Литература в годы Великой Отечественной войны

    Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее  на  долю
русского народа. Литература того времени не могла оставаться  в  стороне  от
этого  события.
    Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие
слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы,  весь  свой  опыт  и
талант,  всю  свою  кровь,  если  это  понадобится,  отдать  делу  священной
народной войны против врагов нашей Родины». Эти  слова  были  оправданны.  С
самого  начала  войны  писатели  почувствовали   себя   «мобилизованными   и
призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот  из
них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов,  М.  Джалиль;  совсем
молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.
    Фронтовые писатели в полной мере разделяли  со  своим  народом  и  боль
отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик,  погибший
незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы  прожили  как  люди,  и  для
людей».
    Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом:  .мерзли  в  окопах,
ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
                 О, книга! Друг заветный!
                 Ты в вещмешке бойца
                 Прошла весь путь победный
                 До самого конца.
                 Твоя большая правда
                 Вела нас за собой.
                 Читатель твой и автор
                 Ходили вместе в бой.
    Русская литература периода ВОВ стала  литературой  одной  темы  –  темы
войны,  темы  Родины.  Писатели  чувствовали  себя  "окопными  поэтами"  (А.
Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению  А.  Толстова,  была
"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы  –  на  разгром  врага!"
непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели  всеми
родами литературного оружия: лирикой и сатирой,  эпосом  и  драмой.  Тем  не
менее первое слово сказали лирики и публицисты.
    Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по
радио наряду с информацией о  важнейших  военных  и  политических  событиях,
звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в  тылу.  Многие
стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи  "Жди
меня"  Константина  Симонова,  "Землянка"   Александра   Суркова,   "Огонек"
Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический  диалог
писателей и читателей свидетельствовали  о  том,  что  в  годы  войны  между
поэтами и народом установился невиданный в истории  нашей  поэзии  сердечный
контакт.  Душевная  близость  с  народом  является  самой  примечательной  и
исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.
    Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое  братство
и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе  народа
–  вот  основные  мотивы  военной  поэзии.  В  стихах   Тихонова,   Суркова,
Исаковского,  Твардовского  слышится  тревога  за  отечество  и  беспощадная
ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
    В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых  занятий
и родных мест  миллионы  советских  людей  как  бы  по-новому  взглянули  на
привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на  свой  народ.
Это нашло отражение и  в  поэзии:  появись  проникновенные  стихи  о  Москве
Суркова и Гусева, о  Ленинграде  Тихонова,  Ольги  Берггольц,  о  Смоленщине
Исаковского.
    Видоизменился  в  лирике  военных  лет  и  характер   так   называемого
лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в  лирике
предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война  со  всеми  её
батальными и  бытовыми  подробностями  в  поэзию.  "Приземление"  лирики  не
помешало поэтам передавать грандиозность событий и  красоту  подвига  нашего
народа.  Герои  часто  терпят  тяжелые,  подчас  нечеловеческие  лишения   и
страдания:
                  Впору поднять десяти поколеньям
                  Тяжесть, которую подняли мы.
                                            (писал  в   своих   стихах   А.
                                       Сурков)
    Любовь к отечеству и  ненависть  к  врагу  –  это  тот  неиссякаемый  и
единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение  наша
лирика. Наиболее известными поэтами  того  времени  были:  Николай  Тихонов,
Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц,  Михаил  Исаковский,
Константин Симонов.
    В поэзии военных  лет  можно  выделить  три  основные  жанровые  группы
стихов: лирическую (ода, элегия,  песня),  сатирическую  и  лирико-эпическую
(баллады, поэмы).

                 ПРОЗА.
    В  годы  Великой  Отечественной  войны  получили  развитие  не   только
стихотворные  жанры,  но  и  проза.  Она  представлена  публицистическими  и
очерковыми  жанрами,  военным  рассказом  и  героической  повестью.   Весьма
разнообразны  публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны,  воззвания,
письма, листовки.
    Статьи  писали:  Леонов,  Алексей  Толстой,  Михаил  Шолохов,  Всеволод
Вишневский,  Николай  Тихонов.  Они  воспитывали  своими  статьями   высокие
гражданские чувства, учили  непримиримо  относиться  к  фашизму,  раскрывали
подлинное   лицо   "устроителей   нового   порядка".   Советские    писатели
противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую  правду.
В сотнях статей приводились неопровержимые факты  о  зверствах  захватчиков,
цитировались  письма,  дневники,  свидетельские   показания   военнопленных,
назывались имена, даты,  цифры,  делались  ссылки  на  секретные  документы,
приказы и распоряжения властей. В своих  статьях  они  рассказывали  суровую
правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о  победе,  призывали  к
стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" –  так  начинается  статья
Алексея Толстова "Москве угрожает враг".
    По настроению, по тону военная  публицистика  была  либо  сатирической,
либо   лирической.   В   сатирических   статьях   беспощадному   высмеиванию
подвергались фашисты.  Излюбленным  жанром  сатирической  публицистики  стал
памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма  разнообразны  по
жанру: статьи  - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково,  к
примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу".
    Публицистика оказала огромное влияние на все жанры  литературы  военных
лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир  впервые  узнал  о  бессмертных
именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова,  о  подвиге
молодогвардейцев, которые предшествовали  роману  "Молодая  гвардия".  Очень
распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге  большой  группы  людей.
Так, появляются очерки о ночной  авиации  "У-2"  (Симонова),  о  героическом
комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки,  посвященные  героическому
тылу  представляют  собой  портретные  зарисовки.  Причем  с  самого  начала
писатели обращают внимание не столько на судьбы  отдельных  героев,  сколько
на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях  тыла  писали  Мариетта
Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.
    Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной  создания  ряда
событийных  очерков,  которые  представляют  собой  художественную  летопись
боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941  года"
Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.
В годы Великой Отечественной  войны  создавались  и  такие  произведения,  в
которых  главное  внимание  обращалось  на   судьбу   человека   на   войне.
Человеческое счастье и война – так  можно  сформулировать  основной  принцип
таких  произведений,  как  "Просто  любовь"  В.  Василевской,  "Это  было  в
Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.
В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В  окопах  Сталинграда».
Это  было  первое  произведение  неизвестного   тогда   писателя-фронтовика,
дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни  и
ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных  боях,  которые
вела наша армия.  В  произведении  мы  видим  стремление  автора  не  только
воплотить личные  воспоминания  о  войне,  но  и  попытаться  психологически
мотивировать поступки человека, исследовать  нравственно-философские  истоки
подвига солдата. Читатель увидел в  повести  великое  испытание,  о  котором
написано  честно  и  достоверно,  столкнулся  со  всей  бесчеловечностью   и
жестокостью  войны.  Это  была  одна  из  первых  попыток   психологического
осмысления подвига народа.
  Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но  именно  в  это  время
люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая  бумажка,  как
проявитель  какой-то  особенный».  Вот,  например,  Валега  —  малограмотный
человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина,  он,  ей-богу
ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет  драться  до  последнего
патрона. А кончатся  патроны  —  кулаками,  зубами...».  Командир  батальона
Ширяев и Керженцев делают все возможное,  чтобы  сберечь  как  можно  больше
человеческих жизней,  чтобы  выполнить  свой  долг.  Им  противопоставлен  в
романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы  не  попасть  на
передовую; автор также осуждает и  Абросимова,  который  считает,  что  если
поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на  любые  потери,  бросая
людей под губительный огонь пулеметов.
  Читая повесть, чувствуешь веру автора в  русского  солдата,  у  которого,
несмотря  на  все  страдания,  беды,  неудачи,  нет   никаких   сомнений   в
справедливости освободительной войны. Герои повести В.  П.  Некрасова  живут
верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.
  В этом же суровом сорок втором происходят события повести В.  Кондратьева
«Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так  же,
как и его герой. И повесть его посвящена подвигам  простых  русских  солдат.
В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал  о
том жестоком и  тяжелом  времени  честно  и  талантливо.  Герой  повести  В.
Кондратьева Сашка очень молод, но  он  уже  два  месяца  на  передовой,  где
«просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача»  и  «...с  хлебцем  плохо,
навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих — и будь здоров».
Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу  шагов,  простреливается
насквозь.  И  Сашка  ночью  поползет  туда,  чтобы  добыть  своему   ротному
командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы  такие,  что
их за лето не просушить, хотя у  самого  Сашки  обувь  еще  хуже.  В  образе
главного героя воплощены  лучшие  человеческие  качества  русского  солдата,
Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом  свидетельствует  эпизод  захвата
им «языка». Один из главных моментов повести  —  отказ  Сашки  расстреливать
пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил  приказ,  не  стал
стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».
  В главном герое  воплотились  самые  лучшие  черты  народного  характера:
мужества,  патриотизм,  стремление  к  подвигу,  трудолюбие,   выносливость,
гуманизм и глубокая вера в победу. Но  самое  ценное  в  нем  —  способность
размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не  научились
еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на  ходу,  в
боях идет по самой Сашкиной жизни. 'Понимал и ворчал, как и  другие,  но  не
обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых.  геройств  не
совершал».
  «История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время
в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской»,  —  писал  о
герое Кондратьева К. М. Симонов.
  Тема подвига человека  на  войне  получила  свое  развитие  в  литературе
послевоенного времени.



  Использованная литература:

  История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С.  Выходцева.
     Издательство "Высшая школа", Москва – 1970


  Ради жизни на земле. П. Топер.  Литература  и  война.  Традиции.  Решения.
     Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985

   > Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000