Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького На дне


                     Критика российской действительности в пьесе
А.М.Горького “На дне”

        Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он
яркий, мы вдруг задумываемся над тем,
какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.
        Со времени  создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь
они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что  это - энциклопедия
предреволюционной России, история,
запечатленная мастерски и жизненно,  но нельзя забывать, что в них много
общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
        “Человек - это великолепно!  Это звучит... гордо!” Эти слова,
сказанные на заре ХХ века,  определяли твор-
ческую  линию писателя. Он любил людей, поэтому  его  воображение,
пронизанное  прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие
изумительные образы, как Данко.
        Но он же выступал и со страстным,  горячим протестом против всего,
что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
        В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным  художественным
мастерством показаны те ужасные
условия  жизни, которые  толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда  человек
перестает  быть человеком. Да разве ж
это люди  обитают в омерзительной ночлежке Костылева ?  Они утратили все
человеческое, потеряли  даже  об-лик человека, превратились в жалких,
никому не нужных существователей.
        Конечно, во  многом они сами  виноваты в том, что с ними
случилось: у них  не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой,
желания трудиться,  преодолевать трудности. Но  виноваты и социальные
условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда
рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.
        Но даже и здесь, “на дне” жизни,  действуют  свои  неумолимые
волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-
властные,  эксплуататоры и  эксплуатируемые, хозяева и работники.  Законы
общества  преследуют человека  от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в
последних  все  гораздо обнаженнее, а
отношения  более  дикие. И в  этом  обвинение строю и обществу!  Жизнь
здесь для  нормального человека хуже
каторги. Она  толкает людей на преступления, черствость, бесчестность.
Ворует Васька Пепел, умирает в страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается
Актер. Они уже не поднимутся.
        А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому
полна страстных мечтаний о будущем
Наташа,  думает о светлых чувствах Настя, верит  в  свою мечту больной и
опустившийся Актер. У них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени!  Даже собаки имеют клички, а
мы нет!” -  с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека,  выброшенного
за борт жизни. У них отняли все, у  этих забытых людей,  но  не  смогли
отнять веры в лучшее. Этим  качеством с избытком обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
        Странник Лука,  появляющийся в пьесе, сумел  заронить и зажечь в
сердце каждого искру надежды и мечты. Но  после его  ухода еще тяжелее
стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж  нечего ждать. И
надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а
дороги не показал.
        Как  ореховая скорлупа,  раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и
в результате мы видим его падшим
крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится
не по себе от этих слов.
        Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !
        Многие свои мысли вкладывает  автор в уста Сатина. Порой  странно
слышать  такие  высокие слова от ка-

торжника и шулера.  Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура,
сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны
лучшей участи.
        Пьеса  “На дне”  проникнута  горячим и страстным призывом любить
человека, сделать так, чтобы имя  это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс,
звала к переустройству общества,
выбрасывающего  людей “на дно”. Нет и не может  быть счастья, пока  человек
 несвободен,  пока  несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому
уже, что он Человек !
        Сейчас, в  эпоху,  когда  мы  вновь заговорили о гуманизме и
милосердии, когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса  Горького обретает иное значение. Это не  только  исторический
документ,  не  просто выдающееся
творение человеческого ума,  это и произведение, которое вновь и вновь
будет обращать взоры людей к вечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.