Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная)

             Министерство общего и профессионального образования
                            Российской Федерации
                   Ивановский государственный университет
                            Юридический факультет
                Кафедра теории и истории государства и права



                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                           ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

             МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЛИВОВ


                           Выполнил: студент 4 курса 2 года обучения
                                      заочного коммерческого отделения
                                      Жаров Николай Борисович
                           Проверил:



                                Иваново, 1997


    1. ПОНЯТИЕ ТРАНЗИТНОГО ПРОХОДА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

    “Проливы, или естественные морские проходы, соединяют  части  одного  и
того же моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг  с  другом,
образуя тем самым систему морских путей в пределах всего мирового океана.
    При установлении правового режима  морских  проливов  учитываются,  как
правило, два связанных между собой фактора:  географическое  положение  того
или иного пролива и его значение для международного судоходства”[1].
    В настоящее время режим  международных  проливов  регулируется  нормами
Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
    Конвенция   устанавливает   4   вида   проливов,    используемых    для
международного судоходства[2]:
    1) проливы между одной частью открытого моря или экономической  зоны  и
другой частью открытого моря  или  экономической  зоны,  в  которых  военные
корабли,  любые  невоенные   суда   пользуются   правом   беспрепятственного
транзитного прохода. Ширина этих проливов не превышает  двойной  ширины  12-
мильного  предела   территориального   моря   прибрежного   или   прибрежных
государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.);
    2)  проливы,  образуемые  островом  государства,  граничащего  с   этим
проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется  транзитный
проход, а применяется мирный проход, если в сторону моря от острова  имеется
столь же удобный с точки зрения  навигационных  и  гидрографических  условий
путь в открытом море или в экономической зоне. Их ширина  превышает  двойную
ширину территориального моря;
    3) проливы между одним районом открытого моря и  территориальным  морем
иностранного  государства,  к  которым  также  применяется   мирный   проход
(Мессинский, Тирана и др.);
    4)  проливы,  режим  которых  регулируется   специальными   конвенциями
(Черноморские, Балтийские и др.).
    Таким образом, к проливам различных групп применяются  разные  правовые
режимы: мирный проход и транзитный проход.
    “Под проходом понимается плавание через территориальные воды без захода
во внутренние воды, на рейды или в порты  прибрежного  государства  или  для
вхождения в эти морские пространства или выхода  из  них  в  открытое  море.
Проход должен быть непрерывным и быстрым”[3].
    Принцип мирного прохода применяется  к  судоходству  в  территориальном
море  (раздел  3  части  2  Конвенции),  а   принцип   транзитного   прохода
применяется к проливам, используемым для международного судоходства,  в  том
числе и перекрываемым территориальными водами припроливных государств[4].
    Какая-то часть вод, образующих пролив, может  быть  внутренними  водами
прибрежного государства  и  иметь  режим,  предусматривающий  право  мирного
прохода иностранных судов[5].
    “Проход считается мирным, если в  результате  его  не  нарушается  мир,
добрый  порядок  в  территориальных  водах  или   безопасность   прибрежного
государства и если он совершается в  соответствии  с  положениями  Конвенции
1982 г. и другими нормами международного права”[6].
    В основу понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принцип
свободы мореплавания[7].
    Пункт 2 ст. 38 ч.  3  Конвенции  1982  г.  дает  легальное  определение
транзитного прохода:
    “Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства
и пролета летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и  быстрого
транзита через пролив между одной частью открытого  моря  или  экономической
зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны”[8].
    Однако по конвенции транзитный проход не  полностью  адекватен  свободе
судоходства в открытом море. Часть III Конвенции  предусматривает  некоторые
положения,  уравновешивающие  интересы  всех  пользователей   проливами   со
специфическими  интересами  припроливных  государств  (например,   подводные
лодки в этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но  даже
приостановить проход)[9].
    Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает  проход  через
пролив для целей входа, выхода или возвращения из  государства,  граничащего
с проливом, при соблюдении  условий,  установленных  этим  государством  для
входа в его внутренние морские воды и порты[10].
    Государство, граничащее с  проливом,  не  вправе  приостанавливать  или
прерывать транзитный проход или иным образом препятствовать этому проходу  в
проливах, используемых для международного  судоходства  и  соединяющих  одну
часть открытого моря или экономической зоны с другой частью  открытого  моря
или  экономической  зоны,  даже  если   такой   пролив   перекрывается   его
территориальным морем[11].
    “В  конвенции  содержатся  также  положения,  обеспечивающие   интересы
государств, граничащих с проливами,  в  области  безопасности,  рыболовства,
борьбы с загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных,  иммиграционных  и
санитарных законов и правил . Суда и летательные аппараты при  осуществлении
права транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности  в  нарушение
принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН. а также  от  любой
деятельности, несвойственной непрерывному и быстрому транзиту”[12].
    “Конвенция не  затрагивает  правового  режима  международных  проливов,
проход в которые регулируется в целом или  частично  давно  существующими  и
находящимися в силе международными конвенциями,  специально  относящимися  к
таким проливам. Эти  конвенции  обычно  заключались  в  отношении  проливов,
имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые  моря.  Таковы,  в
частности, Черноморские проливы (Босфор-Мраморное море-Дарданеллы),  которые
ведут лишь к берегам черноморских стран”[13].
    2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ

    Режим Черноморских проливов в настоящее время регулируется  конвенцией,
заключенной в  Монтрё  в  1936  г.,  которую  подписали  Болгария,  Франция,
Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и Италия.
    Статья 1 Конвенции[14] провозглашает принцип права  свободы  прохода  и
мореплавания в Проливах.
    В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и
плавания в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и  ночью)
(ст. 2 Конвенции), но с  обязательной  санитарной  остановкой  при  входе  в
Проливы (ст. 3).
    Во время войны,  когда  Турция  не  является  воюющей  стороной,  право
свободы сохраняется (ст. 4), а если Турция  является  воюющей  стороной,  то
только торговые суда, не  принадлежащие  стране,  находящейся  с  Турцией  в
войне, пользуются правом свободы и причем только  днем  и  только  по  пути,
указанному турецкими властями. При  этом  такие  суда  не  должны  оказывать
содействия противнику Турции (ст. 5).  Аналогичный  порядок  устанавливается
для случаев, когда Турция не находится в состоянии войны,  но  считает  себя
поставленной в состояние военной опасности (ст.6).
    Особый порядок установлен  для  прохода  через  проливы  военных  судов
нечерноморских держав.
    В  мирное  время  легкие  надводные  корабли,  небольшие  боевые   суда
пользуются правом свободы, но только днем (ст. 10).
    Общий тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через  проливы  не
должен превышать 15 тыс. т , а число кораблей,  одновременно  находящихся  в
Проливах, - девять (ст. 14). Общий тоннаж военных судов всех  нечерноморских
держав при их пребывании в Черном море не  должен  превышать  30  тыс.  т  с
возможностью увеличения его до 45 тыс. т в случае увеличения  военно-морских
сил черноморских стран (п. 1 ст. 18).
    Пункт  2  ст.  18  устанавливает  предельный  срок  пребывания  военных
кораблей нечерноморских держав в Черном море - 21 день.
    Статья 11 Конвенции устанавливает, что подводные лодки должны проходить
Проливы  в  надводном  состоянии,  а  линейные  корабли  -  по  одному  -  в
сопровождении не  более  двух  эсминцев.  Ограничений  в  отношении  тоннажа
линейных кораблей не установлено.
    Статья 13 устанавливает гарантии безопасности Турции при проходе  через
Проливы  военных  кораблей.  О   таком   проходе   турецкому   правительству
дипломатическим путем должно быть сделано уведомление по крайней мере  за  8
дней, если речь идет о кораблях прибрежных к Черному морю государств,  и  за
15 дней - в отношении прохода кораблей нечерноморских стран.
    Другие гарантии безопасности Турции содержатся в статьях  19  и  20.  В
случае участия  Турции  в  войне  ей  предоставляется  право  разрешать  или
запрещать проход через Проливы любых военных судов  (ст.  19),  а  во  время
войны, в которой Турция  не  участвует,  Проливы  должны  быть  закрыты  для
прохода военных судов любой воюющей державы (ст. 20).
    Таким образом,  в  случае  участия  России  в  войне,  нормы  Конвенции
сковывают военную активность Российского Черноморского флота.
    Статья  23   Конвенции   устанавливает   принцип   свободы   воздушного
судоходства  при  условии  уведомления  Турции   и   только   после   такого
уведомления по маршруту, указанному Турцией.
    “В 1982 г.  Турция  приняла  новый  регламент  порта  Стамбул,  который
предусматривает право турецких властей на временное приостановление  прохода
судов через пролив Босфор и обязательную  лоцманскую  проводку  судов  через
пролив”, что противоречит ст. 1 Конвенции[15].



    ЛИТЕРАТУРА
    Конвенция о режиме Черноморских проливов. - В кн.: Международное  право
в документах. - М.: Международные отношения, 1982
    Международное морское право: Справочник / Под ред. С.Г. Горшкова. - М.:
Воениздат, 1985
    Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. /  Отв.  ред.
Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987
    Молодцов  С.В.  Международное  морское  право.  -   М.:   Международные
отношения, 1987



-----------------------
[1] Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп.  /  Отв.  ред.
Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987, с. 207-208
[2] См.: Международное морское право: Справочник /Под ред. С.Г. Горшкова.  -
М.:Воениздат, 1985, с. 150;  Молодцов С.В. Международное  морское  право.  -
М.: Международные отношения, 1987, с. 220-228
[3] Международное морское право, с. 86
[4] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 220
[5] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 221
[6] Международное морское право, с. 86
[7] См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 224
[8] Международное морское право, с. 151
[9] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 225
[10] См.: Международное морское право, с. 151
[11] Молодцов С.В. Ук. соч., с. 228
[12] Международное право. Учебник, с.208-209
[13] Международное право. Учебник, с. 209
[14] Здесь и далее ссылки на статьи конвенции даются по: Конвенция о режиме
Черноморских проливов от 27 июля 1936 года. - В кн.: Международное право в
документах. - М.: Международные отношения, 1982, с. 508-514
[15] Международное право в документах, с. 514