Внешнеэкономическая деятельность


          Особенности белорусского транзита.
          В 1996 году Белоруссия вышла на  второе  место  после  России  по
    объему товарооборота с Украиной, опередив таких  наших  партнеров,  как
    гигантский  Китай  ($800   млн.)   и   динамичная   Польша   ($1млрд.).
    Значительный объем торговли между Украиной и Белоруссией  ($1350  млн.)
    свидетельствует о большой экономической взаимозависимости между  нашими
    странами. Поэтому не удивительно,  что  любое  изменение  в  таможенном
    режиме и условиях проведения  экспортно-импортных  операций  немедленно
    сказывается на  общем  экономическом  положении  обеих  стран.  И  если
    Украина была последовательна в своем стремлении  унифицировать  правила
    внешней  торговли  с  международными,  поставив  целью  вступление   во
    всемирную торговую организацию, то Белоруссия, заключив Таможенный союз
    с Россией, весь прошлый год оставалась страной  малопрогнозируемой,  со
    своими, порой весьма специфическими условиями торговли.
          Во-первых, несмотря  на  подписанные  соглашения,  Белоруссия  не
    торопилась привести в соответствие с их  требованиями  свой  Таможенный
    тариф. В течение 1996 года шли переговоры о ставках таможенных  пошлин,
    что  позволяло  украинским  экспортерам  использовать  Белоруссию   как
    транзитную страну для поставок  в  Россию  своих  товаров.  Но  лишь  в
    феврале 1997 года Совет министров Белоруссии издал  постановление  №72,
    которым были утверждены новые  ставки  таможенных  пошлин  на  ввозимые
    товары. В действие оно вступило только  в  конце  марта  1997  года.  В
    соответствии с этим документом изменениям как в сторону увеличения, так
    и  в  сторону  уменьшения   подверглась   значительная   часть   ставок
    таможенного тарифа. Эксперты не смогли  прийти  к  однозначным  оценкам
    нововведений. Не следует забывать, что разрабатывая  таможенный  тариф,
    который фактически был  навязан  Белоруссии,  Россия  учитывала  прежде
    всего интересы своих производителей. При  этом  вовсе  не  обязательно,
    чтобы они совпадали с белорусскими интересами. Скорее,  даже  наоборот.
    Высокие импортные пошлины на продовольственные товары,  включая  сахар,
    рыбу, растительное масло и т.д., вызвали затруднения в насыщении  рынка
    продуктами питания, многие из которых  в  Белоруссии  не  производятся.
    Соответственно  рост  цен  на   импортное   продовольствие   подстегнул
    инфляцию.
          Но  куда  большее  влияние  на  развитие  торговых  отношений   с
    ближайшими соседями Белоруссии имело введение Россией с 1 сентября 1996
    года  20%  НДС  на  импорт.  Нужно  отдать  должное   белоруссам,   они
    сопротивлялись до последнего. В течение полугода украинские  экспортеры
    пользовались возможностью ввозить свои товары в Россию через территорию
    Белоруссии и тем самым на 20% снижать их стоимость. Но  всему  приходит
    конец. В феврале 1997  года  президент  Лукашенко  подписал  декрет  об
    обложении налогом на добавленную  стоимость  товаров,  производимых  на
    территории  Украины.  Таким  образом,  украинские  экспортеры  потеряли
    преимущества во внешней торговле с Белоруссией. Но  Лукашенко  допустил
    серьезную ошибку  потому,  что  в  Белоруссии  до  сих  пор  действуют,
    согласно которым налогом на добавленную стоимость  облагается  экспорт.
    Таким образом, с белорусских товаров налог берется дважды:  вначале  на
    территории своей страны,  а  затем  при  пересечении  границы  Украины.
    Естественно, это сказывается на стоимости белорусской  продукции  и  не
    стимулирует ее экспорт.
          В отличие от Украины, где опережающими темпами растет экспорт,  в
    минувшем году в Белоруссии усилились негативные  тенденции  во  внешней
    торговле.  Так,  по  данным  министерства  внешнеэкономических   связей
    республики, объем внешнеторгового оборота Белоруссии  составил  в  1996
    году $12,2 млрд. и возрос по сравнению с 1995 годом на 19,6%. При  этом
    экспорт увеличился на 11,8%, тогда как импорт - на 24,4%. В  результате
    отрицательное торговое сальдо достигло рекордной  суммы  -  $1,6  млрд.
    Таким образом, Белоруссия «желая» защитить себя от украинского транзита
    навредила сама себе в гораздо большей степени.
          Но все таки, не смотря на все  преграды,  торговля  между  нашими
    странами  продолжается.  И  товарооборот   продолжает   расти,   причем
    опережающими темпами растет экспорт украинских товаров. Так  за  первый
    квартал 1997 года он  увеличился  на  71%.  Объем  импорта  товаров  из
    Белоруссии вырос на 15%. Нам удается сохранить положительное  сальдо  с
    этой страной. Так, если в 1996 году оно составило $336  млн.  в  пользу
    Украины, то за первый квартал 1997 года оно составляло уже $134 млн.  и
    имело тенденцию к увеличению.
          Основными товарами экспортируемыми из Украины в Белоруссию, как и
    в прежние годы, остаются продукты питания, металлургическая  продукция,
    продукция машиностроения и химической промышленности.
          Что же касается белорусского импорта в Украину, то, оставляя  НДС
    на экспорт, правительство соседней республики ухудшает условия  внешней
    торговли и затрудняет выход белорусских товаров на внешние  рынки,  так
    как, поступая в Украину они облагаются еще и  местным  НДС  на  импорт.
    Таким образом, необоснованно  повышается  цена  белорусских  товаров  в
    Украине, что не может не отразится на объемах завозимой  из  Белоруссии
    продукции.
          Основными  товарами  поставляемыми  в  Украину   из   Белоруссии,
    являются продукты нефтепереработки, грузовые автомобили, холодильники и
    другие  бытовые  приборы,  шины  для  грузовых  автомобилей,  станки  и
    механизма.
          И все же  не  стоит  забывать,  что  в  текущем  году  украинские
    экспортеры  потеряли  преимущество,  которое   давало   им   украинское
    законодательство,  освободившее  от  налога  на  добавленную  стоимость
    экспортируемые товары. Пока Россия,  Белоруссия  и  другие  страны  СНГ
    облагали НДС свой экспорт, не трогая  импорт,  украинские  товары  были
    вполне конкурентоспособны хотя бы по ценам. Теперь же -  все  в  равных
    условиях, и преимущество будет отдаваться не  самым  дешевым,  а  самым
    качественным товарам. И здесь украинских  производителей  ждет  жесткая
    конкуренция, которую выдержат только сильнейшие.
          Наконец, хочется отметить,  что  в  Белорусском  законодательстве
    Украина не входит ни в перечень стран,  для  которых  установлен  режим
    наибольшего благоприятствования,  ни  в  перечень  стран,  для  которых
    предусмотрен преференциальный режим. Зато Украина входит в  СНГ,  между
    членами которого вроде бы  существуют  особенно  теплые  внешнеторговые
    отношения. Правда, в Таможенный союз Украина так и не вступила - вот  и
    сделали ее членом СНГ второго сорта. Даже соглашение о режиме свободной
    торговли не помогло.
      Прорыв на восток.
             На фоне возрастания трений как с западными инвесторами, так  и
      с Россией Украина делает то, что и должна делать  -  активно,  но  без
      лишней политической помпы и без навязчивого  посредничества  «старшего
      брата» ре интегрирует свою экономику  с  южными  республиками  бывшего
      СССР. Это даст ей новые промышленные и строительные  контракты,  новые
      рынки сбыта, альтернативные источники сырья и энергоресурсов.
           В этом направлении подписаны следующие документы с Узбекистаном:
      протокол об изъятиях из  режима  свободной  торговли  к  двустороннему
      Соглашению от 29.12.94г.; соглашение  об  организации  расчетов  между
      правительством Украины, НБУ и  правительством  Узбекистана,  узбекским
      Центробанком;  соглашение  об  импорте  газа  на  1997-1998  годы,  об
      обеспечении транзита туркменского газа в Украину через Узбекистан и  о
      подготовке долгосрочного 10-летнего соглашения о  ежегодных  поставках
      10 млрд.куб.м.  газа;  о  сотрудничестве  в  области  ремонта  военной
      техники и ряд других соглашений.
           Среди прочего, достигнута договоренность  об  увеличении  объема
      услуг ПО «Дарницкий  ремонтный  завод»  по  ремонту  узбекских  танков
      украинского  производства.  Комплексный  ремонт  не  является   прямой
      поставкой оружия и  поэтому  у  Украины  не  должно  возникнуть  таких
      проблем, которые возникли у  России  в  1993  году  после  поставки  в
      воюющую Армению танков  и  систем  ПВО,  что  вызвало  резкую  критику
      мировой общественности.
           В  Таджикистане  идет  военное  противостояние  и   находясь   в
      непосредственной близости от зоны боевых действий  Узбекистан  уделяет
      большое внимание  защите  своих  границ,  поэтому  в  ближайшее  время
      возможны и  контракты  на  поставку  украинских  танков.  Однако  пока
      официальный Киев заявляет только о ремонте  узбекской  техники  (сумма
      контракта - $15млн.).
           В то время как танкоремонтный контракт  продвигался  в  основном
      узбекской стороной, Украина добилась  контракта  в  другой  отрасли  -
      ремонт самолетов управлений дальней и транспортной авиации  украинских
      ВВС в Узбекистане на ТАПО  им.  Чкалова,  так  как  Россия  отказалась
      ремонтировать украинские самолеты.
           Был  так  же  подписан  протокол  о  сотрудничестве  Украины   и
      Узбекистана в производстве военно-транспортного самолета АН-70.  Кроме
      того, создана совместная украинско-узбекская комиссия,  которая  будет
      заниматься созданием  группы  совместных  предприятий  в  нефтегазовой
      отрасли.  Так,  АО  «Укрнефть»  будет  привлечена   к   доразведке   и
      реабилитации  ряда   узбекских   нефтегазовых   месторождений.   Особо
      перспективным проектом обещает стать создание совместного  предприятия
      Бекабадского трубопрокатного завода и ПКФ «Трубтранс» для производства
      труб.
           Украина имеет большие перспективы на  узбекском  рынке,  следует
      только  со  всей  ответственностью  отнестись  к  выполнению   условий
      контрактов и тогда есть шанс для  сотрудничества  с  другими  странами
      этого  региона,  что  очень  важно  для   страны,   которая   потеряла
      значительную часть своих рынков сбыта.
           С  Кыргызстаном  Украина  также  подписала  ряд  соглашений:   о
      сотрудничестве в области телерадиовещания; о сотрудничестве в  области
      энергетики  (речь  идет  о  участии  Украины  в  освоении  гигантского
      потенциала гидроэнергетики Кыргызстана); о сотрудничестве в инженерно-
      технической   области.   Перспективы   развития    этого    соглашения
      подразумевают  кооперацию  ряда  предприятий   ВПК   двух   стран;   о
      сотрудничестве в области создания ПФГ.  Соглашение  ориентированно  на
      создание украинской ПФГ «Укрредмет»  (в  которую  вошли  АО  «Донецкий
      химико-металлургический   завод   и    «Запорожский    титаномагниевый
      комбинат») и включение в ее состав  крупнейшего  в  СНГ  месторождения
      редкоземельных металлов Кыргызского  ГОКа.  Создание  ПФГ,  по  мнению
      специалистов,  позволит  взять  под  контроль   10%   мирового   рынка
      поликристаллического кремния и возобновить  производство  ряда  других
      более дорогих металлов.
           Также,   существует   договоренность   о   участии   предприятий
      «Укргеология» и АО «Укрзолото» в реабилитации и  доразведке  некоторых
      горнорудных месторождений, в частности:
     1. крупнейших  на  континенте  производителей  ртутного  концентрата  -
        Чаувайского и  Хайдаркентского  ГОКов  (украинское  АО  «Никитовский
        ртутный комбинат является вторым в СНГ  производителем  этого  сырья
        для электротехнической и полупроводниковой промышленности);
     2. Кадамжайского сурьмяного комбината;
     3. Сохской группы оловянных месторождений.
             Основной потребитель олова - Россия отказалась  от  закупок  и
        поэтому помощь Украины при освоении некоторых месторождений позволит
        Кыргызстану предложить свое  дешевое  сырье  не  только  на  мировом
        рынке, но и предприятиям Украины. Так, рассмотрен вопрос  расширения
        производства сплавов олова украинским концерном «АЗОМ»  (Артемовск),
        имеющим мощность производства в год более 100 тыс. т.
             Особое важное значение  для  Украины,  среди  южных  республик
        бывшего СССР, имеет Туркменистан. Он  является  вторым  по  величине
        поставщиком нефти в Украину, после России, а  по  поставкам  газа  в
        1997 году даже опередил Россию. Объем поставок газа в  прошлом  году
        составил 14 млрд.куб.м. Особенно важно  то,  что  цена  туркменского
        газа на границе Украины составляет $74 за 1000  куб.м.,  что  на  $6
        ниже  российского.  В  1997  году   предприятия   Украины   получили
        возможность сами заключать договора  с  туркменскими  компаниями  на
        поставку газа. В результате этого сумма таких контрактов в 1997 году
        превысила  $187  млн.  Предприятия   Украины   также   заключили   с
        Туркменскими предприятиями ряд договоров в области  нефтегазового  и
        энергетического строительства, а также в других отраслях.
             В целом, сотрудничество со  странами  этого  региона  является
        перспективным для Украины и обещает принести большую выгоду.
             Украина  -  страна  бедная,  и  жить  с  отрицательным  сальдо
        внешнеторгового  оборота  ей  не  по  карману.  А  потому   придется
        экспортировать  «через  не  могу».  Трейдерам  придется  каждый  раз
        лихорадочно искать пути проникновения на внешние рынки,  компенсируя
        своей изобретательностью протекционистские изыски россиян.
             Несмотря на надежды, возлагаемые на российскую привязанность к
        украинским водке, сахару, мясу, колбасе,  зерну,  металлу  и  прочим
        товарам, все же стоит откровенно себе сказать: Союза нет  уже  шесть
        лет, а вместе с тем кануло в Лету внутрисоюзное разделение труда.
             Морщась от антидемпинговых пинков  и  от  «поддержки»  родного
        правительства, украинские экспортеры все-таки продираются  на  новые
        внешние рынки. И повернуть этот процесс уже нельзя.
             В конце концов в тот момент, когда в украинском  товарообороте
        Россия будет занимать почетное, но не доминирующее место, в Киеве  с
        меньшим рвением будут прислушиваться к каждому московскому  чиху.  А
        пока чиновники украинского министерства внешнеэкономических связей и
        торговли ездят в первопрестольную, не  теряя  надежды  сохранить  за
        собой привычные рынки сбыта. И больше всего опасаются, что  придется
        предпринимать ответные защитные меры против тех российских  товаров,
        которые теснятся в тени колоссального газоугленефтяного потока.
             Кстати, в этом году ожидается очередное  снижение  украинского
        экспорта  в  Россию,  связанное  с  принятыми  изменениями  в  Закон
        Российской Федерации «О налоге на добавленную  стоимость»,  согласно
        которым освобождены от льгот по  НДС  технологическое  оборудование,
        средства общественного транспорта, а также запчасти и  комплектующие
        к ним. Столь же негативным для украинской внешней торговли  будет  и
        готовящееся Москвой сужение сферы применения Ашгабатского соглашения
        о поставках по кооперации, и без того до сих пор Россией нарушаемое.

             Внешнеторговый баланс Украины, млн. USD.
|                       январь-июнь 1996г.                        |
|январь-июнь 1997г.                                               |
|показател|экспорт |импорт  |сальдо  |экспорт |импорт  |сальдо  |
|ь        |        |        |        |        |        |        |
|всего    |9397,4  |9795,6  |-398,2  |8736,8  |8890    |-153,2  |
|(товары и|        |        |        |        |        |        |
|услуги   |        |        |        |        |        |        |
|в том    |        |        |        |        |        |        |
|числе:   |        |        |        |        |        |        |
|страны   |5594,3  |6788,7  |-1194,4 |4334,5  |5518,2  |-1183,7 |
|СНГ и    |        |        |        |        |        |        |
|Балтии   |        |        |        |        |        |        |
|прочие   |3803,1  |3006,9  |796,2   |4402,3  |3371,8  |1030,5  |
|страны   |        |        |        |        |        |        |

             Остается  лишь  надеяться  на  то,  в  светлеющие   (по   мере
        приближения выборов) головы президентов наших стран придет понимание
        того, что торговая война не выгодна ни нам, ни им. Первые  проблески
        здравомыслия уже наметились: был обоюдно отменен «входной» НДС,  что
        несомненно укрепило СНГ, как межгосударственную структуру. Был также
        положен конец торговой войне, но не с  самыми  лучшими  результатами
        для Украины. Правда, такой результат  был  предопределен  заранее  -
        если у Украины на Россию приходится 40% внешнеторгового оборота, а у
        России на Украину - примерно 5%, то очевидно, что «воюющие»  стороны
        находятся в неравном положении.
              Однако, на сегодняшний день остается колоссальное  количество
        не решенных проблем, а решать их надо срочно, иначе будет поздно!
             3.2.Большой взаимозачет.
             «Свершилось!» - такова была реакция  подавляющего  большинства
        нормальных «советских» людей на приезд в Киев премьера и  президента
        России, хотя многие политики  обеих  стран  имеют  все  основания  с
        гордостью заявить: «Этот день мы отдаляли как могли!».
             Результатом  этого  визита   стало   подписание   договора   о
        Черноморском  флоте,  по  которым  Россия  за  эксплуатацию  баз   в
        Севастополе, должна будет заплатить около $2,5 млрд. Из  этой  суммы
        Россия   должна   будет   ежегодно   платить   Украине   за   аренду
        инфраструктуры флота немногим менее $100  млн.  Кроме  того,  Россия
        должна сразу заплатить Украине  $526  млн.  за  использование  части
        украинской доли флота и инфраструктуры, которая  Киеву  «не  нужна».
        Следует отметить, что $526 млн.  -  это  нефтегазовый  долг  Украины
        России, причем сведущим людям ясно, что в ближайшие 100 лет Киев  их
        вернуть не сможет. По официальным данным, сумма долга Украины  перед
        Россией составляет около $3 млрд.
              Тем самым на лицо «нулевой вариант»,  когда  украинский  долг
        России в основном компенсирован суммами выплат Москвой за нахождение
        Черноморского флота в Севастополе по следующей  схеме:  с  1  января
        1998 года ликвидируется внешняя задолженность Украины перед  Россией
        в сумме - $1,7 млрд. Остаток задолженности - $1,9 млрд.  -  по  двум
        кредитным соглашениям: от 26 мая 1993 года на $2,5  млрд.  и  от  20
        марта 1995 года на $1,1 млрд.  Кроме  того,  стороны  учли  взаимные
        финансовые обязательства, в  результате  чего  положительное  сальдо
        Украины   составило   около   $200   млн.   Остаток    задолженности
        реструктуризируется на 20 лет; ежегодные суммы  по  погашению  этого
        долга с процентами соответствуют ежегодным платежам  арендной  платы
        России за базирование Черноморского флота в Севастополе.
             Задолженность   Украины    перед    российским    «Газпромом»,
        оформленная облигациями внешнего займа эмиссии 1995  года  на  общую
        сумму $1,4 млрд., остается в силе.
             В «конце итога» имеем де-факто обмен:  военно-морская  база  в
        Севастополе на внешний долг. Долги МВФу, видимо,  придется  отдавать
        военно-воздушными базами.



             Заключение.
             В  настоящее   время,   взаимоотношения   стран-участниц   СНГ
        переживают  далеко  не  лучший  период  своего  развития.   Проблемы
        возникают как в экономике, так  и  в  социально-политической  сфере.
        Страны   не   могут    договорится    между    собой,    раздираемые
        внутриполитическими силами. Процессы  экономического  сотрудничества
        тормозятся   коррумпированными   чиновниками,   которые   отстаивают
        интересы  определенных  промышленно-финансовых  групп  и   отдельных
        бизнесменов.
             В своей работе я попытался дать объективную оценку  отношениям
        Украины со странами СНГ. Описать проблемы и наметить, какими  путями
        их можно решить.
             Ни для кого не секрет, что на ближайшие годы отношения  с  СНГ
        будут иметь для Украины приоритетное значение. Но несмотря  на  это,
        сегодня необходимо проводить много векторную  политику.  Украина  не
        должна  бросаться  из  крайности   в   крайность,   как   предлагают
        определенные политические группы. Украина должна сотрудничать  и  со
        странами СНГ, но и не должна забывать о том, что только  присутствие
        на  мировых  рынках  стимулирует   к   совершенствованию   качества,
        внедрению новых технологий и развитию производства.
             Украина не должна идти на поводу ни у тех, ни  у  других.  Она
        должна использовать всех в своих интересах.  Только  в  этом  случае
        Украина станет  цивилизованной  страной  с  высокоразвитой  рыночной
        экономикой, и мы будем гордится тем, что мы украинцы.



                Список использованной литературы:
                1.Аверьянов  В.Б.,  Нагребельный  В.П.  и  др.   Юридическая
                памятка участнику ВЭД в Украине - М.: СП Х.Г.С., 1992г.
                2.Бизнес №30, 28 июля 1997г.
                3.Бизнес №40, 6 октября 1997г.
                4.Беклешов  Д.В.,   Бердников   А.Н.   Основы   коммерческой
                деятельности на  внешнем  рынке:  Выпуск  1:  Внешнеторговые
                операции  и  техника  их  осуществления   -   М.:   Реклама,
                Информация, Маркетинг, 1990г.
                5.Валютно-финансовое обеспечение ВЭС советских предприятий и
                организаций: Выпуск1: Кредитные средства обращения и платежа
                (теория и практика) - М.: АО СИС «Факт», 1991г.
                6.Внешнеторговые    документы:    контракты,     соглашения,
                транспортные документы, финансовая отчетность. - К.: «Информ-
                ГЕО», 1992г.
                7.Внешнеторговые сделки/ под редакцией И.С. Гринько - Суммы:
                Фирма «Реал», 1994г.
                8.Краткий   внешнеэкономический   словарь-справочник/    под
                редакцией В.Е.Рыбалкина - 2-е издание  -  М.:  Международные
                отношения, 1991г.
                9.Краткий словарь внешнеэкономических терминов - М.: АО  СИС
                «Факт», 1991г.
                10.Макогон Ю.В. Внешнеэкономическая деятельность:  практика,
                управление, организация, регулирование. - Д.: ДонГУ, 1996г.
                11.Механизм   внешнеэкономической   деятельности:    Сборник
                документов - М.: Правда, 1989г.
                12.Основы  внешнеэкономических  знаний/  С.И.  Долгов,  В.В.
                Васильев и др. - М.: Высшая школа, 1990г.
                13.Основы   внешнеэкономических    знаний:    Учебник    для
                экономического образования/ под  редакцией  И.П.  Фаминского
                -М.: Международные отношения, 1991г.
                14.Покровская В.В. Международные коммерческие операции и  их
                регламентация:  Внешнеторговый  практикум  -  М.:   ИНФРА-М,
                1996г.
                15.Пруссова  Л.Г.  Основи  ринковоi   економiки:   Виробничо
                практичне видання - К.: РВО «Полiграфкнига», 1993г.