Лирические отступления в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин


Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


    «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в
котором «отразился  век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.
    В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования
к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В
лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или
иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так,
мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее,
знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом
другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях
романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого
поэта.
    С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе
романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое
отношение к немую

    «Условий света свергнув бремя,
    Как он, отстав от суеты,
    С ним подружился я в то время.
    Мне нравились его черты.»

    Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его
с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать
к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты,
которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным
человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он
всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не
отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг
на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных
эмоций:

    «Я был рожден для жизни мирной,
    Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

    «Цветы, любовь, деревня, праздность,
    Поля! Я предан вам душою
    Всегда я рад заметить разность
    Между Онегиным и мной.»

    Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным
началом, находится в полной с ним гармонии.
    Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно
близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит
душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

    «Она, как с давними друзьями,
    С своими рощами, лугами
    Еще беседовать спешит.»

    И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни
полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то,
что та  «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила
преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».
    Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и
такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:
    «Весна моих промчалась дней
    (Что шутя твердил доселе)?
    И ей ужель возраста нет?
    Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

    «Я с вами знал
    Все, что завидно для поэта:
    Забвенье жизни в бурях света,
    Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

    Промчалось много, много дней
    С тех пор, как юная Татьяна
    И с ней Онегин в смутном сне
    Явилися впервые мне-
    И даль свободного романа
    Я сквозь магический кристалл
    Еще не ясно различал».

    В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте,
его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти
отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.