличающих   чиновников-
взяточников и  пройдох  («Негласная  ревизия»,  «Просительница»).  В  раннем
периоде творчества  обнаруживается  склонность  Куприна  к  психологическому
анализу («Страшная минута», «Ночлег»).
       В  серии  фельетонов  и  очерков  Куприн  дает  зарисовки  обитателей
большого города. Источником вдохновения, для  написания  этих  произведений,
служит  изображение  реальной,  окружающей  автора   жизни   с   стремлением
преодолеть  журналистскую,  газетную  фотографичность.   Меткость   рисунка,
сочность красок отличают серию «Киевские типы»,  в  которую  объединены  эти
фельетоны и очерки. В них  появилась  большая  зоркость  и  наблюдательность
Куприна. Содержание очерков  значительно  шире  объединяющего  их  заглавия.
Некоторые критики отмечали это как  недостаток,  может  им  хотелось,  чтобы
Куприн ограничивался забавными этюдами.
       Редакция  газеты  «Киевское  слово»  в  предисловии  к  очерку  «Вор»
оправдывалась, что новая серия «Киевских типов» не будет выходить  за  рамки
Киева, но очерки Куприна действительно  имели  всероссийских  характер  и  в
этом и была их сила. Наиболее значительными оказались  «Студент  -  драгун»,
«Лжесвидетель», «Босяк», «Вор», «Художник», «Доктор», «Хайжушка».
       Киевский период был плодотворным в жизни и творчестве  А.И.  Куприна.
Не смотря на ряд не совсем приятных моментов, пребывание в Киеве и работа  в
газетах дали Александру Ивановичу возможность познакомится  ближе  с  жизнью
различных слоев городского населения, сделать ценные наблюдения,  которые  в
дальнейшем отразятся в произведениях, а так же лягут в основу ряда  коротких
рассказов, объединенных под заголовком «Киевские типы».
       Писатель умел близко сходиться с простыми людьми, жить  их  заботами,
радостями  и  печалями,  возможно  именно  в  этом  и  кроется  секрет   его
писательского своеобразия.
       К началу  ХІХ  века  Куприн  был  уже  лично  знаком  с  А.  Чеховым,
Л. Андреевым, Н.  Михайловским,  Л.  Толстым,  М.  Горьким,  Ф.  Батюшковым,
И. Репиным и др. Среди  его  знакомых  были  и  жившие  в  Киеве  украинские
писатели М. Старицкий, Б. Гринченко, Леся Украинка. [16,147]
       В Киеве А.И. Куприн тесно общается с местными  литературными  силами.
Это М.Н. Киселев (Чалдон), Е. Кибаленко,  И.М.  Левинский,  К.В.  Назарьева,
Ю.В. Ревякин и другие.  Писатель  очень  быстро  привыкает  к  повседневному
труду  за  письменным  столом,  оттачивает   свое   перо   «быстрописателя»,
приобретает  необходимый  писательский  навык,  которым  будет  пользоваться
постоянно.
       Дружба с Киселевым оказала благотворное влияние на Куприна,  человека
неуравновешенного и порывистого. По  совету  Киселева  Куприн  много  читал,
познакомился с произведениями Г.И. Успенского, чье  творчество  потом  очень
ценил. Благодаря  наставлениям  Киселева,  ездил  в  Донбасс,  изучал  жизнь
рабочих и как результат этой поездки стала повесть «Молох».
       Позднее Куприн напишет о М.Н. Киселеве как  о  «лучшем,  преданнейшем
друге, лучше и ближе которого, кажется, не было за всю жизнь».[8,21]
       В Киевских газетах под рубриками «Из  записной  книжки  репортера»  и
«Маленькая хроника»  печатались  репортерские  заметки  Куприна,  насыщенные
диалогами, сценками, яркими зарисовками.
       Куприна-журналиста интересовало буквально  все.  Он  с  увлеченностью
работал  репортером,  считая,  что  репортерская  работа   –   разновидность
литературной деятельности. Репортер должен  все  видеть,  все  знать  и  все
уметь рассказать.
       Профессия  журналиста   благотворно   сказалась   на   художественном
творчестве Куприна. Сотрудничество Куприна с киевскими газетами и  журналами
совпало с широким распространением и  популярностью  в  те  годы  в  русской
литературе очерков «городского типа». Как раз в  «Русском  богатстве»  этому
жанру уделялось заметное  место  еще  в  конце  1880-х  годов  и  до  второй
половины 1890-х годов.
                  Глава ІІ. «Киевские типы» и «Миниатюры».
       Почти три четверти всего написанного А.И. Куприным  с  1894  по  1900
года появилось на страницах киевских газет. Здесь же, в Киеве, увидели  свет
и первые  книжки  Александра  Ивановича  –  «Киевские  типы»  (1896  год)  и
«Миниатюры» (1897 год).
       Отличительной чертой этих очерков было то, что они представляли  итог
определенного  наблюдения,  изучения  и  обобщения  конкретного   материала;
вместе с тем Куприн не руководствовался модным в то  время  натурализмом,  в
них нет фотографий, не смотря на то, что каждая черта тщательно срисована  с
натуры. [3,18] Этому  способствовала  тщательная  наблюдательность  Куприна-
очеркиста, повышенный интерес и внимание к маленьким, неизменным,  а  иногда
и деклассированным ,  брошенным  на  дно  жизни  людям.  Уже  самим  выбором
объекта для зарисовок писатель утверждает мысль о том, что  каждый  человек,
не зависимо от его  общественного  положения,  представляет  интерес,  имеет
право на внимание.  В  «Киевских  типах»  наряду  со  студентами  фигурирует
босяк, наряду с доктором – вор, и о  каждом  из  них  писатель  рассказывает
живо и увлеченно.
       Стремясь нарисовать типические фигуры  представителей  той  или  иной
социальной  категории,  той  или  иной  профессии,  Куприн  дает  обобщенные
образы, а героев часто называет не по именам, а по принадлежности к той  или
иной группе – певчий, пожарный, квартирная хозяйка, художник и так далее.
       Как не пестры очерки, в целом все же воссоздают они страшную  картину
падения, деградации человеческой личности в условиях собственного мира.
       «Киевские типы» принадлежат к широко распространенному в конце 80-х –
начале 90-х годов в русской литературе типу очерков «городских типов».
       Первая  книга   рассказов   Куприна   была   издана   в   Киеве   при
непосредственной помощи жены старшего брата  Карышева,  Сергея  Алексеевича,
популярного в Киеве нотариуса. В доме Карышевых устраивались вечера,  к  ним
приезжал из Петербурга известный баритон Мариинского  театра  Л.Г.  Яковлев,
приходившийся родным братом жене Сергея Алексеевича Анне Григорьевне.
       С.А. Карышев позже вспоминал, что в свое время  именно  он  предложил
Куприну написать что-то для одной  из  киевских  газет  и,  после  того  как
Карышев  написал  редактору  рекомендательное  письмо,  молодого   писателя.
[16,150]
       Куприн задавался целью  изобразить  «собирательные  черты  тех  групп
индивидуумов, на которые известная профессия и местные условия имели то  или
иное влияние». [3,23]
       Тематически «Киевские типы» можно разделить на две группы  зарисовок:
одна из них –  портреты,  в  которой  без  всякого  шаржа  и  утрировки,  по
сатирически остро показаны черты обывателей и  мещанства;  другая  группа  –
портреты босяков и деклассированных людей, промышляющих кто чем может.
       Очерк «Студент  -  драгун»  имел  значительный  успех,  объяснявшийся
исключительной   меткостью    образной    характеристики.    В    студентах-
белоподкладочниках, сынках богатых родителей, было  воплощено  все  духовное
убожество паразитической среды. Щегольски  затянутые  в  новенькие  мундиры,
рисуясь   военной   выправкой,   эти    представители    золотой    молодежи
бездельничали,  развратничали,  играли  целыми   днями   на   бильярде.   Их
чванливость была равна их невежеству.
       Один из самых ярких очерков серии «Киевские типы» - «Художник»  имеет
отчетливо выраженную сатирическую направленность. В очерке рассказывается  о
декадентствующем живописце, который  презрительно  отвергает  реалистическое
искусство, как классическое, так и современное.
       Куприн  и  сам  испытал  влияние  декадентства,  хотя  оно   и   было
кратковременным и лишь в самом начале творчества. Автор высмеивает  подобных
деятелей,  претендующих  на  роль  новаторов,   но   в   большинстве   своем
посредственных,  а  то  и  просто  бездарных.  Такие  люди  губят  подлинные
таланты, и только немногим удается вырваться из этой «инертной и  бездарной»
среды. К этой же теме можно отнести и другие очерки об «имущих» -  «Доктор»,
«Квартирная  хозяйка»,  «Заяц».  Проходит  вереница  людей,   все   мелочное
существование которых подчинено одной задаче – выколачивать деньги; людей  у
которых нет ни тени любви к своему делу.
       Все эти очерки интересны еще и тем, что  они,  как  я  уже  говорила,
являются своеобразными набросками, эскизами к  более  поздним  произведениям
писателя. Например, квартирная  хозяйка  в  одноименном  очерке,  по  мнению
многих исследователей, прообраз содержательницы  меблированных  комнат  Анны
Фридриховну в рассказе «Река жизни». Вообще  роль  киевских  впечатлений  во
всем последующем творчестве писателя чрезвычайно велика.
       Сборник  рассказов  «Миниатюры»  объединил  в  себе  более   двадцать
произведений писателя, печатавшихся в газетах и журналах Киева и Житомира.
       В.Д. Карышева сыграла решающую роль в издании  второй  книги  Куприна
«Миниатюры». Дочь Карышевых, Лидия, вспоминала, что ее  мать  сама  выбирала
для книги шрифт, бумагу и прочее. [16,150]
       Куприн горячо сочувствует своему герою, хотя и видит свойственные ему
слабости, которые порой изображает в тонах мягкой, дружеской иронии.
       Как уже отмечалось, ранние рассказы Куприна пестры, разнообразны и не
равноценны. Но какими бы пестрыми ни казались эти  купринские  произведения,
в них все же при более внимательном  взгляде  проявляются  главная,  ведущая
линия,  связанная  со  стремлением  их  автора  раскрыть  духовную   красоту
человека -  труженика,  человека  из  народа,  показать  неприглядный  облик
«хозяев жизни».  Эти  характерные  особенности  раннего  творчества  Куприна
найдут отчетливое воплощение в его первом  крупном  произведении  –  повести
«Молох», который был посвящен Варваре Дмитриевне  Карышевой,  жене  приятеля
Куприна Михаила Алексеевича Карышева, инженера, служившего  на  Юго-западной
железной дороге, а позднее переведенного на Донбасс, куда позднее  вместе  с
семьей своих приятелей переезжал также и Куприн.
                                   Выводы
       Первые  рассказы  Александра  Ивановича  Куприна,   во   многом   еще
художественно   несовершенны,   привлекают    тематическим    разнообразием,
вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных  достоинств  –
самоуважения, находчивости, гордости. Куприн принадлежит  к  тем  писателям,
которые   умеют   заинтересовать   читателя   сюжетом   рассказа,   поразить
неожиданной развязкой. Но под час у  него  внимание  к  маленькому  человеку
оборачивается сентиментальностью, а  динамичность  повествования  –  внешней
занимательностью.
       В киевских газетах Куприным было напечатано свыше  сорока  рассказов.
Наряду  с  реалистическими  произведениями,  какими  являются  «Дознание»  и
«Ночлег», психологически тонкими рассказами, как «Негласная  ревизия»  и  «К
славе», чудесной полной  большой  человечности  миниатюре  «Allez»,  которой
восхищался Л.Н. Толстой, в творчестве раннего  Куприна  встречаются  слабые,
мелодраматические произведения: «Странный случай»,  «Каприз»,  типичные  для
журналов и газет тех времен.
       О «Миниатюрах»  Куприн  позднее  говорил,  что  без  стыда  не  может
вспомнить, столько в этой книге было плохих рассказов. «Она, слава богу,  не
привлекла внимания даже безработных провинциальных критиков…  Разошлась  она
быстро  благодаря  пошлейшей  обложке…»   [12,29],   но   для   читателя   и
исследователя она очень ценна.
       Прямо Куприн говорит о любви к человеку не так уж  часто.  Но  каждым
своим рассказом он призывает к человечности.
       Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до  состояния
внутреннего совершенства и дать ему счастье. В  поисках  он  шел  по  разным
путям,  часто  заблуждался,  но  в  конце  концов   пришел   к   единственно
правильному решению, что  только  величайший  гений  социализма  приведет  к
расцвету человечности в этом измученном противоречиями мире.
       Он пришел к этому решению поздно,  после  трудной  и  сложной  жизни,
после дружбы и разрыва с Горьким, после своего противоречивого и  не  всегда
ясного отношения к революционным  событиям,  после  некоторой  склонности  к
анархическому индивидуализму, - пришел уже в старости, больной и  утомленный
своим непрерывным писательским трудом  Тогда он  вернулся  из  эмиграции  на
родину, в Россию, в Советский Союз, и этим поставил точку под  всеми  своими
исканиями и раздумьями.
       Украина занимает  видное  место  в  творчестве  писателя.  И  это  не
случайно. Многое в жизни Куприна было связано с нею.
       Военная служба молодого выпускника Александровского пехотного училища
протекала в Украине –  в  Проскурове  и  Волочиске.  «Поединок»  -  наиболее
значительное из  произведений  Куприна,  в  которых  нашли  свое  воплощение
впечатления  тех  лет.  На  украинском  материале   написаны   рассказы   из
крестьянской жизни, к которым впоследствии присоединились и такие вещи,  как
«Олеся», «Конокрады», «Лесная глушь», «Серебряный волк», «На глухарей».
       Не довелось Куприну после возвращения на Родину побывать на  Украине,
в Киеве, в Одессе, в Крыму, где он провел когда-то немало  счастливых  дней,
где были созданы самые известные его произведения.
       Для  читателей  Куприн  остается  одним  из   лучших   представителей
классического реализма, певцом человеческой преданности и любви, верности  и
мужества, одним из самых любимых русских писателей.

       Мы  должны  быть  благодарны  Куприну  за   все   за   его   глубокую
человечность, за  его  тончайший  талант,  за  любовь  к  своей  стране,  за
непоколебимую веру в  счастье  своего  народа  и,  наконец,  за  никогда  не
умиравшую  в  нем   способность   загораться   от   самого   незначительного
соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом.

                      Список использованной литературы

 1. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн. - М., 1972
 2. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн «Критико-биографический очерк»
    гос. из-во «Худ.лит.». - М., 1960
 3. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн «Критико-биографический очерк» Из-
    во Академия наук СССР. – М., - Л., 1956
 4. Волков А. Творчество А.И. Куприна. - М., 1981
 5. Дейч А.И. День нынешний и день минувший. - М, 1969
 6. Крутикова Л.В. А.И. Куприн (1870–1934): из-во «Просвещение». - Л., 1971
 7. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна 1907-1938 года 2-е изд-е..  -
    М., 1987
 8. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. - Минск, 1983
 9. Куприн А.И. листригоны: Рассказы, очерки, воспоминания. –  Симферополь:
    Таврия, 1984
10. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Под общ. ред.  Н.Н. Акоповой.  -
    М., «Худ.лит.», 1973
11. Куприн А.И. Собрание сочинений.  В  9-ти  томах.  Под  общ.  ред.  Н.Н.
    Акоповой. Вступительная статья Ф.И. Кулешова. Прим. И.А. Питляр. т.  І-
    ІІ. Произведения 1889 - 1896 г.. - М., «Худ.лит.»,1970
12. Лилин В. А.И. Куприн.-Л.,1975
13. Михайлов О.Н. А.И. Куприн.-М.,1981
14. Паустовский К. Поток жизни. Заметки о прозе. – К.,1985
15. Смирнова Л.А. История литературы конца хІх – начала хх вв.. - Л.,1997
16. Хинкулов Л. На рубеже веков (Александр  Куприн)//  Хинкулов Л.  Золовые
    ворота Киева. - К., 1988
17.  Хінкулов Л.  Олександр  Іванович  Купрін  //  Хінкулов Л.  Літературні
    зістрічі: Розповіді про письменників у Києві. -К.,1980