Культура Руси и древнего мира

|ГРЕЦИЯ  Крито-микенский период              |ГРЕЦИЯ   Гомеровский период                 |
|Вся жизнь - вокруг дворцов (сохранился      |Этот преиод - преиод кпадка и застоя        |
|дворец Миноса - лабиринт+минотавр). Дворцы  |культуры. Памятники - Илиада и Одиссея -    |
|оч. Пышные. Внутри - настенная живопись     |произведения Гомера о троянской войне. Не   |
|(“игры с быками” - культ бога-быка).        |соответствовали истине (в то время как      |
|Теократия. Дворец - религиозный,            |греческие правители жили в прекрасных       |
|административный и хозяйственный центр.     |дворцах, Гомер писал, о деревянных домах,   |
|Много бронзовых изделий, фресок, оружия и   |огороженных частоколом). Стройматериалы -   |
|много цветной керамики. Извержение вулкана и|дерево и необожженный кирпич. Скульпттура - |
|набеги ахейцев с материка загубили критскую |деревянная. Вазы с геометрическим           |
|культуру.                                   |орнаментом. Были терракотовые(?) и бронзовые|
|Микенская к-ра была под влиянием критской   |статуетки. Письменности нет.                |
|цивилизации. Памятники - шахтные гробницы в |                                            |
|Микенах. Вместе с костями там было много    |                                            |
|всего (украшения, оружие). Центры - также   |                                            |
|дворцы, но они не изящны (как на крите), а  |                                            |
|укреплены. Думали, что их построили циклопы.|                                            |
|В дворцовых фресках преобладают сцены войны |                                            |
|и охоты. Позже стали хоронить не в шахтах, а|                                            |
|в толосах (купольных гробницах). В рез-те   |                                            |
|военных походов ахейцы заимели письменность |                                            |
|(лин. Слог. Письмо А и Б). С началом        |                                            |
|железного века и приходом варваров-дорийцев |                                            |
|крито-микенская цивилизация погибла.        |                                            |
|ГРЕЦИЯ   Архаический период                 |Натурфилософия (природа, изучали  ее        |
|Великая колонизация (освоение побережий     |закономерности, Фалес, Анаксемен,           |
|Черного, средиземного и мраморного морей).  |Анаксемандр). Героклит - философ            |
|Греция вышла из состояния изоляции и стала  |(жизнь-движение, все изменяется).           |
|активно заимствовать достижения ку-р других |В литературе был Гесиод , он написал        |
|народов (чеканка монет, алфавит, научные    |“Теогонию” и “труды и дни”. Лит-ра переходит|
|знания). Разложение род. Общины и           |от эпоса к лирике.                          |
|становление полиса  Крупные полисы - Афины, |Появление театра и выделение в нем актера.  |
|Спарта, Коринф, Фивы. Греция раздробена, но |Скульптура 2-х типов - курос (голый юноша) и|
|появляются мысли о единстве (эллины - все   |кора (одетая женщина). В архитектуре 2      |
|греки в целом). В религии политеизм. Боги-  |ордена - дорический и ионический. Синтез    |
|Зевс(гром), Гера(небо), Посейдон(море),     |скульптуры и архитектуры.                   |
|Аид(подземлей), Аполлон(поэзия),            |Вазы - коринфские и аттические.             |
|Афродита(красота), Гефест(огонь),           |В этот период была заложена основа для      |
|Арес(война), Афина(мудрость),. Боги -       |расцвета в классический период.             |
|Олимпийские. Боги были как люди, но         |                                            |
|бессмертны и красивы. В лит-ре были мифы о  |                                            |
|богах и мифы о героях. Олимпийские игры.    |                                            |
|ГРЕЦИЯ  Классический период                 |ГРЕЦИЯ   Период эллинизма                   |
|Победа греков в войне с персами. Подьем и   |Походы А.Македонского - создана огромная    |
|расцвет экономики и к-ры. Демокрит ввел     |держава.                                    |
|понятие атома (как единой неделимой         |Литература - Создается ряд библиотек (в     |
|частицы), Софисты (школа философов) могли   |Александрии и Пергаме). Развивается         |
|доказать что угодно , Сократ (известнейший  |филология - грамматика и критика текста. На |
|философ-софист) верил в существолвание      |1-й план выфступает изысканность слога -    |
|абсолютных истин, которыми владеет Бог.     |Аполлоний Радосский описал поход аргонавтов |
|Литература - основные жанры - трагедия и    |за золотым руном. В поэзии жонр - идиллия   |
|комедия. Трагедии писал Эсхил (“Прометей    |(жизнь больших городов, писал Феокрит).     |
|прикованный”, “Ористея”), Софокл писал тоже |Комедии становятся реалистическими и        |
|трагедии. Эти авторы в своих произведениях  |бытовыми (Менандр). Мимы - короткие сценки  |
|подчеркивали неотвратимость судьбы и        |из бытовой жизни (писал Герод).             |
|бессилие человека. Еврипид писал драмы      |Науки - Равзрыв между наукой и техникой     |
|(Медея, Федра - идея - борьбав рассудка и   |изчезает. Архимед изобрел винт, число “Пи”, |
|страстей), комедии писал Аристофан (“Мир”,  |и др. Математику. Евклид, Эратосфен, Герон -|
|“Всадники”) - политическая острота и        |тоже хорошие ученые. Развитие медицины -    |
|злободневность.                             |изучали мозг и сердце, нервную систему.     |
|История развивается. Геродот написал        |Мусейдон - дом для ученых с кабинетами и    |
|“Историю” - про греко-персидские войны.     |библ-ми. Исторя превращается в              |
|Фукидид написал историю пелопонесской войны.|беллитристику. Философия - эклетизм (синтез |
|                                            |элементов из разных школ) и этическая       |
|Искусство - человека изображали мощного,    |направленность (мораль на 1-м месте). Школы |
|полного сил. Скульптуры монументальны и     |- эпикурейсая (цель чел. - блаженство и     |
|пропорциональны, гармоничны. (Фидий, Мирон, |покой), стоцизм (Зенона) - надо слушаться не|
|Поликлет). Живописцы - Полигнот и Аполлодор.|желаний, а разум.  Религия - Религиозный    |
|Отерыли игру света и тени, перспективу.     |уклон в философии - культ монархов          |
|Очень красива вазовая роспись.              |(обожествление царей). Культ судьбы (судьба |
|Архитектура - окончательно оформились       |- это случай, удача). Синкретизм (синтез    |
|дорические и ионические ордеры, еще появился|разных религий).                            |
|коринфский ордер (листики, завитки). Храм - |Образование - чтение, письмо = матем.,      |
|основной тип общественного здания (строились|астрорномия = философия и риторика.         |
|в честь всех богов, кроме Ареса).           |Архитектура -  города укрепленные и         |
|Сооружение на акрополе строилось под        |правильные. Палестры (спорт), гимнасии      |
|наблюдением Фидия. Это - вершина греческой  |(школы). Скульптура динамична, выразительна |
|архитектуры. Оно включает Пропилеи (ворота),|(Венера милосская, Ника самофракийская,     |
|храм Ники, Парфенон. Есть тенденция к       |Лаокон, Колосс радосский).                  |
|разработке общегреческого архитектурного    |                                            |
|стиля.                                      |                                            |
|РИМ    Этрусский период                     |РИМ    Царский период                       |
|Этрусски - древнейшая цивилизация на        |753г. - основание Рима. К концу этого       |
|Апеннинском п-ве. Они создавали             |периода истории Рим сложился как            |
|города-государства. Города каменные с четко |город-государство греческого типа. В Риме   |
|прямыми улицами, были здания с купольным    |правило 7 царей. Город был обнесен каменной |
|сводом. Керамика очень развита - обоженные  |стеной, построен водопровод, канализация и  |
|дочерна и покрытые лаком сосуды были похожи |цирк для гладиаторов. От этруссков римляне  |
|на металлические.  В ИЗО - реализм -        |унаследовали ремесла, письменность, римские |
|наиболее существенно передавались черты     |цифры, гадания по животным, одежду (тоги),  |
|человека. Особенно заметен реализм в        |архитектуру. Религия -  антимистическая     |
|скульптурных портретах.  Письменность       |(много духов, тотемизм - капитолийская      |
|этруссков не расшифрована до сих пор.       |волчица).  Но под влиянием этруссков римляне|
|Религия - гадания по кишкам животных, полету|перешли к  антропоморфизму (боги похожи на  |
|птиц, толкование знамений и  явлений        |людей).                                     |
|природы. Боги греческие, но были еще и      |Первый римский храм - храм Юпитера был      |
|демоны (добрые и злые).                     |построен этруссками.                        |
|Большее влияние на этруссков оказали греки  |                                            |
|при великой колонизации. Этрусски подражали |                                            |
|грекам в строительстве храмов, в ремеслах, в|                                            |
|эпосах и мифологии. В свою очередь этрусски |                                            |
|влияли на римлян.                           |                                            |
|РИМ    Период республики (ранняя республика)|РИМ    период принципата (поздняя           |
|                                            |республика)                                 |
|510 г. - народ восстал против этрусского    |Эклектизм (синтез элементов разных культур).|
|господства и Рим стал республикой. В римском|                                            |
|обществе начинает распространяться греческий|Религия - под влиянием греков. Юпитер-Зевс, |
|язык, греческие обычаи , замена этрусского  |Нептун-Посейдон, Плутон-аид, Марс-Арес,     |
|алфавита греческим, вводится медная монета, |Юнона-Гера, Минерва-Афина, Венера-Афродита, |
|как у греков.  Возникновение ораторского    |Вулкан-Гефест, Меркурий-Гермес,             |
|искусства (это было нужно сенаторам), возник|Диана-Артемида. В римский пантеон           |
|театр с профессиональными актерами. Рим     |принимались иностранные боги, т.к. это      |
|часто вел войны за господство в             |усиливало мощь римлян.                      |
|,Средиземноморье и в конце-концов разрушил  |Литература - под влиянием греков.  Поэт -   |
|Карфаген. Сильные внутриполитические распри |Андроник переводил на латынь греческие      |
|приводят к падению республики и установлению|про-ия (Одиссею).                           |
|военных диктатур, которые сменяются         |Плавт - писал комедии., но про греков.      |
|принципатом (диктатурой под республиканской |Римская трагедия подражательна (грекам).    |
|оболочкой).                                 |Поэт Лукреций (“О природе вещей”), Катулл   |
|                                            |писал лирические стихи.                     |
|                                            |История - служила целям пропаганды,         |
|                                            |оправдания политики Рима.  Саллюстрий и Г.Ю.|
|                                            |Цезарь - историки.                          |
|                                            |Архитектура - подчеркивала силу, мощь,      |
|                                            |величие, монументальность, пышность, строгая|
|                                            |симметрия, создание не столько храмов,      |
|                                            |сколько практических сооружений.            |
|                                            |Применялись арки, своды и купола.  Строймат.|
|                                            |- бетон.  Новые типы зданий - Базилики      |
|                                            |(торговля), амфитеатры (цирки), термы       |
|                                            |(бани),  Войны Рима сопровождались грабежом |
|                                            |городов - из Греции привезли множество      |
|                                            |предметов искусства (статуи),               |
|                                            |Скульптура -  множество статуй награбили в  |
|                                            |Греции, были свои портретные статуи, тогатус|
|                                            |(ораторы), бюсты (реалистичны и правдивы).  |
|                                            |Науки - написано множество трактатов по     |
|                                            |прикладным наукам (астрономии, архитектуре).|
|                                            |Руководства по риторике и ораторству,       |
|                                            |развивается юриспруденция, много всякой     |
|                                            |юридической лит-ры.                         |
|РИМ    Период империи                       |РИМ    период  домината                     |
|Римское гос-во превращается в огромную      |Кризис респуб лики - частая смена           |
|империю.                                    |императоров , низкий уровень граммотности,  |
|Философия -  стоцизм  (знать, Сенека, Марк  |огрубление нравов, пессимизм,               |
|Аврелий) и эпикурейство. Бедняки почитали   |распространение христианства. Доминат -     |
|бродячих философов - киников.   Религия -   |неограниченная монархия восточного типа.    |
|культ императоров и богини Ромы. Популярны  |Империя распадается на западную (Рим) и     |
|культы богов-спасителей.                    |восточную (Константинополь).  Возникновение |
|Наука -  Рим, Александрия, Афины - центры   |христианства.  Оно почти сразу же было      |
|науки. Большее значение географии (Страбон, |запрещено и подвергалось преследованию.     |
|Птоломей), Энциклопедию (“Естественная      |Вскоре христианство превращается в          |
|история”) написал Плиний младший.  Успехи в |официальную регилию и начинается разгром    |
|медицине - Гален изучал мозг, были созданы  |языческих храмов, запрещены олимпийские     |
|мед. Школы.  В астрономии регресс (по       |игры.  Торжество христианской церкви        |
|системе Птоломея  Земля явл. Центром        |сопровождалось гибелью многих памятников    |
|солнечной системы).  Литература -  Апулей   |культуры. С 4в. Строятся христианские храмы |
|(“Метаморфозы”), Пл.Младший, Ювенал         |- базилики, круглые храмы. В живописи       |
|(сатира), Овидий.  Известен поэт Гораций    |понимание содержания сцен становится важнее |
|(прославлял чуство такта, меры и достоинства|поропорций.                                 |
|в человеке). История - прославляет империю. |476г. - свержение последнего императора,    |
|                                            |конец западной римской империи, конец       |
|Архитектура - колизей и пантеон. Стены      |античного мира и начало средневековья. На   |
|зданий украшались росписью и мозаикой.      |развалинах римской империи возникают        |
|Много этого сохранилось в Помпеях, т.к.     |варварские города-государства.              |
|Везувий отлично засыпал все пеплом.         |                                            |
|Скульптура - портретная, бюсты.             |                                            |
|ЕВРОПА       Эпоха средневековья.           |Р.Бэкон был виднейшим ученым. Но универы    |
|Просветители смотрели на средневековую      |также были под влиянием церкви. В восточной |
|Европу как на темные века, но это не так.   |церкви  церьков также давила на образование |
|Культурную жизнь средн-я определяло         |(гонения на античных философов). Виднейший  |
|христианство.  На соборах христиан          |ученый того времени - патриарх Фотий -      |
|принимается “Символ веры” - обязательные для|“Мириобиблион” - сборник отзывов на 280     |
|всех христиан положения (воскресение Христа,|произведений античности.  9-10 в. - нек-рый |
|3-ца, воскресение мертвых).  Между западной |подъем - разные энциклопедии на все темы.   |
|и восточной христ. Церьковью давно назревали|Литература - героический эпос, рыцарская    |
|противоречия и в 1054г. Произошел раскол    |литература (Песнь о Роланде). Значит. Роль  |
|церкви на Католическую и православнеую.     |играли Ваганты (бродячие поэты) - они       |
|Возникновение ереси (несторианство,         |критиковали церьков, была городская лит-ра -|
|монофизиство). В западной церкви папство    |реалии городского повседневного быта.       |
|создало инквизицию для борьтбы с ересями.   |Архитектура - крестово-купольные храмы (храм|
|Монашество - монахи отрешались от всего и   |св. Софии в Стамбуле). На западе скульптура |
|брали на себя обеты, позже они стали        |и архитектура становится все более условной |
|богатыми землевладельцами.  Многие монастыри|и нереальной.  Строили много церквей, т.к.  |
|были центрами образования и культуры (Фома  |ожидали конец света.                        |
|Аквинский - философ, Беда Достопочтенный -  |Романский стиль - мощные стены с маленькими |
|историк и ученый).  Римская католич. Церьков|окошками,  готический стиль 12в. - высокие  |
|и папа были очень могуществены.  Их влияние |стройные колонны, собранные в пучки и       |
|на общ. Жизнь было очень сильно.  Все науки |скрещивающиеся на большой высоте            |
|приводились в соответствие с христианством. |(Вестминстерское аббатство).  Живопись -    |
|Индульгенции (отпуск грехов за $).  Школы - |плоская и без перспективы.                  |
|находились в руках церкви. Главная их задача|                                            |
|- воспитание служителей церкви.   Кроме     |                                            |
|монашеских были еще “внешние” школы.        |                                            |
|Духовенство распространяло невежество       |                                            |
|(строение Земли и т.п.). Книг было мало и   |                                            |
|стоили они дорого. В 11в. Был открыт 1-й    |                                            |
|университет.                                |                                            |
|                                            |                                            |
|                                            |                                            |
|                                            |                                            |
|                                            |                                            |
|ЕВРОПА     Эпоха Возрождения                |ЕВРОПА       эпоха Реформации               |
|Возрождение ориентируется на античную       |Реформация  случилась в Германии. Цель -    |
|культуру.  Гуманизм (в человеке важно не    |создание дешевой церкви, без поборов, платы |
|социальное или общественное положение, а его|за обряды. Возглавлял р. Мартин Лютер       |
|личностные качества).  Идея идеального      |(монах). Он считал, что спасение человек    |
|человека - человека, совершенного во всех   |получает от Бога и можно обойтись без       |
|отношениях.  Данте “Божественная комедия” - |посредства католического духовенства.  Лютер|
|про ад.  Петрарка (Книга песен) и Бокаччо   |положил начало протестанскому направлению   |
|(Декамерон) - поэты возрождения.  Культ     |христианства.                               |
|красоты человека.  Живопись -  прекрасные,  |ИЗО - Дюрер, Гольбейн, Лукас Кранах.        |
|совершенные люди. Боттичелли - “Рождение    |Литература - Ганс Сакс написал много басен, |
|Венеры”, Мазаччо - объемная живопись.       |песен и драм, Фишарт - писал острую сатиру. |
|Скульптура - Донателло - 1-й изобразил голое|У. Цвингли проводил реф. В Швейцарии, позже |
|тело.  На смену раннему возрождению пришло  |за это дело взялся Кальвин.  Были упрощены  |
|высокое. Леонардо да Винчи  (Тайная вечерня,|церковные обряды, секуляризация.  Вследствии|
|Джоконда). Рафаэль Санти (Сикстинская       |реф. Изменились нравы - роскошь и увеселение|
|мадонна), Микеланджело Бунаротти  (Давид,   |порицались, а прославлялись честность и     |
|Утро, День, Вечер, Ночь).  Позднее          |трудолюбие.                                 |
|возрождение. Инквизиция издала список       |                                            |
|запрещенных книг (гуманистов). Книги        |                                            |
|сжигали. Гуманистов тоже сжигали (Дж.       |                                            |
|Бруно).  Художники подражали великим        |                                            |
|(маньеристы) - Понтормо, Бронзино),  Но     |                                            |
|многие художники работают в реализме        |                                            |
|(Веронезе, Караваджо).                      |                                            |
|                                            |                                            |
|                                            |                                            |
|                                            |                                            |