Лев Толстой Война и Мир

В   1867  году  Лев  Николаевич  Толстой  закончил  работу  над
поизведением  " Война  и  мир " . Говоря  о  своём  романе , Толстой
признавался , что  в  " Войне  и  мире "  он  " любил  мысль  народную " .
Автор  поэтизирует  простоту , доброту , нравственность  народа . Толстой
видит  в  народе  источник  нравственности , необходимой  для  всего
общества .  С .  П .  Бычков  писал : " По  мысли  Толстого , чем  ближе
дворяне  стоят  к  народу , тем  острее  и  ярче  их  патриотические
чувства , богаче  и  содержательнее  их  духовная  жизнь . И , напротив ,
чем  дальше  они  от  народа , тем  суше  и  черствее  их  души , тем
непривлекательнее  их  моральные  принципы " . ***  Лев  Николаевич
Толстой  отрицал  возможность  активного  воздействия  личности  на
историю , поскольку  предусмотреть  или  изменить  направление
исторических  событий  нельзя , ибо  они   зависят  от  всех  и  ни  от
кого  в  отдельности . В  своих  философско - исторических  отступлениях
Толстой  рассматривал  исторический  процесс  как  сумму , складывающуюся
из  " бесчисленного  количества  людских  произволов " , то  есть  усилий
каждого  человека . Совокупность  этих  усилий   выливается  в
историческую  необходимость , отменить  которую  никто  не  может . По
мнению  Толстого , историю  делают  массы , и  её  законы  не  могут
зависеть  от  желания  отдельного  исторического  лица . Лидия  Дмитриевна
Опульская  писала : " Толстой  отказывается  признать  силой , руководящей
историческим  развитием  человечества , какую  бы  то  ни  было  " идею " ,
а  также  желания  или  власть  отдельных , пусть  даже  и  " великих "
исторических  деятелей . " Есть  законы , управляющие  событиями , отчасти
неизвестные , отчасти  нащупываемые  нами , - пишет  Толстой . - Открытие
этих  законов  возможно  только  тогда , когда  мы  вполне  отрешимся  от
отыскивания  причин  в  воле  одного  человека , точно  так  же , как
открытие  законов  движения  планет  стало  возможно  только  тогда , когда
 люди  отрешились  от  представления  утверждённости  Земли " . Перед
историками  Толстой  ставит  задачу  " вместо  отыскания  причин ...
отыскание  законов " . Толстой  остановился  в  недоумении  перед
осознанием  законов , которые   определяют  " стихийно - роевую "  жизнь
народа . Согласно  его  взгляду , участник  исторического  события  не
может  знать  ни  смысла  и  значения ,  ни - тем  более - результата
совершаемых  действий . В  силу  этого  никто  не  может  разумно
руководить  историческими  событиями , а  должен  подчиняться  стихийному ,
неразумному  ходу  их , как  подчинялись  древние  фатуму . Однако
внутренний , объективный  смысл  изображённого  в  " Войне  и  мире "
вплотную  подводил  к  осознанию  этих  закономерностей . Кроме того , в
объяснении  конкретных  исторических  явлений  сам  Толстой  очень  близко
подходил  к  определению  действительных  сил , руководивших  событиями .
Так , исход  войны  1812  года  был  определён , с  его  точки  зрения , не
 таинственным  и  недоступным  человеческому  пониманию  фатумом , а  "
дубиной  народной  войны " , действовавшей  с  " простотой "  и  "
целесообразностью " . *** Народ  у  Толстого  выступает  как  творец
истории : миллионные  массы  простых  людей , а  не  герои   и  полководцы
творят  историю , двигают  общество  вперёд , создают  всё  ценное  в
материальной  и  в    духовной  жизни , совершают  всё  великое  и
героическое . И  эту  мысль - " мысль  народную " - Толстой  доказывает  на
 примере  войны  1812  года .        Лев  Николаевич  Толстой  отрицал
войну , горячо  спорил  с  теми , кто  находил  " красоту  ужаса "  в
войне . При  описании  войны  1805  года  Толстой  выступает  как  писатель
- пацифист , но  при  описании  войны  1812  года  автор  переходит  на
позиции  патриотизма . Война  1812  года  предстаёт  в  изображении
Толстого  как  война  народная . Автор  создаёт  множество  образов
мужиков , солдат , суждения  которых  в  совокупности  составляют  народное
 мироощущение . Купец  Ферапонтов  убеждён , что  французов  не  пустят  в
Москву , " не  должны " , но , узнав  о  сдаче  Москвы , он  понимает , что
 " решилась  Расея ! " . А  если  уж  Россия  гибнет , то  нечего  спасать
своё  добро . Он  кричит  солдатам , чтобы  забирали  его  товары , лишь
бы  ничего  не  досталось  " дьяволам " . Мужики  Карп  и  Влас  отказались
 продавать  сено  французам , взяли  в  руки  оружие  и  ушли  в  партизаны
. В  период  тяжких  испытаний  для  Отечества  " делом   народным " ,
всеобщим  становится  защита  Родины . Все  герои  романа  проверяются  с
этой  стороны : одушевлены  ли  они  всенародным  чувством , готовы  ли  на
 подвиг, на  высокую  жертву  и  самоотвержение. В  любви  к  Родине ,
патриотическом  чувстве  равны  князь  Андрей  Болконский  и  солдат  его
полка . Но  князь  Андрей  не  только  одушевлён  всеобщим  чувством , а  и
 умеет  сказать  о  нём , анализировать  его , понимает  общий  ход  дел .
Настроение  всего  войска  перед  Бородинским  сражением  именно  он  в
состоянии  оценить  и  определить . Сами  многочисленные  участники
величественного  события  действуют  по  тому  же  чувству , и  даже  не
бессознательно , - просто  они  очень  немногословны . " Солдаты  в  моём
батальоне , поверите  ли , не  стали  водку  пить : не  такой  день ,
говорят " , - вот  и  всё , что  слышит  князь  Андрей  про  солдат  от
батальонного  командира  Тимохина . Пьер  Безухов  вполне  понимает  смысл
" неясных "  и  тоже  слишком  кратких  слов  солдат : " Всем  народом
навалиться  хотят , одно  слово  -  Москва . Один  конец  сделать  хотят "
. Солдаты  выражают  уверенность  в  победе ,  готовность  умереть  за
Родину . В романе  " Война  и  мир "  Толстой  описывает  войну  1812  года
 лишь  на  территории  России , справедливую  войну . Д . С . Лихачёв
писал : " Историческая  сторона  романа  в  её  нравственно - победной
части  вся  оканчивается  в  России , и  ни  одно  событие  в  конце
романа  не  переходит  за  пределы  Русской  земли . Нет  в   " Войне  и
мире "  ни  Лейпцигской  битвы  народов , ни  взятия  Парижа . Это
подчёркивается  смертью  у  самых  границ  Кутузова . Дальше  этот
народный  герой  " не  нужен " . Толстой  в  фактической  стороне  событий
усматривает  ту  же  народную  концепцию  оборонительной  войны ...
Вторгающийся  враг , захватчик  не  может  быть  добр  и  скромен . Поэтому
древнерусскому  историку  не  надо  иметь  точных  сведений  о  Батые ,
Биргере , Торкале  Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане ,
Эдигее , Стефане  Батории  или  о  любом  другом  ворвавшемся  в  Русскую
землю  неприятеле : он , естественно , в  силу  одного  только  этого
своего  деяния , будет  горд , самоуверен , надменен , будет   поизносить
громкие  и  пустые  фразы . Образ   вторгшегося  врага  определяется
только  его   деянием - его  вторжением . Напротив , защитник  отечества
всегда  будет  скромен , будет  молиться  перед  выступлением  в  поход ,
ибо  ждёт  помощи  свыше  и  уверен  в  своей  правоте . Правда , этическая
 правда  на  его  стороне , и  этим  определён  его  образ " . ***
По  Толстому , бесполезно  противиться  естественному  ходу  событий ,
бесполезно  пытаться  исполнять  роль  вершителя  судеб  человечества . Во
  время  Бородинской  битвы , от  исхода  которой  многое  зависело  для
русских , Кутузов  " не  делал  никаких  распоряжений , а  только
соглашался  или  не  соглашался  на   то , что  предлагали  ему " . В  этой
 кажущейся  пассивности  проявляются  глубокий  ум  полководца , его
мудрость . Сказанное  подтверждают  и  проницательные  суждения  Андрея
Болконского :  " Он  всё  выслушает , всё  запомнит , всё  поставит  на
своё  место , ничему  полезному  не  помешает  и  ничего  вредного  не
позволит .Он  понимает , что  есть что - то  сильнее  и  значительнее  его
воли , - это  неизбежный  ход  событий , и  он  умеет  видеть  их ,  умеет
понимать  их  значение  и , ввиду  этого  значения , умеет  отрекаться  от
участия  в  этих  событиях , от  своей  личной  воли , направленной  на
другое ". Кутузов  знал , что  " решают  участь  сраженья  не  распоряжения
 главнокомандующего , не  место , на  котором  стоят  войска , не
количество  пушек  и  убитых  людей , а  та  неуловимая  сила , называемая
духом  войска , и  он  следил  за  этой  силой  и  руководил  ею ,
насколько  это  было  в  его  власти " . Слитность  с  народом , единение
с  простыми  людьми  делает  Кутузова  для  писателя  идеалом
исторического  деятеля  и  идеалом человека. Он  всегда  скромен  и  прост
. Выигрышная поза , актёрство  ему  чужды . Кутузов  накануне  Бородинского
 сражения  читал  сентиментальный  французский  роман  мадам  Жанлис  "
Рыцари  Лебедя " . Он  не  хотел  казаться  великим  человеком - он  был
им . Поведение  Кутузова  естественно , автор  постоянно  подчёркивает  его
 старческую  слабость . Кутузов  в  романе - выразитель  народной  мудрости
. Сила  его  в  том , что  он  понимает  и   хорошо  знает  то , что
волнует  народ , и  действует  сообразно   этому. Правота  Кутузова  в  его
 споре  с  Бенигсеном  на  совете  в  Филях  как  бы  подкрепляется  тем ,
что на  стороне  " дедушки "  Кутузова  симпатии  крестьянской  девочки
Малаши . С. П.  Бычков  писал :  " Толстой , с  присущей  ему  огромной
проницательностью  художника , правильно  угадал  и  великолепно
запечатлел  некоторые  черты  характера  великого  русского  полководца
Кутузова : его  глубокие  патриотические  чувства , его  любовь  к
русскому  народу  и  ненависть  к  врагу , его  близость  к  солдату .
Вопреки  лживой  легенде , созданной  официозной  историографией  об
Александре  I - спасителе  отечества  и  отводившей  Кутузову
второстепенную  роль  в  войне , Толстой  восстанавливает  историческую
истину  и  показывает  Кутузова  как  вождя  справедливой  народной  войны
. Кутузов  был  связан  с  народом  тесными  духовными  узами , и  в  этом
заключалась  его  сила  как  полководца . " Источник  необычайной  силы
прозрения  в  смысл  совершающихся  явлений , - говорит  Толстой  о
Кутузове , - лежал  в  том  народном  чувстве , которое  он  носил  в  себе
 во  всей    чистоте  и  силе  его . Только  признание  в  нём  этого
чувства  заставило  народ  такими  странными  путями  его , в  немилости
находящегося  старика , выбрать , против  воли  царя , в  представителя
народной   войны " . ***         В  " Войне  и  мире "  создаются  как  бы
два  идейных  центра : Кутузов  и  Наполеон . Мысль  о  развенчании
Наполеона  возникла  у  Толстого   связи  с  окончательным  уяснением
характера  войны  1812  года  как  справедливой  войны   со  стороны
русских . Образ  Наполеона  раскрывается  Толстым  с  позиции  " мысли
народной " . С. П.  Бычков  писал : " В  войне  с  Россией  Наполеон
выступал  в  роли  захватчика , стремившегося  поработить  русский  народ ,
он  был  косвенным  убийцей  многих  людей , эта  мрачная  деятельность  и
не  давала  ему , по  мысли  писателя , права  на  величие . Толстой
развенчивал  легенду  о  Наполеоне  с  позиций  подлинного  гуманизма .Уже
с  первого  появления  Наполеона  в  романе  раскрываются  глубоко
отрицательные  черты  его  характера . Толстой  тщательно , деталь  за
деталью ,  выписывает  портрет  Наполеона , сорокалетнего ,  откормленного
и  барски  изнеженного  человека, надменного  и  самовлюблённого . "
Круглый  живот " , " жирные  ляжки  коротких  ног " , " белая  пухлая  шея
", " потолстевшая  короткая  фигура "  с  широкими ,  " толстыми плечами "
- вот  характерные  черты  внешности  Наполеона . При  описании  утреннего
туалета  Наполеона  накануне  Бородинского  сражения  Толстой  усиливает
разоблачительный  характер  первоначальной  портретной  характеристики
императора  Франции : " Толстая  спина " , " обросшая  жирная  грудь " , "
выхоленное  тело ", " опухшее  и  жёлтое "  лицо , " толстые  плечи " - все
 эти  детали  рисуют  человека , далёкого  от  трудовой  жизни ,
разжиревшего , глубоко  чуждого  основам  народной  жизни . Наполеон  был
эгоистически  самовлюблённым  человеком , самонадеянно  считавшим , что
вся  вселенная  повинуется  его  воле . Люди  для  него  не  представляли
интереса . Писатель  с  тонкой  иронией, иногда  переходящей  в  сарказм ,
разоблачает  претензии  Наполеона  на  мировое  господство , его постоянное
 позирование  для  истории , его  актерство. Наполеон  всё  время  играл ,
в  его  поведении  и  в   его  словах  не  было  ничего  простого  и
естественного . Это  выразительно  показано  Толстым  в  сцене  любования
Наполеона  портретом  сына  на  Бородинском  поле . Наполеон  подошёл  к
портрету , чувствуя , " что  то , что  он  скажет  и  сделает  теперь , -
есть  история " ; " сын  его  в  бильбоке  играл  земным  шаром " - в  этом
 выражалось  величие  Наполеона , но он  хотел  выказать  " самую  простую
отеческую  нежность " . Разумеется , это  было  чистое  актерство. Он  не
выражал  здесь  искренних  чувств  " отеческой  нежности " , а  именно
позировал  для  истории , лицедействовал . Эта  сцена  ярко  раскрывает
самонадеянность  Наполеона , полагавшего , что  с  занятием  Москвы  будет
покорена  Россия  и  осуществятся  его  планы  завоевания  мирового
господства  . Как  игрока  и  актёра  писатель  изображает  Наполеона  и  в
 ряде  последующих  эпизодов . Накануне  Бородина  Наполеон  произносит : "
Шахматы  поставлены , игра  начнётся  завтра " . В  день  битвы  после
первых  пушечных  выстрелов  писатель  замечает : " Игра  началась " .
Далее  Толстой  показывает , что  эта  " игра "  стоила  жизни   десяткам
тысяч  людей . Так  раскрывался  кровавый  характер  войн  Наполеона ,
стремившегося  поработить  весь  мир . Война - не  " игра " , а  жестокая
необходимость , думает  князь  Андрей . И  в  этом  заключался
принципиально  иной  подход  к  войне , выражалась  точка  зрения  мирного
народа , вынужденного  взяться  за  оружие  при  исключительных
обстоятельствах , когда  над  родиной  нависла  угроза  порабощения " . ***
        На  борьбу  с  захватчиками  поднялся  весь  русский  народ . Лев
Николаевич  Толстой  считал , что роль  отдельной  личности  в  истории
незначительна , что  творят  историю  миллионные  массы  простых  людей .
Тушин  и  Тихон  Щербатый - типичные  представители  русского  народа ,
поднявшегося  на  борьбу  с  врагом . Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала
о  Тушине : " Толстой  намеренно  и  много  раз  подчёркивает  невзрачность
 своего  героя : " Небольшой  сутуловатый  человек , офицер  Тушин ,
спотыкнувшись  на  хобот , выбежал  вперёд , не  замечая  генерала  и
выглядывая  из - под  маленькой  ручки " ; " ... закричал  он  тоненьким
голоском ,  которому  он  старался  придать  молодцеватость , не  шедшую  к
 его  фигуре . - Второе , - пропищал  он . - Круши , Медведев ! " ; "
Маленький  человек , с  слабыми , неловкими  движениями ... выбегал  вперёд
 и  из - под  маленькой  ручки  смотрел  на  французов " . Толстой  не
смущался  даже  тем , что  слово   " маленький "  дважды  употреблено  в
одной   фразе . Вслед   за  нею - его  грозный  приказ : " Круши ,  ребята
! " , хотя  выстрелы  заставляют  его  " каждый  раз  вздрагивать " . Потом
 ещё  будет  сказано  про   " слабый , тоненький , нерешительный  голосок "
. Однако  солдаты , " как  и  всегда  в  батарейной  роте , на  две  головы
 выше  своего  офицера  и  вдвое  шире  его " ( " как  всегда " - это
Толстой  видел  на  Кавказе  и  в  Севастополе ) - " все , как  дети  в
затруднительном  положении , смотрели  на  своего  командира , и  то
выражение , которое  было  на  его  лице , неизменно  отражалось  на  их
лицах " . В  итоге  авторского  описания  происходит   преображение : " Сам
 он  представлялся  себе  огромного  роста , мощным  мужчиной , который
обеими  руками  швыряет  французам  ядра " . Глава   заканчивается
неожиданно , но  вполне  в  духе   толстовского  представления  о  людях
подвига : " - До  свидания , голубчик , - сказал  Тушин , - милая  душа !
прощайте , голубчик, - сказал  Тушин  со  слезами , которые  неизвестно
почему  вдруг  выступили  ему  на  глаза " . Андрею  Болконскому  придётся
защищать  Тушина  перед  начальством , и  его  слова  прозвучат  уже
торжественно : " Я  был  там   и  нашёл  две  трети  людей  и  лошадей
перебитыми , два  орудия  исковерканными  и  прикрытия  никакого ...
Успехом  дня  мы  обязаны  более  всего  действию  этой  батареи  и
геройской  стойкости  капитана  Тушина  с  его  ротой " . Так  из
противоречий , из  сочетания  " малого "  и  " великого ", скромного  и
поистине  героического  создаётся  образ  рядового  защитника  Родины .
Нетрудно  видеть , что  и  облик  руководителя  народной  войны - Кутузова
- строится  по  тем  же  художественным  законам ". ***         Толстой
создаёт  яркий  образ  неутомимого  партизана , мужика  Тихона  Щербатого ,
приставшего  к  отряду  Денисова . Тихон  отличался  богатырским  здоровьем
, огромной  физической  силой  и  выносливостью . В  борьбе  с  французами
он   проявляет  ловкость , отвагу  и  бесстрашие . Характерен  рассказ
Тихона  о  том , как  на  него  набросились  четыре  француза  " со
шпажонками " , а  он  на  них  пошёл  с  топором . Это  перекликается  с
образом  француза - Фехтовальщика  и  русского , орудующего  дубинкой .
Тихон  и  есть  художественная  конкретизация  " дубины  народной  войны "
. Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала : " Тихон - образ  вполне  ясный .
Он  как  бы  олицетворяет  собою  ту " дубину  народной  войны " , которая
поднялась  и  со  страшной  силой  гвоздила  французов  до  тех  пор , пока
 не  погибло  всё  нашествие .  Он  сам ,  добровольно ,попросился  в
отряд  Василия  Денисова. В  отряде , постоянно  нападавшем  на  вражеские
обозы , оружия  было  много . Но  Тихону  оно  было  не  нужно - он
действует  иначе , и  его  поединок  с  французами , когда  надо  было
достать  " языка " , вполне  в  духе  общих  рассуждений  Толстого  о
народной  освободительной  войне : " Пойдём , говорю, к  полковнику . Как
загалдит . А  их  тут  четверо . Бросились  на  меня  с  шпажками . Я  на
них  таким  манером  топором : что  вы , мол , Христос  с  вами , -
вскрикнул  Тихон , размахнув  и  грозно  хмурясь , выставляя  грудь " . ***
          Народному  патриотизму  Толстой  противопоставляет  лжепатриотизм
 светской  знати , основная  цель  которой - ловить  " кресты , рубли ,
чины " . Патриотизм  московских  аристократов  заключался  в  том , что
они  вместо  французских  блюд  ели  русские  щи , а  за  французские
слова  назначали  штраф . Облик  Александра  I   в  толстовском
изображении  непригляден . Черты  двуличия  и  лицемерия , которые  были
присущи " высшему  свету " , проявляются  и  в  характере  царя. Особенно
ярко  они  видны  в  сцене  приезда  государя  в  армию  после  победы  над
 врагом . Александр  заключает  Кутузова  в  объятия , бормоча  при этом  :
" Старый  комедиант " . С. П. Бычков  писал : " Нет , не  Александр  I  был
 " спасителем  отечества " , как  это  тщились  изобразить  казённые
патриоты , и  не  среди  приближённых  царя  надо  было  искать  истинных
организаторов  борьбы  с  врагом . Напротив, при  дворе , в ближайшем
окружении  царя , существовала  группа  откровенных  пораженцев  во   главе
 с  великим  князем  и  канцлером  Румянцевым , которая  боялась  Наполеона
 и  стояла  за  заключение  с  ним  мира ". ***         Платон  Каратаев -
вогплощение  " всего  русского, доброго  и  круглого " , патриархальности ,
смирения, непротивления , религиозности - всех  тех  качеств , которые  так
 ценил  Лев  Николаевич  Толстой  у  русского  крестьянства . Лидия
Дмитриевна  Опульская  писала : " Образ  Платона  сложнее  и
противоречивее, он  чрезвычайно  много  значит  для  всей  историко -
философской  концепции  книги . Не  больше , впрочем, чем  Тихон  Щербатый
. Просто  это  -  другая  сторона " мысли  народной " . ***
Патриотизм  и  близость  к  народу  в  наибольшей  степени  присущи  Пьеру
Безухову , князю  Андрею  Болконскому , Наташе  Ростовой . В  народной
войне  1812  года  была  заключена  та   огромная  нравственная  сила ,
которая  очищала  и  перерождала  любимых   героев  Толстого , выжигала  в
их  душе  многие  сословные  предрассудки , себялюбивое  чувство . В
Отечественной  войне  судьба  князя  Андрея  идёт  той  же  дорогой , что
и   судьба   народная . Андрей  Болконский  сближается  с  простыми
солдатами . " В  полку  его  называли " наш  князь "  , им  гордились  и
его  любили " , - писал  Толстой . Он  начинает  видеть  главное
назначение  человека  в  служении  людям , народу . Ещё  до  войны  1812
года  князь  Андрей  понял , что  будущее  народа  зависит  не  от  воли
правителей , а  от  самого  народаю. Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала :
" Уже  поняв  внутренние  пружины  войны , Андрей  Болконский ещё
заблуждался  относительно  мира . Его  тянуло  в  высшие  сферы
государственной  жизни, " туда , где  готовилось  будущее , от  которого
зависели  судьбы  миллионов " . Но  судьбы  миллионов  решают  не  Адам
Чарторыжский , не  Сперанский , не  император  Александр , а  сами  эти
миллионы - такова  одна  из  главных  идей  толстовской  философии  истории
. Встреча  с  Наташей  Ростовой  и  любовь  к  ней  ясно  подсказывают
Болконскому , что  преобразовательные  планы  холодного  и  самоуверенного
Сперанского  не  могут  сделать  его , князя  Андрея , " счастливее  и
лучше "  ( а  это  всего  важнее  в  жизни ! )  и  не  имеют  никакого
отношения   к  жизни  его  богучаровских  мужиков . Так  впервые  народная
точка  зрения  входит  как  критерий  в  сознание  Болконского " . ***
   Простые  русские  солдаты  сыграли  также  решаю щую  роль  в
моральном  обновлении  Пьера  Безухова . Он  прошёл  через  увлечение
масонством , благотворительностью , и  ничто  не  дало  ему  нравственного
удовлетворения . Только  в  тесном  общении  с  простыми  людьми  он  понял
, что  цель  жизни  в  самой  жизни : " Пока  есть  жизнь , есть  и
счастье " . Уже  на  Бородинском  поле , ещё  до  встречи  с  Каратаевым ,
у  Пьера  Безухова  зарождается  идея  опрощения : " Солдатом  быть ,
просто  солдатом ! "  Встречи  с  простыми  солдатами  произвели
сильнейшее  действие  на  его  душу , потрясли  его  сознание , возбудили
желание  переменить , перестроить  всю  свою  жизнь . Лидия  Дмитриевна
Опульская  писала : " Душевное  спокойствие , уверенность  в  смвсле  жизни
 Пьер  обратает , пережив  героическое  время  12 - го  года  и  страдания
плена  рядом  с  простыми  людьми , с  Платоном  Каратаевым . Он
испытывает  " ощущение    своей  ничтожности  и  лживости  в  сравнении  с
правдой , простотой  и  силой  того  разряда  людей ,  которые
отпечатлелись  у  него  в  душе  под  названием  они " . " Солдатом  быть ,
просто солдатом " , - с   восторгом  думает  Пьер . Характкрно , что  и
солддаты , хоть  не  сразу , но  охотно  приняли  Пьера  в  свою  среду  и
прозвали  " наш  барин " , как  Андрея  " наш  князь " . Пьер  не  может
стать  " просто  солдатом " , капелькой , сливающейся  со  всей
поверхностью  шара . Сознание  своей  личной  ответственности  за  жизнь
всего  шара  неистребимо  в  нём . Он  горячо  думает  о  том ,что  люди
должны  опомниться , понять  всю  преступность , всю  невозможность  войны
" . ***         Положительные  черты  Наташи  Ростовой  с  особенной
яркостью  раскрываются  в  тот  момент , когда  она , перед  вступлением
французов  в  Москву , одушевлённая  патриотическим  чувством , заставляет
сбросить  с  подвод  семейное  добро  и  взять  раненых  и  когда  она  же
-  в  другую , счастливую  и  радостную  минуту - русской  пляской  и
восхищением  народной   музыкой  проявляет  всю  силу  заключённого  в  ней
  национального  духа . От  Наташи  исходит  энергия  обновления ,
освобождения  от  фальшивого , ложного, привычного , выводящая  " на
вольный  божий  свет " . И  здесь  её  роль  равносильна  тому , что  даёт
ищущим  героям  Толстого  общение  с  народом . Лидия  Дмитриевна
Опульская  писала : " В  образе  Наташи  воплощается  одна  из  главных
идей  романа: красоты  и  счастья  нет  там , где  нет  добра , простоты  и
 правды " . ***         В  романе  " Война  и  мир "  облик  каждого  героя
 неразделим  с  его  языковой  характеристикой . Язык  дворянской  знати -
офранцуженный , выражения  и  обороты  его , несмотря  на  изысканность ,
стали  привычными  штампами , употребляемыми  в   светской  беседе  для
любого  случая . Лев  Николаевич  Толстой - знаток  и  ценитель  великого
русского  языка. По  речи  героев  произведения  мы  можем  судить  об
отношении  к   ним   автора . Толстой  не  вкладывает  в  уста  своих
любимых  героев  офранцуженный  русский  язык .         " Мысль  народная "
- главная  идея  романа  " Война  и  мир " . Толстой  знал , что  жизнь ,
простая   жизнь  людей , с  её  " частными "  судьбами , интересами  и
радостями , идёт  своим  чередом , независимо  от  встреч  Наполеона  с
Александром , дипломатической  игры  или  государственных  планов
Сперанского . Лишь  те  исторические  события , которые  приводят  в
движение  народные  массы , касаются  судеб  национальных , способны
изменить -  пусть  драматически , но  всегда  благотворно - отдельного
человека . Так  очищаются  и  возвышаются  в  бедствиях  Отечественной
войны  его  любимые  герои : Андрей  Болконский , Пьер  Безухов , Наташа
Ростова . Каждый  участник  исторических  событий  для  Толстого  не  менее
 важен , чем  Наполеон . Направление  воли  миллионов  людей , которые , с
точки  зрения  Наполеона  и  тогдашней  исторической  науки , были
бесконечно  малыми  единицами , определяет  историческое  развитие .