Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и функции человека


омский медицинский колледж минздрава рф



самостоятельная работа
На тему: «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и функции
человека»



Выполнила:
студентка группы Ф11(2)
Ельмеева Т. А.

Проверил преподаватель:
Путинцев Б. А.



Омск - 2004
Анатомия
      Анатомия человека – наука. Изучающая форму  и  строение  человеческого
организма  в  связи  с  его  функциями,   развитием   и   влиянием   условий
существования.
      Свое название она получила от метода исследования  –  рассечение,  или
препарирования  (греч.   anatemno   –   рассекаю),   который   был   сначала
единственным, а затем главным  в  изучении  строения  тела.  На  современном
этапе развития науки различают анатомию:
         .  систематическую,  изучающую  организм  по  системам   (костная,
           мышечная, сердечнососудистая и т.п.);
         . топографическую, рассматривающую на основе уже известных  фактов
           систематической   анатомии   пространственные    взаимоотношения
           структур в отдельных областях тела;
         . пластическую, которая объясняет внешние формы и пропорции тела;
         . возрастную, исследующую изменения в строении тела и его частей в
           процессе индивидуального развития организма;
         .  сравнительную,  изучающую  структурные  преобразования  сходных
           органов у разных животных;
         .  функциональную,  рассматривающую  структуры  отдельных   частей
           организма под углом зрения выполняемых ими функций.
      В настоящее время в связи с  развитием  и  успехами  экспериментальной
физиологии и патологии появилось экспериментальное направление и в  анатомии
–  экспериментальная  морфология,  изучающая  структурные  основы  адаптации
(adaptatia  -  приспособление)  человеческого   организма   к   изменяющимся
условиям внешней среды (температурные колебания,  гипокинезия,  гиподинамия,
вибрация, невесомость и т.д.).
      В зависимости от метода исследования и  уровня  познания  составляющих
структур морфология подразделяется  на  анатомия,  гистологию,  цитологию  и
эмбриологию.
      Анатомия,  как   и   другие   морфологические   науки,   относится   к
фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой  материи  на
различных  уровнях  ее  организации.  Она  вооружает  учащихся  знаниями   о
строении человека – объекта их будущей практической деятельности.  Раскрывая
своеобразие  структур  человеческого  тела,  анатомия  разъясняет   значение
специфической   приспособляемости    к    общественному    труду,    которая
характеризует   человека   и,   следовательно,   способствует   формированию
материалистического мировоззрения.
      Вместе с тем анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-
биологических  и  клинических   дисциплин:   нормальной   и   патологической
физиологии,   патологической   анатомии,   хирургии,   лечебной   физической
культуры, спортивной медицины и т.д. Знание нормального строения  и  функций
органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений,  происходящих
в организме больного человека, что  в  свою  очередь  является  основой  для
успешной борьбы за здоровье человека.
Физиология
Физиология относится к биологическим дисциплинам. Она изучает функции
живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных
клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций. Физиология
рассматривает функции организма во взаимной связи и с учетом воздействия на
них факторов внешней среды. Задача физиологии состоит в том, чтобы понять
работу машины человеческого организма, определить значение каждой его
части, понять, как эти части связаны, как они взаимодействуют и каким
образом из их взаимодействия получается валовой результат – общая работа
организма.
Физиология тесно связана с дисциплинами морфологического профиля –
анатомией, цитологией, цитологией. Без знания морфологического строения
клеток, тканей. Органов и систем организма нельзя глубоко понять их
функцию, структура и функция тесно связаны между собой, взаимно
обуславливают друг друга.
Важнейшее значение для физиологической науки имеют достижения физики и
химии, так как все явления, происходящие в организме, связаны с
материальными процессами и основаны на законах этих наук. Физиология
изучает качественные особенности, отличающие живую природу от неживой.
Физиология  также опирается на общую биологию, эволюционное учение и
эмбриологию. Это и понятно, так как для изучения жизнедеятельности любого
организма необходимо знать историю его развития.
Физиология – это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными
методами – наблюдением и экспериментом (опытом). Наблюдение позволяет
проследить за работой того или иного органа, например сокращением сердца
(как часто оно сокращается, какой отдел сокращается первым и т.д.). Однако
путем наблюдения нельзя ответить на вопросы, почему сердце сокращается, как
регулируется его деятельность. Для этого необходим эксперимент.
Физиологический эксперимент в зависимости от целей и задач может быть
острым и хроническим. Острые опыты имеют осуществляются в условиях
вивисекции (живосечения) и позволяют изучить за короткий промежуток времени
какую-то функцию. Острые опыты имеют рад недостатков: наркоз, травма,
кровопотеря могут извратить нормальное течение функций организма.
Вследствие этого острый эксперимент постепенно уступает место хроническому.
Хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать
функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей
средой.
Физиология и медицина неотделимы друг от друга. Для понимания нарушений,
которые происходят в патологии, необходимо знать нормальное течение
жизненных процессов. Знание физиологии необходимо для распознавания
заболевания, выбора и проведения правильного лечения, а также для
разработки профилактических мероприятий