Аудит расчетов с работниками по заработной плате


                                 МОСКОВСКИЙ


                        ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ



                               КУРСОВАЯ РАБОТА



      КУРС: АУДИТ

      ТЕМА: АУДИТ РАСЧЕТОВ С РАБОТНИКАМИ
                 ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ



      ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: КРУЖКОВСКАЯ Л. Г.

      ВЫПОЛНИЛА: МОИСЕЕВА Т. А.
                            ГР. УБ-99



                               г. Электросталь



                                    План


   1. Цели и задачи аудита.  Аудит  расчетов  с  работниками  по  заработной
      плате.
   2. Цели проверки и источники информации.
   3. Основные комплексы задач и вопросы для составления программы проверки.
   4. Методика проверки основных комплексов работ.
   5. Типичные ошибки.
      Заключение.
      Литература.



                            Цели и задачи аудита.
             Аудит расчетов  с работниками по заработной плате.


      В   условиях   рынка   предприятия,   кредитные   учреждения,   другие
хозяйствующие объекты  вступают  в  договорные  отношения  по  использованию
имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и  инвестиций.
Доверительность этих отношений должна подкрепляться  возможностью  для  всех
участников   сделок   получать   и   использовать   финансовую   информацию.
Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
      Собственники, и прежде всего коллективные  собственники  -  акционеры,
пайщики, а также кредиторы, лишены возможности  самостоятельно  убедиться  в
том, что все многочисленные операции предприятия,  зачастую  очень  сложные,
законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не  имеют  доступа
к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в  услугах
аудиторов.
       Независимое  подтверждение  информации  о  результатах   деятельности
предприятий и соблюдения ими  законодательства  необходимо  государству  для
принятия решений в области экономики и налогообложения.
       Аудиторские  проверки  необходимы  государственным  органом,   судам,
прокурорам и следователям для подтверждения  достоверности  интересующей  их
финансовой отчетности.
       Потребность  в  услугах  аудитора  возникла  в  связи  со  следующими
обстоятельствами:
      1) возможность необъективной информации  со  стороны  администрации  в
случаях   конфликта   между   ею   и    пользователями    этой    информации
(собственниками, инвесторами, кредиторами);
      2) зависимость последствий принятых решений (а они могут  быть  весьма
значительны) от качества информации;
      3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
      4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки  ее
качества.
      Все эти предпосылки привели к возникновению  общественной  потребности
в  услугах  независимых  экспертов,  имеющих   соответствующие   подготовку,
квалификацию, опыт  и  разрешение  на  право  оказания  такого  рода  услуг.
Аудиторские услуги - это услуги посредников,  устанавливающих  достоверность
финансовой информации.
       Наличие  достоверной  информации  позволяет  повысить   эффективность
функционирования   рынка   капитала   и   дает   возможность   оценивать   и
прогнозировать последствия различных экономических решений.
      Аудиторская   деятельность   (аудит)   -    это    предпринимательская
деятельность  аудиторов  (аудиторских  фирм)  по  осуществлению  независимых
вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой)  отчетности,  платежно-
расчетной   документации,   налоговых   деклараций   и   других   финансовых
обязательств и требований экономических субъектов,  а  также  оказанию  иных
аудиторских услуг:
      -постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
       -составление  деклараций  о  доходах  и  бухгалтерской   (финансовой)
отчетности;
      -анализ финансово-хозяйственной деятельности;
      -оценка активов и пассивов экономического субъекта;
      -консультирование в вопросах финансового,  налогового,  банковского  и
иного хозяйственного законодательства;
      -обучение;
      -и др.
      Аудит - независимая экспертиза финансовой  отчетности  предприятия  на
основе   проверки   соблюдения   порядка   ведения   бухгалтерского   учета,
соответствия хозяйственных и финансовых операций  законодательству  Украины,
полноты  и  точности  отражения   в   финансовой   отчетности   деятельности
предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.
       Цель  аудита  -  решение  конкретной  задачи,  которая   определяется
законодательством,   системой   нормативного    регулирования    аудиторской
деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.
      Основной  целью  аудитора  при  проверке  расчетов  с  работниками  по
заработной  плате  является  определение  сильных  сторон  контроля,   чтобы
убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
      Основная задача аудита расчетов с работниками по  заработной  плате  -
проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении  оплаты  труда,
удержаниях из нее и правильности  ведения  бухгалтерского  учета  по  оплате
труда.

                    Цели проверки и источники информации.

      Проверка носит комплексный характер  и  включает  контроль  соблюдения
нормативно-правовых   актов,    касающихся    трудового    законодательства,
правильности начисления различных  видов  оплат  и  удержаний,  правильности
ведения бухгалтерского учета расчетов как  по  физическим  лицам,  так  и  в
целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с  фонда  оплаты
труда (ФОТ) и выплат социального характера.
      Источниками информации являются документы по зачислению. Увольнению  и
переводу   работников    предприятия,    первичные    документы,    регистры
бухгалтерского  учета  и  отчетность.  В   качестве   первичных   документов
преимущественно используются унифицированные формы  первичной  документации,
разработанные НИПИстатинформом Госкомстата России. Ведение первичного  учета
по унифицированным формам распространяется  на  юридических  лиц  всех  форм
собственности, осуществляющих деятельность в отраслях  народного  хозяйства.
Так,  по  учету  личного  состава  используются  следующие   формы:   приказ
(распоряжение) о приеме на работу                      (ф.  №  Т-1),  личная
карточка (ф. № Т-2), учетная карточка научного работника (ф. № Т-4),  приказ
(распоряжение)  о  переводе  на   другую   работу   (ф.   №   Т-5),   приказ
(распоряжение)   о   предоставлении   отпуска       (ф.   №   Т-6),   приказ
(распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8).
      По учету использования рабочего времени и  расчетов  с  персоналом  по
оплате труда применяются: табель  учета  использования  рабочего  времени  и
расчета заработной платы (ф. № Т-12), расчетно-платежная ведомость (ф. №  Т-
49), расчетная ведомость (ф. № Т-53), лицевой счет   (ф. № Т-54).
      Кроме того, применяются  первичные  документы  по  учету  выработки  и
сдельной заработной  платы:  наряды,  рапорты,  маршрутные  листы  и  другие
документы.
      К регистрам, которые подлежат проверке,  относятся  сводные  ведомости
распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры  по
сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами»  в  части  расчетов  по
исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера №  8
и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная  книга,  баланс  (ф.  №
1).



                          Основные комплексы задач

                и вопросы для составления программы проверки.

      К числу  основных  комплексов  задач,  которые  необходимо  проверить,
относятся следующие:
    1. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние  внутреннего
       контроля по трудовым отношениям:
     - применяются ли типовые формы документов по учету личного состава;
     - личные карточки на работающих (ф. № Т-2);
     - приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6);
     - приказ о переводе на другую работу (ф. № Т-5);
     - приказ (распоряжение) о прекращении трудового  договора  (контракта)
       (ф. № Т-8);
     - ведутся ли на работающих трудовые книжки;
     - проверяется ли отделом кадров  соответствие  применяемых  окладов  и
       разрядов рабочих, установленных в штатном расписании;
     - ведутся ли в цехах (отделах) табели рабочего времени.
    2. Учет и контроль выработки  и  начисления  заработной  платы  рабочим-
       сдельщикам:
     - применяются ли на предприятии утвержденные  отделом  труда  нормы  и
       расценки по видам работ;
     - используются ли типовые формы первичных документов;
     - организовано ли гашение (проставление отметки об  оплате)  первичных
       документов;
     - применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда;
     - применяются ли наряды на бригаду.
    3. Учет и начисление повременных и прочих видов оплат:
     - ведутся ли расчеты по начислению повременных  видов  оплат  согласно
       табелю рабочего времени;
     -  проверяет  ли  отдел  труда  или  внутренний  аудитор  правильность
       расчетов по начислениям различных видов оплат;
     - применяется ли ПК для выполнения расчетов по  начислению  заработной
       платы.
    4. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц:
     - проставлены ли в расчетных ведомостях (лицевых  счетах)  данные  для
       правильного исчисления удержаний;
     - налог на доходы с физических лиц;
     - удержаний по исполнительным листам;
     - прочих удержаний;
     - применяются ли ПК для прочих удержаний;
     - проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых служб
       расчеты по налогу на доходы с физических лиц.
    5. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний):
     - какие ведутся документы по аналитическому учету;
     - расчетно-платежные ведомости;
     - расчетно-платежные ведомости и лицевые счета на работающих;
     - применяются ли ПК для ведения аналитического учета;
     - организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету
       с работающими.
   6,7. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы  с
       фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ:
     - имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости;
     - сопоставляются ли начисления на оплату труда с  данными  отчетов  по
       социальному  страхованию,  медицинскому   страхованию,   пенсионному
       фонду, фонду занятости;
     - проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных,  квартальных
       и годовых накоплениях сумм начислений по оплате труда;
     - применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда;
     - имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате
       труда.
   8.    Расчеты по депонированной заработной плате:
     -    ведутся ли на предприятии карточки по  депонированной  заработной
       плате;
     -    производится ли отнесение депонированных сумм на счета «Прибыли и
       убытки» по истечении срока исковой давности;
     -    применяются ли  ПК  для  расчетов  по  депонированной  заработной
       плате.
      Прежде всего целесообразно проконтролировать,  как  осуществляется  на
предприятии соблюдение трудового  законодательства.  В  этой  связи  аудитор
может  проверить,  как  ведется  оформление   сотрудников   при   приеме   и
увольнении, учет рабочего времени  сотрудников,  построение  системы  оплаты
труда и др.
      Правильность оформления работников  (прием  на  работу  и  увольнение)
проверяется по приказам, контрактам, трудовым  соглашениям.  Из  применяемых
систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная  системы,
что  должно  быть   отмечено   в   соответствующих   документах   работников
предприятия. При повышенной оплате труда необходимо  проверить  правильность
применения  тарифных  ставок  или  условий  контракта,  а  при  сдельной   –
правильность применения норм и расценок.
      Учет рабочего  времени,  соблюдение  установленного  режима  работы  и
начисления заработной платы  работающих,  состоящих  на  повременной  оплате
труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и  расчета
заработной платы (ф.  №  Т-12).  По  этому  документу  можно  проверить  все
необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время  нахождения  в
командировке, дни болезни и др.).
      Для проверки применяется  метод  сбора  аудиторских  доказательств  по
сопоставлению соответствующих документов  (личных  карточек,  табелей  учета
рабочего времени) с приказами и распоряжениями.
      Аудитор  проверяет,  как  оформлены   первичные   документы   (наряды,
маршрутные листы и др.), правильность применения норм  и  расценок,  наличие
подписей должностных лиц, заполнение  соответствующих  реквизитов,  обращает
внимание  на  имеющиеся  исправления.  Особое  внимание  уделяется  расчетам
сдельного заработка, расчетам за дни пребывания в отпуске,  расчетам  премий
и других видов оплат, правильности переноса итоговых сумм  по  работающим  в
расчетно-платежные  ведомости.  Целесообразно  проверить,  нет  ли   случаев
повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам,  разовым
документам  и  др.).  Если  расчеты  по  учету  сдельной  заработной   платы
выполняются  с  применением  ПК,  то   целесообразно   проверить   алгоритмы
расчетов, нормативно-справочные данные.
      При проверке применяются такие методы сбора аудиторских доказательств,
как   проверка   документов,   подготовленных   на   предприятии,   контроль
арифметических расчетов (определение сумм сдельной заработной платы).
      При несовпадении полученных аудитором данных с бухгалтерскими записями
необходимо  установить  причину  расхождения,  и,   если   выясниться,   что
бухгалтер-расчетчик    неправильно    произвел    расчеты,    то    делаются
соответствующие замечания  в  отчете  аудитора.  Бухгалтер-расчетчик  должен
произвести исправления и отразить их в соответствующих документах.
      При  расчете  начислений,  которые  рассчитываются  с   использованием
среднего  заработка,  прежде  всего  необходимо  установить,  правильно   ли
определен средний заработок,  а  затем  проверить  правильность  выполненных
начислений по соответствующим видам оплат.
      Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам  оплат
и доплат: оплата отпусков, работы в праздничные дни,  доплата  за  работу  в
ночное  время  и  др.  Методика  проверки  сводится  к  проверке  алгоритмов
расчетов и исходных  данных.  По  обнаруженным  ошибкам  бухгалтер-расчетчик
вносит необходимые исправления,  пересчитывает  начисления  и  удержания  по
работающим.
      К основным видам удержаний относятся: налог  на  доходы  с  физических
лиц, удержания по исполнительным  листам,  прочие  удержания  (за  брак,  за
товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить  справочные
данные (льготы по налогу на доходы с физических  лиц,  размер  удержаний  по
исполнительным  листам  и  др.),  затем  установить  соответствие  алгоритма
законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.
      При проверке правильности исчисления налога на доходы с физических лиц
 аудитор руководствуется НК РФ гл. ___. Необходимо уточнить величину  льгот,
статус  работника  (штатный  или  совместитель),  величину  налогооблагаемой
базы, проверить правильность расчета налога на доходы с физических лиц.
      Проверка других видов удержаний не представляет  сложности.  Так,  при
проверке удержаний за товары, приобретенные в кредит,  устанавливают  период
рассрочки, суммы удержаний и сроки платежей. При  проверке  погашения  ссуд,
выданных  работникам,  устанавливают  сроки  и   нвнесенные   суммы,   сумму
удержанного налога на доходы с физических лиц за пользование ссудой.
      Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате  труда  ведется  по
физическим лицам, как состоящим, так и  не  состоящим  в  списочном  составе
предприятия, по всем видам заработной  платы,  премиям,  пособиям  и  другим
выплатам и удержаниям  (налогам, платежам и др.).
      Для этой  цели  необходимые  данные  накапливаются  в  лицевых  счетах
(накопительных   документах),   расчетно-платежной   документации,   а   при
использовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов.
      Аудитор должен проверить, ведется ли такой учет, и  обратить  внимание
на  сохранность  этой  информации  и  формирование  на  каждого  работающего
совокупного годового дохода. Помимо прямых  начислений  в  совокупный  доход
должны   быть   включены:   стоимость   натуральной    оплаты    работником,
вознаграждения по результатам работы  за  год,  стоимость  проезда  к  месту
отдыха работников предприятий,  расположенных  в  районах  Крайнего  Севера,
приравненных к ним местностях  и  в  отдаленных  районах  Дальнего  Востока,
стоимость бесплатно предоставляемого  питания  и  продуктов,  единовременные
вознаграждения за выслугу лет и др.
      Сводные расчеты по заработной плате выполняют проверку данных  по  сч.
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним  счетов.
При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета  проверяют
по данным журнала-ордера  №  10,  а  дебетовые  данные  по  сч.  70  (выдача
заработной платы,  удержания  и  др.)  –  по  данным  журналов-ордеров  №  1
«Касса», № 2 «Расчетный счет», № 8 – по счетам учета  расчетов  с  бюджетом,
депонентами и др.
      При автоматизированной форме  учета  контролю  подвергаются  записи  в
ведомостях дебетовых и  кредитовых  оборотов.  Кроме  того,  сводные  данные
проверяют по Главной книге (сч. 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны  быть
тождественны показателям баланса ф. № 1 по ст.  «Расчеты  с  кредиторами  по
оплате труда» и «Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению»  раздела
VI пассива и по ст. «Расчеты с прочими  дебиторами»  раздела  II  актива  (в
части долгов за работающими и органами страхования).
      Для  контроля  расчетов  по  оплате   труда   используются   следующие
документы: первичные  документы  по  учету  выработки  и  заработной  платы,
расчетные   (расчетно-платежные)ведомости,   лицевые    счета    работающих,
платежные ведомости и др.
      Прежде всего необходимо  проверить  соответствие  итогов  в  отдельных
ведомостях  (цехов,  отделов)  с  общими  итогами  по   предприятию.   Далее
проверяется правильность  производимых  операций  по  отнесению  начисленной
заработной платы на соответствующие счета.
      Так,  выплаты  из  фонда  оплаты  труда,  включенные  в  себестоимость
продукции,  относятся  на  дебет  сч.  20,  23,  25,  26   (производственные
затраты).
      Помимо  контроля  расчетов  по  оплате  труда   необходимо   проверить
правильность расчетов по начислению Е.С.Н.  и  платежей  в  бюджет.  С  этой
целью уточняют базу  налогообложения  для  определения  Е.С.Н.  и  платежей,
перечисляемых в бюджет.
      Аудитор проверяет, как  организован  аналитический  учет  по  сч.  76,
субсчет «Депонированная  заработная  плата».  Он  устанавливает,  велись  ли
карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм,  как  производилась
выдача сумм депонированной заработной платы, куда относилась  депонированная
заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.
                              Типичные ошибки.

      Для аудитора очень важно знание  наиболее  распространенных  ошибок  и
нарушений, встречающихся при  аудите  расчетов  по  оплате  труда.  Наиболее
характерные ошибки:
    - не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда;
    - не ведутся табели учета рабочего времени (Т-2);
    -  включение  в  себестоимость  продукции  (работ,  услуг)   для   целей
      налогообложения оплаты труда за проведение строительных работ;
    - не включались в совокупный доход работающих суммы  премий  и  выданных
      подарков;
    - неверно производилось начисление налога на доходы с физических лиц;
    - неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат.
      Наряду с проверкой аналитических и синтетических  данных  расчетов  по
оплате важное значение приобретает работа  по  улучшению  организации  этого
участка учета.  Для  этой  цели  аудиторская  фирма  может  порекомендовать:
автоматизировать  расчеты  по  оплате  труда,  использовать  унифицированные
формы  документов,  уточнить  правильность  выполнения  расчетов,  применять
наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по  работающим  и
др.
      После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор  оценивает
полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы  аудита.
По окончании аудиторской проверки  можно  констатировать,  что  мероприятия,
предусмотренные  общим  планом  и  программой  аудита,  выполнены  в  полном
объеме. Проверка проводилась сплошным  методом  с  использованием  следующих
документов: Главная книга,  расчетные  ведомости  по  начислению  заработной
платы, своды по заработной плате,  договора  на  оказанные  услуги,  учетные
регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам 50, 51, 69, 70, 71,  76
и т.д.), «Баланс» (ф. № 1) и др.
      Необходимо  описать  результаты  проверки,   выявить   все   возможные
недостатки и нарушения по расчетам с работниками по заработной плате.  После
проверки организации, составление аудиторского отчета по  объекту  проверки,
отчета аудитора генеральному директору предприятия, аудитор обязан  написать
аудиторское  заключение,  где   показывает,   что   проверка   проходила   в
соответствии с Положением о бухгалтерском учете и  отчетности  в  РФ.  Аудит
планировался  и  проводился  таким  образом,  чтобы   получить   достаточную
уверенность в том, что бухгалтерская отчетность  в  части  оплаты  труда  не
содержит  существенных  искажений.  Аудит  включал  в   себя   проверку   на
выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся  в
бухгалтерской отчетности по  оплате  труда.  Мы  полагаем,  что  проведенный
аудит  дает  достаточно  оснований  для  того,  чтобы  выразить   мнение   о
достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда.



                                 Литература

     1. «Бухгалтерский учет и аудит» Ж; 2000г.
     2. Налоговый кодекс РФ (часть первая, часть вторая).
     3. План счетов бухгалтерского учета и инструкция его применения.
     4. «Аудит». Под редакцией доктора экономических наук, профессора В. И.
        Подольского; - Юнити Москва 2002г.