Варианты включения Украины в мировую экономику



                                   Реферат

                       по международным экономическим

                                 отношениям

|на тему:           |Варианты включения Украины в мировую экономику    |


                                 Киев – 1999

                                 Содержание


Введение    3

1. Украина и интеграционные объединения 5

  1.1. ЕС: реальность и перспективы     5

  1.2. Развитие в рамках СНГ      6

  1.3. Украина в ЧЭС   8

2. Перспективные партнеры Украины 12

  2.1 Страны АТР и Африки   12

  2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA     14

Выводы      16

Список использованной литературы  17



                                  Введение

      Роль  и  место  любой  страны  в  мировом  хозяйстве  и  международном
разделении  труда  (МРТ)  зависит  от  многих  факторов.  К  числу  основных
относятся: динамика развития национальной экономики, степень  ее  открытости
и вовлеченности в МРТ, ее умение  адаптироваться  к  условиям  международной
хозяйственной жизни.  Украина  как  суверенное  государство  пока  оказывает
крайне  незначительное  воздействие  на  МРТ  и   интеграционные   процессы,
происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени  в
стороне от главных мирохозяйственных процессов.
      Находясь   в   центре   Европы,   рядом   с   государствами,   активно
преобразующими свои экономики, Украина заметно  отстала  и  не  успевает  за
процессами,  которые  происходят  в  соседних  государствах.   Принимая   во
внимание ресурсы и географическое  положение  Украины,  а  также  конкретные
условия, которые создает  мировая  экономика  каждому  государству,  Украина
должна  найти  свой  путь  перехода  к  рыночной   экономике   и   ускорения
структурных  преобразований  с  целью  укрепления  своей  роли   в   мировой
экономике.
      Существуют большое  количество  точек  зрения  относительно  включения
Украины в МРТ и мирохозяйственные связи.
      Вся логика развития Украины в конце 90-х годов  и  перспективы  ее  на
ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают  ей  необходимость  балансирования
отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с  Европейским  Союзом
и на Востоке — с Россией и другими странами СНГ.
      Для Украины ее будущее,  в  первую  очередь,  связано  с  воссозданием
государственности и оформлением общенациональной идеи. Молодой  державе  еще
предстоит  выработка  устойчивой   и   динамичной   модели   экономики.   Ее
политическая система  исключительно  тесно  привязана  к  специфике  страны,
вытекающей  из   географического   расположения   государства   в   пределах
Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
      Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тяготения к
Европе,  а  предполагает  создание   системы   взаимоотношений   Украины   в
пространстве Россия – Европа – Северная Америка – Черноморье –  СНГ.  Именно
эта  система  в  глобальном  контексте  предопределяет  набор  стратегий   и
перспектив путей развития Украины в XXI в.
      В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может  быть
положено удобное географическое расположение  Украины  между  технологически
развитым севером и быстро развивающимся югом Европы  и  прилегающим  к  нему
Ближним Востоком и североафриканскими странами.  В  развитии  и  поддержании
этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также  страны  зоны
Черноморского экономического сотрудничества, так и практически  весь  регион
Средиземноморья. Черноморско-Балтийский  стратегический  вектор  приобретает
еще большую актуальность  в  рамках  приоритетов,  обозначенных  Европейским
Союзом при развитии транспортной инфраструктуры  в  направлении  «Север–Юг»,
включающем  в   себя   несколько   транспортных   коридоров,   строительство
трубопроводов и другие инвестиционные проекты.
      Уникальность географического  положения  Украины  позволяет  ей  также
выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или,  иными
словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион».
      Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся  как
ее развитие в  рамках  интеграционных  объединений,  так  и  ее  независимое
развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов.

                   1. Украина и интеграционные объединения


                      1.1. ЕС: реальность и перспективы

      Как показывает практика глобализации конца XX в., все больше  набирает
силу  процесс  регионализации  мирового  экономического  пространства.   Для
Украины  налаживание  эффективных  и  достойных  ее  потенциала   связей   с
Европейским  Союзом  представляется  одной  из   приоритетных   задач.   Это
совпадает и с концепцией, которую избрал для себя  Европейский  Союз  еще  в
1993 г. в Копенгагене на  встрече  высшего  уровня,  заявив,  что  он  будет
расширяться на восток за счет стран Центральной и Восточной Европы.  Украина
не находится в списке первоочередных кандидатов и  даже  кандидатов  второго
эшелона,  однако  на  последующих  этапах  ее  кандидатура  вполне  реальна.
14.06.94 было подписано Соглашение  о  партнерстве  и  сотрудничестве  между
Украиной и ЕС, на ратификацию которого всеми  членами  Союза  ушло  почти  4
года. С 1.08.98 это соглашение вступило в силу, и с этого момента у  Украины
открылись  новые  возможности  для  выхода  на  рынки  стран-членов   ЕС   с
отечественной продукцией. Однако  соглашение  также  ставит  перед  Украиной
задачу    дальнейшей    реструктуризации    экономики,    смены    механизма
сотрудничества с Союзом и подготовки правового поля, которое  обеспечило  бы
реализацию этого соглашения.
      В соответствии  с  договором  о  партнерстве  и  сотрудничестве  между
Украиной и ЕС с 1998 г. начаты практические  приготовления  по  формированию
между ними зоны свободной торговли.
      С целью реализации  стратегического  курса  Украины  на  интеграцию  в
Европейский Союз, обеспечения вхождения Украины в европейский  политический,
экономический и правовой простор и создания  предпосылок   для  приобретения
Украиной членства в Европейском Союзе была утверждена  Стратегия  интеграции
Украины в Европейский Союз Указом Президента Украины от 11.06.98.  В  данном
документе  определены  направления  интеграционного  процесса,   а   именно:
экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и  ЕС,
адаптация  законодательства  Украины  к   законодательству   ЕС,   адаптация
социальной политики Украины к стандартам ЕС и т.д..
      Со своей стороны Украина представляет  собой  интерес  для  ЕС  как  в
экономическом, так и в политическом отношении.

                         1.2. Развитие в рамках СНГ

      Значительной проблемой являются перспективы экономических отношений со
странами  СНГ  и  с  Россией  в  особенности.  Ранее  существовавший  единый
народнохозяйственный комплекс, в котором Украина  была  периферией,  сегодня
воспринимается критически. И тем не менее,  не  стоит  отбрасывать  то,  что
было полезным и может быть полезным в настоящем  и  будущем.  Речь  идет  об
экономических связях и ростках  кооперации,  которые  еще  есть  возможность
сохранить   и   развить.   Существует   несколько   моделей    экономических
взаимоотношений с новыми государствами, возникшими на месте  бывшего  Союза.
Не все из  интеграционных  предложений  сегодня  в  состоянии  удовлетворить
потребности и интересы Украины, да и возможности Украины на настоящем  этапе
крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами  СНГ
сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.
      Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей
задачей последовательное  и  согласованное  экономическое  сближение  бывших
советских республик через создание системы свободного  перемещения  товаров,
услуг, капиталов и рабочей силы, а также  согласование  бюджетной,  денежно-
кредитной, внешнеэкономической, таможенной и  налоговой  политики.  На  базе
договора было подписано большое количество  соглашений,  которые  не  смогли
быть  в  последующем  реализованы,  поскольку   не   соответствовали   новым
национальным законодательным актам молодых государств.
      После  заключения  договора  о  создании  Экономического   Союза   был
составлен план интеграционного развития, в  рамках  которого  предполагалось
создание Платежного и Таможенного  союзов  стран  СНГ.  Но  из-за  возникших
проблем  в  деле  платежно-расчетных  и  таможенных  отношений   полноценной
реализации этих идей  достигнуто  не  было.  Неспособность  и  невозможность
реализовать  интеграционные  планы  в  рамках  СНГ  объяснялись  не   только
внутренними трудностями  каждого  из  государств  СНГ,  но  и  недостаточной
обоснованностью и проработкой самих концепций новых механизмов.  В  связи  с
этим взаимоотношения Украины  со  странами  СНГ  на  протяжении  90-х  годов
строились  и  продолжают  строиться   на   основе   двухсторонних   торгово-
экономических отношений.
      Отношения с Россией. Украина экспортирует  в  Россию  черные  металлы,
транспортное оборудование,  продукцию  неорганической  химии,  сахар,  мясо,
мясные изделия. Основными статьями  импорта  из  России  являются  топливно-
энергетический  продукты,  транспортные  средства,  лесоматериалы,   цветные
металлы, ядерные реактивы,  синтетический  каучук.  Итак,  Россия  поставила
Украину в прямую зависимость  по  электроэнергетике.  После  многих  месяцев
подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998  г.  подписали
Договор об экономическом сотрудничестве до 2007 г.  Договор  предусматривает
координацию   экономического   и   социального   развития    обеих    стран,
сотрудничество в сфере торговли, создание  прочной  и  просторной  базы  для
стратегического партнерства в глобальном масштабе. Практически  в  обмен  на
признание  Россией  полного  суверенитета  Украины  и   ее   территориальной
целостности Украина открыла двери для проникновения российского капитала  на
украинские рынки. Этот договор явился  ярким  примером  компромисса  во  имя
движения вперед.
      Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с  Таджикистаном,
который является вторым после России поставщиком нефти  в  Украину,  занимая
4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является  для  Украины  и  договор  с
Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и  услугами  –  трубами,
ирригационными системами, зерном, сахаром.
      Перспективны отношения с Азербайджаном,  который  начал  разрабатывать
добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу  через  Черное
море.

                             1.3. Украина в ЧЭС

      25  июня  1992  г.   была  подписана  Декларация   о   причерноморском
экономическом   сотрудничестве.   Идея    интенсификации    причерноморского
экономического  сотрудничества   стала   воплощаться   в   реальных   формах
хозяйствования.
      31 августа 1992 г. были образованы  Деловой  Совет  ЧЭС  и  постоянный
Секретариат ЧЭС со штаб-квартирой в г. Стамбуле.  Главной  задачей  Делового
Совета ЧЭС стала оценка существующего потенциала стран региона и  разработка
на этой базе конкретных проектов сотрудничества.
      Страны ЧЭС приступили также к конкретным действиям и в  других  сферах
экономики,  нашедших  отражение  в  декларации,   а   именно:   в   развитии
сотрудничества  в  транспорте  и  телекоммуникациях,   обмене   информацией,
энергетике, туризме, таможенном регулировании.
      К числу основных направлений причерноморского сотрудничества,  которые
также важны для Украины, можно отнести следующие:
создание  режима  свободного  движения  товаров,   услуг,   капиталов,   что
стимулировало   бы    экономические    контакты,    расширило    бы    рамки
производственной  кооперации  и  совместных  инвестиций  в  сферах  взаимных
интересов;
формирование инфраструктуры бизнеса — сети  банков  и  деловых  центров  для
финансирования  и  информационной  поддержки   государственных   и   частных
инвестиций в инфраструктурные проекты;
сооружение совместными усилиями  объектов  инфраструктуры  на  транспорте  —
создание   новых   транспортных   коммуникаций,   переход   на   современные
транспортно-погрузочные  и  складские  технологии;   создание   транспортных
коридоров;
организация паромного сообщения между портами Черного  моря,  в  т.ч.  между
городом Ильичевск (Украина) и рядом портов Турции;
создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию ЧЭС;
обеспечение координации и загрузки судоремонтных  заводов  региона  с  целью
осуществления ремонта судов стран ЧЭС;
развитие    транспортно-экспедиторского     сотрудничества     в     области
автотранспорта,  создание  необходимой  инфраструктуры   в   этой   области;
расширение  железнодорожного   сообщения   между   странами   ЧЭС,   включая
строительство  железнодорожных  вокзалов;  развитие   портового   хозяйства;
налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС;
комплексное использование и охрана ресурсов Черного  моря  —  биологических,
минеральных, водных, в т.ч. в области морского рыболовства и  рыборазведения
в устьях рек региона;
сотрудничество  в  развитии  топливно-сырьевой  базы  региона,  рациональном
использовании энергии, в т.ч.  в  совместном  финансировании  энергетических
объектов,    строительстве    газо-    и     нефтепроводов,     модернизации
нефтеперерабатывающих  предприятий,  строительстве  терминалов   на   берегу
Черного  моря  по  приему  нефти  и  газа,  введении  в  действие  новых   и
реконструкции  действующих  угольных   предприятий   с   внедрением   нового
поколения горных  машин,  развитии  работ  по  использованию  нетрадиционных
источников энергии;
сотрудничество в  техническом  перевооружении  металлургических  предприятий
стран ЧЭС, внедрении новых мощностей, в т.ч. использовании нового  поколения
машин непрерывной разливки стали;  модернизация  прокатного  оборудования  с
целью  получения  продукции  соответствующей  требованиям  мирового   рынка,
компьютеризация  и  автоматизация   производственных   процессов   с   целью
улучшения экологии и условий труда металлургов, защиты водного и  воздушного
бассейнов;
развитие сотрудничества в агропромышленном комплексе стран ЧЭС;
сотрудничество в развитии пищевой и  перерабатывающей  промышленности  путем
образования совместных предприятий по  выпуску  тароупаковочных  материалов,
продуктов   детского   питания;    техническое    переоснащение    табачной,
кондитерской и масложировой отрасли  и  организация  серийного  производства
технологического  оборудования  для  этих  отраслей,  включая   производство
запасных частей к нему, средств механизации и автоматизации;
участие  в  конверсии  оборонной  промышленности,  перевод  ее  на  массовое
производство качественных товаров на базе разукрупнения,  демонополизации  и
приватизации предприятий;
развитие современной системы телекоммуникаций, включая обеспечение  надежной
телефонной  связи  между  странами  Причерноморья;  реализация  проекта   по
строительству  оптико-волоконной  линии  связи  между  Турцией,   Болгарией,
Румынией и Украиной;
кооперация в развитии  унифицированной  таможенной  системы  стран  региона,
создание   полноценной   системы   многосторонних   расчетов   и   возможной
последующей организации Черноморского платежного союза;
сотрудничество  стран  Причерноморья  в  развитии  процессов   приватизации,
предпринимательства, укрепления малого и среднего бизнеса.
      Участие в  причерноморской интеграции ни в коей мере  не  противоречит
экономическим  интересам   Украины,   которая   по   своему   потенциалу   и
геополитическому положению в Европе является  важным  партнером  для  любого
европейского государства.
      Шестилетний период становления и развития  организации  доказывает  ее
перспективность и благотворное влияние на  вошедшие  в  объединение  страны.
Представляющими интерес для Украины отличительными чертами ЧЭС являются:
широкое разнообразие природных ресурсов, огромные запасы  нефти  и  газа,  а
также других сырьевых материалов;
большой    интеллектуальный    потенциал,     наличие     большого     числа
высокообразованных специалистов, ученых, институтов,  оснащенных  передовыми
научными технологиями;
значительный  рынок  высоко-  и  низко   квалифицированной   рабочей   силы,
конкурентоспособной в сравнении с рабочей силой в других регионах;
потребительский рынок в 330  млн.  чел.,  на  котором  существуют  устойчиво
высокий спрос на очень многие виды товаров и услуг и большой их дефицит;
регион  потенциально  крайне  привлекателен  для   развития   международного
туризма  благодаря  богатому  историческому   и   культурному   наследию   и
уникальным природным условиям.
      Украина располагает всем  необходимым  для  включения  ее  в  процессы
регионализации  международного  сотрудничества.  Это,   прежде   всего,   ее
выгодное геоэкономическое положение.
      Инвесторы отдельных стран  при  прочих  равных  условиях  предпочитают
вкладывать капитал в соответствующие прибрежные зоны и  приграничные  районы
Украины,  где  начала  формироваться   инфраструктура   для   международного
бизнеса.
      Применительно  к   Украине   причерноморское   сотрудничество   должно
рассматриваться в узком и широком смысле. В узком смысле речь должна идти  о
сотрудничестве территорий, непосредственно выходящих  к  Черному  морю  и  в
хозяйственном  отношении  тесно  связанных  с  ним.  Этот  уровень  развития
регионального сотрудничества берет свое начало  из  древней  приграничной  и
прибрежной торговли.
      В широком смысле —  это  означает  включение  в  сотрудничество  всего
экономического пространства страны. Базисом  для  него  является  увеличение
разнообразия   и   гибкости   предпринимательской   деятельности   по   всей
территории.
      ЧЭС — это живой организм, постоянно  изменяющийся  и  создающий  новые
возможности для делового мира Украины.

                      2. Перспективные партнеры Украины


                           2.1 Страны АТР и Африки

      Осуществляя курс на интеграцию в мировую экономику, Украина  стремится
развивать взаимовыгодные отношения со всеми государствами.
      Важным для Украины является развитие внешнеэкономической  деятельности
с государствами  Азиатско-Тихоокеанского  региона  (АТР),  где  в  настоящее
время  проживает  почти  половина  человечества,  вырабатывается  свыше  55%
товарной  продукции  мира  и  сосредоточено  примерно  40%  объема   мировой
торговли. Это — один из богатейших и наиболее передовых регионов  в  области
новейших технологий и их внедрения в жизнь. Вышеперечисленное  обусловливает
необходимость расширения присутствия Украины в этом регионе. Более  активная
ориентация Украины в настоящее время  на  Запад,  связанная  с  возможностью
получения инвестиций, передачей технологий, опыта управления,  не  исключает
тех широких возможностей, которые открываются  перед  Украиной  на  Востоке.
Однако ее интеграция в систему экономических отношений с  государствами  АТР
требует  решения  многих  экономических  и  политических  проблем,   затраты
времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и  специфике
региона.
      Заметное  место  в  отношениях  Украины   со   странами   Африканского
континента принадлежит сотрудничеству с ЮАР.
      ЮАР открывает широкие возможности для международного сотрудничества  в
области автотранспортного  машиностроения,  военно-промышленного  комплекса.
Различия природных условий и циклов созревания сельскохозяйственных  культур
создают неплохую основу для взаимодействия Украины и ЮАР в  агропромышленном
секторе.  В  силу  таких  различий  производители  двух  стран  не  являются
конкурентами. А это значит, что в данной сфере вполне реальны  специализация
и кооперирование. Например, в обмен на поставки пшеницы, наша  страна  могла
бы закупать в Южной Африке свежие фрукты и овощи,  необходимые  населению  в
зимний  период.  Другим   направлением   сотрудничества   могло   бы   стать
использование имеющихся в Южной Африке  технологий  хранения  и  переработки
сельскохозяйственных продуктов.
      Для ЮАР, длительное время находившейся в международной изоляции, равно
как  и  для  суверенной  Украины,  чрезвычайно  актуальной  является  задача
интеграции в мировое хозяйство. Во многом  сходные  трудности,  переживаемые
странами — с одной стороны, и взаимодополняемость  хозяйственных  комплексов
обеих стран — с другой, могут стать  надежной  основой  для  взаимовыгодного
сотрудничества. При этом его  динамизм  будет  определяться  тем,  насколько
адекватно стороны станут реагировать не изменения  конъюнктуры  и  учитывать
интересы друг друга.

                   2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA

      Страны Центральной и Восточной Европы были и остаются важными торгово-
экономическими партнерами Украины. Между  ними  сложились  взаимодополняющие
связи в различных отраслях экономики, науки  и  техники.  Заинтересованность
во   взаимном   сотрудничестве    объясняется    такими    факторами,    как
территориальная близость, сходство решаемых  этими  странами  задач,  а  для
Украины также то, что вскоре ее ближайшие соседи станут членами ЕС.
      Для  Украины  процессы,  происходящие  в  рамках  CEFTA,  представляют
интерес не только с точки зрения появления нового емкого  рынка  на  Западе,
но и как пример для оптимизации хозяйственных связей с соседями по СНГ  и  в
рамках Черноморского экономического сотрудничества.
      Страны ЦВЕ начали процесс  интегрирования  в  EС  для  того,  чтобы  в
будущем стать полноправными членами.  У  Венгрии,  Польши,  Чехии,  Словении
есть реальная перспектива вступления в ЕС в 2002 г.
      Наиболее актуальным для Украины является сохранение в рамках региона и
с учетом процесса глобализации  существующей  специализации  стран  CEFTA  в
транспортном  машиностроении,  производстве  медикаментов   и   медицинского
оборудования,  малотоннажной  химии.  Украине  жизненно  важно  поддерживать
сотрудничество   в   области   производства   сельскохозяйственных    машин,
автомобилей,   электронной   техники   и    энергетического    оборудования.
Восстановление угасающих связей  в  черной  и  цветной  металлургии,  химии,
деревообрабатывающей  промышленности   также   должно   дать   импульс   для
возрождения экономики Украины.
      Огромные резервы скрыты в  развитии  кооперации  между  предприятиями,
перерабатывающими сельскохозяйственную  продукцию  и  выпускающими  продукты
питания. Сегодня на рынках  Украины  мы  видим  все  больше  продовольствия,
поставляемого из Польши, Венгрии и Чехии. Оно  привлекает  к  себе  внимание
яркой  упаковкой  и  высоким  качеством,   во   многих   случаях   достигшим
европейских стандартов. Это происходит благодаря тому, что  в  этих  странах
активно заработал частный  сектор,  ориентированный  на  быструю  реализацию
потребительских товаров, сбыт которых  сегодня  частично  осуществляется  на
западные рынки, но в основной массе  —  на  рынки  стран  СНГ  и,  в  первую
очередь, в Украину, Беларусь и Россию. Таким образом,  благодаря  изменениям
в   экономике   стран   CEFTA    сложилась    новая    товарная    структура
внешнеэкономических связей Украины с этими странами.
      Из сказанного  выше  следует,  что  как  Украина,  так  и  страны  ЦВЕ
объективно  заинтересованы  в  продолжении  взаимной  торговли,  особенно  в
области машинотехнической продукции. Сегодня необходимо искать  компромиссы.
Среди  прочих  мер,  способствующих  решению   проблемы   платежеспособности
партнеров,  следовало  бы  рассматривать  возможность   образования   нового
платежного союза.

                                   Выводы

      Магистральным  путем  развития  экономики  Украины  в  XXI  в.  станет
создание  экономики  открытого  типа,  т.е.  такой  экономической   системы,
которая в последнее время набрала наибольшее число сторонников в мире.  Это,
с одной стороны, позволит Украине, открывшейся миру, стать понятной странам-
партнерам и говорить с ними на одном языке  бизнеса,  а  с  другой  стороны,
откроет для ТНК дорогу в Украину.
      С   целью  вхождения  в  мировое  экономическое  пространство  Украина
обязана внедрить в практику принципы свободной  торговли  и  исповедовать  в
связи с этим открытость экономики,  последовательно  и  неуклонно  проводить
приватизацию и создать эффективную, сокращенную до минимума  государственную
администрацию.
      На эти процессы в Украине будут влиять также и ТНК,  поделившие  между
собой мировое  пространство  и  использующие  национальные  правительства  в
своих интересах, диктуя им условия и определяя круг льгот,  необходимых  для
своей деятельности  в  стране.  Практика  выступления  ТНК  на  национальных
рынках   раскрывает   методику   использования   ими   политических   кругов
национальных  держав,  инфраструктуру,  национальную  систему  инноваций   и
защиты  авторских  прав.  В  результате  складывается  ситуация,  когда  ТНК
нуждается  в  организации  помощи  со  стороны  национального   государства,
которому в свою очередь нужны ТНК для достижения своих целей.
      Одной из главных задач Украины в развитии регионального сотрудничества
является расширение  экспортной  базы,  ориентированной  на  рынки  соседних
стран, налаживание с ними производственно-кооперационных  связей  и  научно-
технического сотрудничества. Более  того,  участие  Украины  в  региональном
сотрудничестве требует создания необходимой инфраструктуры экономического  и
культурного общения. Ведь рост мобильности населения в связи  с  облегчением
гражданам Украины  условий  выезда  за  границу  имеет,  в  первую  очередь,
экономическую  природу.   Направление   потоков   украинских   «коммерческих
туристов» определяется,  в  первую  очередь,  конъюнктурой  различных  видов
потребительских товаров как на внутреннем рынке, так и  на  рынках  соседних
стран.

                      Список использованной литературы

1. Про затвердження Стратегії інтеграції України до Європейського Союзу /
   Урядовий Кур’єр, 18 червня 1998.
2. Сіденко В. Економічне трансформування в країнах Центральної та Східної
   Європи. Економіка України, №12, 1998
3. Токарев О. ПАР – наш новий зовнішньоекономічний партнер. Економіка
   України, №5, 1998.
4. Соколенко С. И. Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины.
   Киев: Логос, 1998.