Комедии Аристофана. Место комедии в античном обществе


Всемирная Литература.

КОМЕДИИ АРИСТОФАНА. МЕСТО КОМЕДИИ В АФИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

      Драматические представления в Афинах ведут своё начало то обрядов,
посвящённых богу Дионису- покровителю виноградарства и виноделия. Культ
Диониса, постепенно вобравший в себя космические представления древних
греков о смене времён года, о вечной "борьбе" зимы и лета пользовался
особенно широким распространением среди земледельцев, и, позднее стал
государственным культом Афин. Именно в рамках культа бога Диониса произошло
формирование основных жанров греческой драмы - сначала трагедии,  позже,
комедии. При этом включение трагедийных постановок в состав всенародных
празднеств в честь Диониса относится к концу шестого века до нашей эры.
      В Афинах существовало несколько праздников, посвящённых Дионису:
Великие Дионисии и Ленеи. Театральные представления, проходившие дважды в
год носили общенародный характер. На них собиралось всё взрослое население
Аттики. Представления проходили в Театре Диониса, расположенного под
открытым небом естественным амфитеатром на склоне Акрополя, вмещавшим
порядка семнадцати тысяч человек. На праздники в Театр Диониса приходило
втрое больше человек, чем на самое важное и многолюдное собрание.
Представления были не только развлечением, но также они были составной
частью религиозного праздника и открывались торжественным жертвоприношением
в честь бога Диониса, совершаемым от лица государства. У афинского театра
была ещё одна интересная особенность, дающая наиболее наглядное
представление о его месте в жизни афинского общества: театральные
представления носили характер художественного соревнования, происходившего
перед многотысячной аудиторией. Театральные представления разыгрывались
перед многотысячной толпой зрителей, а в конце, судейская коллегия из 10
человек, выносила решение о достоинствах и недостатках трагических и
комических поэтов. Имена победителей, что очень характерно и важно, с точки
зрения значимости этих состязаний, заносились на мраморную доску. Кроме
самого автора, который был и постановщиком своих произведений, на мраморной
доске гравировались имя артиста, исполнившего главную роль, и хорега,
человека, обычно богатого афинского гражданина, который брал на себя
расходы по содержанию хора.

МЕСТО ХОРА, СТРУКТУРА АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ.

      Каждая комедия открывается прологом, в начале которого, обычно, в
диалогической форме, излагается содержание пьесы и действующие лица. Часто,
пролог является достаточно большой сценой, с участием нескольких лиц, и
неизменными шуточными обращениями к зрителям. В прологе выясняются
намерения главного героя, и те силы, которые ему противостоят. Так
завязывается сюжетный конфликт, получающий своё дальнейшее развитие уже при
непосредственном участии хора. Так называемый парод - выход хора на
сценическую площадку означает начало новой части комедии.
      В античной комедии хор занимает одну из главных ролей и оживлённо
участвует в действии. Хор, может состоять из реальных людей: женщин,
стариков, всадников, или из животных, птиц, или чего другого, к примеру,
облаков. Аристофан, например, назвал иногда свои комедии по тем одеждам, в
которых выступал хор: "Лягушки", "Облака". Хор оживлённо участвует в
действии: приходит на помощь герою, попавшему в беду или выступает против
его замыслов. При этом вступительные песни хора, исполняемые поочерёдно
двумя полу хореями строятся симметрично, а непосредственный контакт между
действующими лицами и хором устанавливает корифей - предводитель хора.
Именно корифею принадлежат реплики в диалоге с актёрами. Выход хора придаёт
новую остроту намеченной в прологе борьбе, так как возникает необходимость
открытого столкновения мнений, которое находит выражение в сцене агона-
спора, так же имеющего симметричное построение. Сначала хор исполняет
песнь, выражающую его отношение к предстоящей борьбе - оду -, затем,
корифей обращается со словами одобрения к одной из противоборствующих
сторон, после чего начинается развитие аргументов. Обычно, последним в
споре выступает персонаж, которому волей автора суждено одержать победу в
схватке. Следующая часть античной комедии - парабаса, являющаяся обращением
хора к зрителям, обычно не связана с сюжетом комедии. Она является
своеобразным лирическим отступлением, в котором поэт обращается к
аудитории, выдвигая свою точку зрения на актуальные проблемы. Таково обычно
содержание первой части парабасы - анапестов, исполняемых корифеем. Затем
следуют симметричные выступления двух полу хорей. Ода и антода, эпиремма и
антэпиремма, содержащие прославление родины, богов, и здесь же, отметим
этот факт, нападки на граждан полиса, чьё поведение автор считает
несовместимым с гражданской моралью. Предполагают, что парабаса
представляет собой древнейшую  хоровую часть комедии, обличительную по
своему основному назначению. В нескольких комедиях Аристофана в их второй
части встречается ещё одна хоровая партия, построенная на чередовании од и
эпирем. Её принято называть малой парабасой. Поскольку чаще всего конфликт
исчерпывается в конце агона, эписодии, следующие за парабасой, уже не
развивают основного действия, а только подчёркивают значение победы
одержанной одним из героев. В этот момент появляются другие претенденты на
победу, помимо главного героя, и тогда, он нередко пускает в ход дубину или
палку, высмеивая их недостатки. Наконец, всё приходит к благополучному
финалу, заключительная песня хора завершает античную комедию.

      АРИСТОФАН. "ЖЕНЩИНЫ В НАРОДНОМ СОБРАНИИ"

      В своих комедиях Аристофан затрагивает насущные проблемы афинского
полиса - государства. Иногда, в его комедиях жёстко высмеиваются лица,
которые были хорошо известны современникам, но история сохранила для нас
лишь их имена.
      Комедия "Женщины в народном собрании" впервые была поставлена на
Ленеях в 392 году до нашей эры. Это время тяжелейшего кризиса афинской
демократии, формального восстановления правления "тридцати тиранов". Сильно
упала политическая активность граждан. За участие в народном собрании
пришлось устанавливать плату: сначала один, а затем и три обола. Комедия
"Женщины в народном собрании" с точки зрения композиции является
новаторской. Парод ещё сохраняется, но парабаса уже отсутствует, хор
утрачивает свою ведущую роль.

      Комедии Аристофана поразили меня своей физиологичностью, и отсутствием
у Аристофана внутренней цензуры. Они написаны по принципу " что
естественно, то не позорно." Так, в самом начале комедии, происходит диалог
между Блепиром и его соседом. Они разговаривают на улице, возле дома
соседа, где Блепир устраивается, чтобы справить нужду. Диалог происходит
между испражняющимся Блепиром и стоящем не вдалеке  соседом. После
достаточно длинного диалога, во время которого Блепир всё время методично
испражняется, сосед, наконец, его спрашивает: "Да ты решил сходить канатом
якорным?"
      Может быть, во времена древних греков не существовало каких- то
условностей, моральные нормы отличались от нынешних. Но всё равно, я как то
плохо представляю ту же сцену в "Ромео и Джульетте" Шекспира. Вот, как я её
вижу, в стиле комедии Аристофана.
      Джульетта, выглядывая из окна, обращается к Ромео, сидящему внизу, под
кустом.
      Джульетта: Ромео, где ты?
      Ромео: Да здесь я, дура, под кустом внизу сижу.
      Джульетта: "Что делаешь, приятель, положить присел?"
      Ромео: "Да, говорят все кошки ночью серы. Никто и не приметит, как
присяду я."
      Джульетта: "Давай быстрее, или ты сходить решил канатом якорным?"
                            Бред.
Всё, что стоит в кавычках взято из первого эписодия комедии "Женщины в
народном собрании" Аристофана. Всё же, цивилизация не стоит на месте.
      Комедия поражает с самого начала: в прологе, подробно описывается
процесс эпиляции в области бикини, по древне гречески, с помощью зажжённого
фонаря. Комедия  "Женщины в народном собрании" была написана на актуальную
тему кризиса полисной демократии. Женщины решают захватить власть в городе,
и, для этого переодевшись мужчинами, явиться на народное собрание в облике
мужчин и проголосовать за передачу властных полномочий женщинам. Для этого,
вечером, они похищают у своих мужей плащи, башмаки и, нацепив бороды,
отправляются на народное собрание. Имея численное преимущество, женщины
"протаскивают" законопроект, по которому, вся власть в их городе переходит
к женщинам, то есть к ним. Своей предводительницей женщины избирают
Праксагору, наиболее умную из всех.
Далее мы встречаем идею о коммунизме: женщины издают постановление, по
которому, все должны сдать всё в общую казну, не остаётся частной
собственности, впрочем, как и частной жизни. Женщины предлагают жить
счастливой коммуной детей цветов. Общие жёны, общие мужья, общие дети. И
всё было бы хорошо, если бы не закон, по которому, молодые девушки должны
уступать места в постели лицам пожилого возраста. И в четвёртом эписодии,
юноша, идущей к своей любимой, оказывается атакованным сексуально
неудовлетворенными старухами. Сразу тремя. А если, всё по тому же закону,
он откажется , то его оставят без обеда. Совсем. По своему построению
комедия заканчивается пиром победивших женщин, но логически, на мой взгляд,
комедия заканчивается терзаниями юноши: зайти "на чашку чаю" к старухе или
остаться без обеда. Я предпочёл бы остаться без обеда.

                                        Куликов Никита, 21.05.03