Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад


                      Министерство образования России.

         Тамбовский Государственный университет им. Г. Р. Державина



                         Контрольная работа на тему:

« Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова
« Маскарад » »



                                        Студента первого курса Лагерева А.Г.
                                            отделение журналистики (заочное)



                                 Тамбов 2003



      Конфликт в литературе – столкновение,  борьба,  на  котором  построено
развитие сюжета в художественном  произведении.  Термин  конфликт  близок  к
термину коллизия, они нередко взаимозаменяют друг  друга.  Так  как  понятие
конфликта имеет  узкое  значение,  то  есть  употребляется,  когда  коллизия
приобретает наиболее острый и открытый характер, то термин  конфликт  обычно
используют применительно к  драматическим  произведениям,  где  столкновения
героев выступают с особенной очевидностью.[1]
      Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является  главной
силой,  пружиной,  движущей  развитие  драматического  действия  и  основным
средством раскрытия характеров.
      В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается  концепция
драматурга, художественная идея пьесы.
      В конфликте Арбенина с обществом  «лицедеев»  звучит  «железный  стих,
облитый горечью и злостью », направленный против  тех,  кто  превратил  свою
жизнь в пестрый и шумный, блестящий и пустой  маскарад.  Только  скрыв  свои
лица масками, эти люди позволяют себе  быть  такими,  каковы  они  на  самом
деле. Так в драме отражается позиция Лермонтова.
      В произведениях драматургии нередко наблюдается  сочетание  «внешнего»
конфликта – борьбы героя с  противостоящими  ему  силами  –  с  «внутренним»
психологическим  конфликтом  –  борьбой  героя  с  самим  собой,  со  своими
заблуждениями, слабостями.
      В  драме  М.  Ю.  Лермонтова  «Маскарад»  можно  выделить   социальный
конфликт. Это конфликт  героя  и  дворянского  общества.  И  психологический
конфликт, внутренний, в сознании героя.
      Нельзя отождествлять художественные  конфликты,  на  которых  строятся
произведения   драматургии   с   конфликтами,   существующими   в   реальной
действительности.
      Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в  карты.  В  светском
Петербурге это было заметным и характерным  явлением.  Литература  не  могла
пройти мимо  него.  В  идее  произведения  лежит  проблема  «высокого  зла»,
рожденного  деятельным  стремлением  к  добру  и  счастью.   Буря,   которую
производит  Арбенин  в  светском  кругу,  разоблачая  мистификацию  добра  и
благородства,  вырастет  до  размеров  бунта  против  такого   общественного
устройства («естественного порядка»),  при  котором  главную  роль  в  жизни
играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает  в
себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что  он  не  только  ходит
без маски, но и срывает маски с других. Вот почему  слова  его  –  «Преграда
рушена  между  добром  и  злом»  -  звучат  так  торжествующе:  это   победа
теоретической, общественно – философской мысли, определявшей  всё  поведение
Арбенина и всё отличие его от  других  персонажей.  Здесь  –  идейный  центр
пьесы.[2]
      «Маскарад» - это  социально  –  психологическая  романтическая  драма.
Характеризуется  противопоставлением  героя  окружающей  среде,  условностью
окружающей  обстановки,  символикой.   В   драме   обличаются   общественные
отношения и страдающий в этих условиях  незаурядный  человек.  Он  стремится
уйти от царящих в  современном  ему  обществе  условностей,  своекорыстия  и
фальши, но в то же время сам заражен эгоистическими помыслами и чувствами.
      Лермонтов презирал светское общество. Славившиеся в то  время  вечера,
балы и маскарады  в  доме   Энгельгардта,  посещались  не  только  столичной
знатью, но и членами царской фамилии во главе с императором. Картину  нравов
дворянского общества Лермонтов нарисовал  и  в  «Маскараде».  Примечательно,
что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а  не  только  сцену,  в  которой
изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы  символично:
 вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый,  стремительный,
полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений,  внешне  изысканный
и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на  лица,
её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства  и,  хотя  бы  на
время, стать самими собой.  «Под маской,  -  говорит  Арбенин,  -  все  чины
равны, у маски ни души ни званья нет…  И если маскою черты утаены, то  маску
с чувств снимают смело».
      Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того,  как  с  лиц
сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги  –  таковы
черты  «нормального»   состояния,   в   котором   эти   люди   находятся   в
действительной жизни.
      В  образе  Арбенина  отражены  раздумья  поэта  о   сильных   сторонах
своевольного  героя,  бросающего  вызов  всему  обществу,   и   одновременно
обозначены его нравственные слабости.
      Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является  то,  что  человек
вступает в борьбу с  чем-то  в  себе  и  для  себя  нравственным,  истинным,
святым, навлекая на себя возмездие с его стороны.[3]
      Так «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и  собственными
представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен.  Он
и жертва и преступник. Автор  и  сочувствует  и  осуждает  его.  И  всё-таки
«высокое»  злодейство   героя   –   индивидуалиста   снижено   до   обычного
преступления, ибо Арбенин не знает  других  законов.  Раз  в  жизни  Арбенин
поступил не «по - Арбенински» и жестоко поплатился.

                      Раз в жизни человека мне чужого,
                      Рискуя честию, от гибели я спас.
                  А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова,
                   Он отнял у меня всё, всё – и через час.

        Арбенин тяжко страдает. Но причина его  страданий  –  те  же  законы
морали, которые  он  сам  исповедовал  и  которым  следовал  до  того,  как,
встретил Нину, «снова воскрес для жизни  и  добра».  Но  теперь  эти  законы
обращаются  против  него,  и  он,  быть  может  впервые,   на   самом   себе
почувствовал всю их губительную силу.
      В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то
оказывается не  в  силах  вынести  превращение  из  романтической  жертвы  и
мстителя в заурядного убийцу.
      «Ошибка» его зависит во многом  от  неверия  в  естественные  чувства,
которые  свойственны  Нине  и  которые  она  сохранила   вопреки   светскому
окружению. Детская наивность, чистота, от души идущие,  нежность  и  любовь,
доброе сердце и  светлый  ум,  чуждый  условностей  и  расчетов  –  всё  это
образует  характер,  противостоящий  Арбенину  и  контрастный   ему.   Такой
характер  выступает   мерой   оценки   героя   –   индивидуалиста.   Арбенин
превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазах Арбенина  в
невинную жертву.
      «Коллизия - ситуация, которая в своем понятии  заключает  своеобразное
затруднение ».[4]
      Так волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину  в  измене.
Состояние дисгармонии порождает отношения,  которые  не  могут  существовать
длительно, они  нуждаются  в  преобразовании.  Гегель  пишет,  что  коллизия
нарушает гармонию и заставляет единый  в  себе  идеал  перейти  в  состояние
разлада  и  противоположности.[5]   Через  любовную   коллизию   проясняется
двойственность Арбенина. Это и проверка  Арбенина.  На  чьей  он  стороне  –
добродетели или зла.
      Конфликт поколений  захватывает  сферу  личных  отношений  Арбенина  с
Ниной. Этот конфликт на каждом  шагу  Арбенин  подчеркивает:  Нина  «слишком
молода», он «сердцем слишком стар». Углубление и расширение  конфликта  идет
за счет прошлого. В прошлом в душе Арбенина совершился  переворот  -   после
его встречи с Ниной,  и  теперь  в  настоящем,  решается  вопрос:  насколько
прочен, устойчив, качественно необратим этот переворот?
      Казарин в этот переворот не верит и торжествует: «Ты  наш».  Но  между
ними огромная дистанция – духовная, интеллектуальная.
      Для Казарина «Ты наш» - возвращение к карточному столу, для Арбенина –
«былого нет и тени» - прямое  отречение  от  недавнего  прошлого  и  от  тех
нравственных ценностей, которые внесла в его жизнь Нина.  Жизнь  теряет  для
него смысл. Прошлое искушает Арбенина:  выдержит  ли.  Арбенин  окончательно
погружается в прошлое – в «нестерпимые, но  сладостные  дни  »,  делает  его
своей сегодняшней явью: разрывает краткий свой союз с Ниной.
      «Действие предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции  и
реакции».[6]
      Реакция  это   трагическая   развязка   конфликта.   Арбенин   поверил
«обществу», а не  своей  жене.  Нина  умирает.  «Завистливый  и  злой»  свет
погубил её счастье с Арбениным. Можно подумать, что Арбенин проиграл  свету.
Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе:  «ничем
и никому я не был в жизнь обязан» - закончился поражением:

                     Беги, красней, презренный человек,
                 Тебя, как и других, к земле прижал наш век…

      Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы  зла  не  потушили  в  нем
разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.
      Развязка внутреннего душевного конфликта наступает,  когда  Звездич  и
Неизвестный приходят в его дом, чтобы завершить давно задуманную  месть.  Не
понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на  коленях  –
не у дуэльного барьера, а у черты безумия.
      И этот гордый ум сегодня изнемог!
      Этими словами Неизвестного словно бы  подводится  черта  под  неравной
борьбой сильного, смелого, но бесконечно одинокого человека, не  пожелавшего
«гнуться и преклоняться» перед жестокими законами века.
      Дважды в пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый
раз в беседе с Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью.  В
чём обвиняет он Нину? «Быть может, я б  успел  небесные  мечты  осуществить,
предавшися надежде, и в сердце б оживил все, что цвело в нем  прежде,  -  ты
не хотела, ты! »
      Какие мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение
в любви к Нине? Что это за намёки и «недоговоренности»?
      Эти арбенинские признания не прояснены до  конца  в  пьесе,  их  смысл
Лермонтов   оставляет   нераскрытым.   Важно   понять,    что    за    этими
«недоговоренностями» скрыто не только глубоко личное,  интимно  –  душевное,
но и большое социальное содержание, что трагедия Арбенина заключает  в  себе
нечто такое, что выходит за рамки его личной судьбы.



                                 Литература



     1. Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968. С. 213-214, 223, 225-228.
     2. Коллизия. Конфликт // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т.
               Т. 3. М., 1966. С. 656-658, 716.
     3. Лермонтов М. Ю. Маскарад.
     4. Эйхенбаум Б. Драмы Лермонтова // Эйхенбаум Б. Статьи о  Лермонтове.
        М.-Л., 1967.
-----------------------
[1] Коллизия. Конфликт //Краткая литературная энциклопедия: В 9т. Т. З. М.,
1966.

[2] Б. М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. Стр. 215.
[3] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968.
[4] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968
[5] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968
[6] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968