Международная миграция рабочей силы

      1.МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

         Одним   из   проявлений   интернационализации   и    демократизации
хозяйственной   и   социально-культурной   жизни   человечества,   а   также
последствий острых межнациональных противоречий, прямых  столкновений  между
народами и странами, чрезвычайных ситуаций  и  стихийных  бедствий  являются
крупномасштабные внутристрановые  и  межстрановые  перемещения  населения  и
трудовых  ресурсов  в  разных   формах.   Это   и   добровольные   мигранты,
пользующиеся  правами   и   возможностями,   предоставленными   им   мировой
цивилизацией и международными рынками труда для выбора  места  жительства  и
работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров  не  по  своей
воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм  положения
таких мигрантов в отдельные исторические  периоды,  и  годы  превращаются  в
глобальные  проблемы.  Их   разрешение   требует   широкого   международного
сотрудничества.
    Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее  непосредственно  размеров,
особенностей и последствий миграционных процессов на  международном  уровне,
столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран  по  разрешению
острых  ситуаций  и  коллективному   регулированию   миграционных   потоков.
Организационно-институциональные,    нормативно-правовые    и     финансовые
механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на  глобальном  (в  рамках
ООН  и  других  организаций),   региональном   (региональные   экономические
организации) и национальном  (в  основном  промышленно  развитыми  странами)
уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в  сфере
международной  миграции  населения  и  нормализовать  миграционные   потоки.
Последнее десятилетие  нашего  столетия  характеризуется  тем,  что  страны-
импортеры  и  страны-экспортеры  трудовых   ресурсов   вносят   существенные
коррективы в свою миграционную политику.
      Межстрановая миграция населения  и  трудовых  ресурсов  возникает  при
наличии значительного  контраста  в  уровнях  экономического  и  социального
развития   и   темпах   естественного   демографического   прироста   стран,
принимающих и отдающих рабочую  силу.  Географическими  центрами  иммиграции
являются наиболее  развитые  страны,  такие,  как  США,  Канада,  Австралия,
большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами  от
продажи нефти и бурным экономическим  ростом  (Саудовская  Аравия,  Бахрейн,
Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).
      Внешняя трудовая миграция относится к одному  из  видов  международной
миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей  силы,  как
правило,  из  менее  развитых  в  экономически  более  развитые  страны   на
временную работу с последующим возвращением на родину.
      Мировой  опыт  свидетельствует,  что  трудовая  миграция  обеспечивает
несомненные  преимущества  как  принимающим  рабочую  силу  странам,  так  и
поставляющим ее. Но она способна породить и  острые  социально-экономические
проблемы.
     Сегодня признаются и используются следующие  положительные  последствия
трудовой миграции.
     Прежде всего учитывается, что процессы трудовой  миграции  способствуют
смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей  силы
дополнительного  источника  валютного  дохода   в   форме   поступлений   от
эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта.  По  возвращении  домой
они, как правило, пополняют ряды  среднего  класса,  вкладывая  заработанные
средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
       К  отрицательным  последствиям  трудовой  миграции  следует   отнести
тенденции  роста  потребления  заработанных  за  границей  средств,  желание
скрыть получаемые доходы, «утечку умов»,  иногда  и  понижение  квалификации
работающих мигрантов и т.п.
      Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления  положительного
эффекта, получаемого страной  в  результате  трудовой  миграции,  используют
средства   государственной   политики.   Просчеты   в   выборе    ориентиров
миграционной  политики  вызывают  нежелательную   реакцию   в   виде   роста
нелегальной миграции  и  последующей  социальной  активности  возвращающихся
мигрантов и др. В этой области особенно  очевидны  неэффективность  жестких,
директивных мер и необходимость  косвенных,  координирующих  воздействий  со
стороны государств и правительств.

       2.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.

       Правительство  каждой  страны  суверенно  в  своем  праве  определять
направления и цели миграционной  политики,  при  разработке  комплекса  мер,
регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано  целесообразным  и
необходимым   условием   придерживаться   определенных   правовых   норм   и
стандартов,   закрепленных   в   документах    международных    организаций.
Ратифицируя  международные  конвенции,  страны,   регламентирующие   процесс
трудовой  миграции,  признают  приоритет  норм  международного   права   над
национальным законодательством, что имеет  важное  значение  как  для  самой
страны с точки  зрения  ее  интеграции  в  мировое  сообщество,  так  и  для
мигрантов, чьи права  за  рубежом  существенно  расширяются  и  нуждаются  в
защите.
     Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит  в  том,
что  регулирование  данного  процесса  осуществляется  двумя   (или   более)
субъектами,  воздействующими  на  разные  стадии  перемещения  населения   и
преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер  рабочей
силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то  в
функции  страны—экспортера   рабочей   силы   в   большей   степени   входит
регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
     Во многих аспектах  интересы  стран—экспортеров  и  импортеров  рабочей
силы  оказываются  тесно   переплетенными.   Правовое   выражение   взаимной
заинтересованности   стран,   принимающих    и    направляющих    мигрантов,
осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений  по
вопросам миграции.
     В настоящее время значительное число учреждений и  организаций,  прежде
всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются  проблемами,
связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
      Комиссия ООН по народонаселению  располагает  соответствующим  фондом,
часть  которого  используется  на  субсидирование  национальных  программ  в
области миграции населения. Деятельность  МОТ  в  качестве  одной  из  целей
предусматривает  регулирование   миграции   населения.   Ряд   международных
договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией  здравоохранения),  содержит
специальные  нормы,  которые  касаются  физического  состояния   трудящихся-
мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на  улучшение
образования  трудящихся-мигрантов  и  членов  их  семей.   Возрастает   роль
Международной  организации  по  миграции  (MOM),  целью   которой   является
обеспечение   упорядоченной   и   плановой   международной   миграции,    ее
организация, обмен опытом и информацией по указанным  вопросам.  В  Западной
Европе деятельностью, связанной с обеспечением  и  защитой  прав  трудящихся
мигрантов, занимается  Межправительственный  комитет  по  вопросам  ми-фации
(СИМЕ).
     Одной из основных идей Конвенции МОТ  о  трудящихся-мигрантах  является
признание  государствами,  ратифицирующими  данный  документ,  равенства   в
отношении   мигрантов   независимо    от    их    национальности,    расовой
принадлежности,  религии,   пола   и   т.п.   Конвенция   содержит   статьи,
направленные  на  регулирование  условий,  при  которых  трудящиеся-мигранты
будут иметь равные с гражданами принимающего государства права  в  вопросах,
определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
     • организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и  обеспечения  их
необходимой информацией (ст. 2);
      •  принятием  мер  против  недостоверной  информации  и  пропаганды  в
отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
     • принятием мер, облегчающих все стадии миграции:  отъезд,  перемещение
и прием мигрантов (ст. 4);
     • организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
     • разрешением переводить на родину заработок и  сбережения  трудящихся-
мигрантов (ст. 9).
    Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения  и  условий  труда
мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного  имущества,  рабочих
инструментов    и    оборудования.    Посреднической    деятельностью     по
трудоустройству мигрантов могут заниматься:
     • наниматель или лицо, находящееся у него на службе  и  действующее  от
его  имени,  при  наличии  разрешения  от  компетентных  властей  и  под  их
контролем;
     • частное  агентство,  получившее  на  это  предварительное  разрешение
компетентных  властей  территории,  на   которой   данные   операции   будут
производиться, при соблюдении условий и в тех случаях,  которые  могут  быть
предусмотрены либо законодательством  данной  территории,  либо  соглашением
между компетентными органами принимающей и направляющей стран.
      В данной  Конвенции  также  указывается,  что  лицо  или  организация,
способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему  наказанию.  В
ней  подчеркивается  также  необходимость  письменного  оформления  трудовых
контрактов и  соблюдения  права  трудящихся-мигрантов  на  получение  данных
документов с указанием сроков найма, условий и  содержания  труда  и  уровня
его оплаты.
      Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов  с  гражданами  страны
пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в  тех  странах,
где  это  предусмотрено  национальными  законодательствами,  —   возможность
участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При  этом
оговаривается,   что   заработная    плата    трудящимся-мигрантам    должна
выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
      Международными стандартами  предусматривается  также  возможность  для
трудящихся-мигрантов  получить  образование  или  повысить  квалификацию   в
стране пребывания.
       Конвенция МОТ, принятая в 1962 г.,  гарантирует  равноправие  граждан
стран  пребывания  и  иностранцев  или  лиц  без   гражданства   в   области
социального  обеспечения.  Государства,   принявшие   настоящую   Конвенцию,
обязуются соблюдать по отношению к  гражданам  любого  другого  государства,
подписавшего  данную   Конвенцию,   равенство   в   социальном   обеспечении
независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства  по
желанию сторон могут предусматривать одну  или  более  социальных  гарантий:
медицинское  обслуживание,  пособие  по   инвалидности   в   случае   потери
трудоспособности,   пенсионное    обеспечение,    пособие    по    временной
нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.
      Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять  на  своей
территории  нелегальную  миграцию  и  принимать  необходимые  меры   по   ее
сокращению. Конвенция  содержит  требования,  предъявляемые  государствам  в
отношении  равенства  в  образовании,  занятости,  социального  обеспечения,
участия в профсоюзах и прочих гражданских прав  и  социальных  гарантий  для
лиц, находящихся на территории государства на законном основании в  качестве
трудящихся-мигрантов или членов их семей.
      Ратификация заинтересованными государствами  международных  конвенций,
регламентирующих процесс трудовой миграции,  является  необходимым  условием
для их осуществления.

    3.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

     Страны—импортеры  трудовых  ресурсов,  которые   постоянно   испытывают
потребности  в  привлечении  рабочей  силы,  свою  иммиграционную   политику
основывают прежде всего на мерах регулирования численности  и  качественного
состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
       В  качестве  инструмента   регулирования   численности   используется
показатель  иммиграционной  квоты,   который   ежегодно   рассчитывается   и
утверждается в стране-импортере.
        О  высоких  требованиях  к   качеству   прибывающей   рабочей   силы
свидетельствует необходимость прохождения процедуры  признания  имеющихся  у
мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а  также
имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним  из
распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение  на
въезд в страну выше у более молодых претендентов.
         К  числу   требований,  предъявляемых  к  качеству  рабочей   силы,
относят:
    • требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта;
       • дополнительные  профессиональные  требования,  относящиеся  к  ряду
специальностей или  профессий  (в  США,  например,  иностранный  программист
должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть  знакомым  с
соответствующими компьютерными системами);
         • ограничения личностного и психологического плана. Так,  например,
претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь  «добрый  характер».  В
США  издавна  ограничен   въезд   для   представителей   любой   из   партий
тоталитарного типа.
         Значение  того  или  иного  качественного   признака   при   отборе
иммигрантов  не  является  постоянным  и  может  меняться  в  пользу  других
приоритетов. Вместе с  тем  по  ряду  важнейших  характеристик,  таких,  как
возрастной  ценз,  наличие  трудового  сертификата,  обладание  определенной
профессией и профессиональной подготовкой, требования  достаточно  устойчивы
во времени.
      Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается  также
в  предоставлении  льгот  отдельным  категориям   мигрантов   с   целью   их
привлечения в страну.  Так,  приоритетным  правом  получения  разрешения  на
иммиграцию пользуются  бизнесмены,  предполагающие  открыть  дело  в  стране
пребывания.
     Одной из целей иммиграционной политики  является  защита  национального
рынка труда от  неконтролируемого  притока  иностранной  рабочей  силы.  Для
осуществления этой цели государства-импортеры применяют  меры,  направленные
на  сокращение  или  предотвращение  иммиграции,  а  также   на   сокращение
иностранной рабочей силы в стране пребывания.

      4.ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ  РЕСУРСОВ.

     Международная  организация  труда  так  определила  цели  эмиграционной
политики   стран-экспортеров:    эмиграция    трудовых    ресурсов    должна
способствовать сокращению безработицы, поступлению от  трудящихся-эмигрантов
валютных средств, которые  используются  для  сбалансированности  экспортно-
импортных  операций;   эмигрантам   за   рубежом   должен   быть   обеспечен
соответствующий  жизненный  уровень;  требование   возвращения   на   родину
эмигрантов  сочетается  с  приобретением  последними  в  зарубежных  странах
профессий и образования.
      Современная   международная    трудовая    миграция    характеризуется
активизацией и ростом влияния стран  —  экспортеров  рабочей  силы,  которые
применяют различные методы и средства  для  достижения  целей  эмиграции,  а
именно:
    • методы и средства  защиты  интересов  государства-экспортера  трудовых
ресурсов путем регулирования масштабов  эмиграции  и  качественного  состава
эмигрантов,   выезжающих   за   пределы   страны.   Большинство   государств
демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих  граждан  на
свободное  перемещение.  Некоторые  страны  проводят  политику   сдерживания
эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов  и  при
нехватке  квалифицированной  рабочей  силы,  а  также  при   неблагоприятной
демографической ситуации;
      •  методы  использования  эмиграции  в  целях  обеспечения   ресурсами
экономики страны путем привлечения  валютных  средств  трудящихся-мигрантов.
Для этого в национальных банках  открывают  эмигрантам  валютные  счета  под
более высокую процентную ставку, создают им выгодные  условия  использования
своих  валютных  средств  для  приобретения  товаров   и   производственного
оборудования и т.д. Ряд  государств  прямо  обязывает  трудящихся-эмигрантов
переводить в страну происхождения значительную, долю полученной за  границей
заработной   платы.   Государство   привлекает   также   средства    частных
посреднических  организаций,  занимающихся   трудоустройством   граждан   за
границей путем введения обязательных вкладов и страховок;
       • методы  и  средства  по  защите  прав  трудящихся-эмигрантов  путем
использования двусторонних соглашений  и  контрактной  формы  найма  рабочей
силы для  работы  за  границей,  которая  призвана  обеспечить  определенные
экономические и социальные гарантии (по заработной  плате,  оплате  проезда,
жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию  и  т.д.),
а также путем организации учреждений, фондов,  представительств,  назначения
специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за  выполнением  условий
международных соглашений по трудовой миграции, решения  спорных  вопросов  в
стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
      В  посольствах  и  представительствах  некоторых  стран   за   рубежом
назначаются атташе по  труду,  которые  призваны  обеспечивать  защиту  прав
трудящихся-мигрантов,  в  том  числе  разрешение  спорных  вопросов  при  их
размещении, ведение переговоров с работодателями.
      Заслуживает  внимания  опыт  создания  специальных  фондов,  в  задачи
которых помимо контроля за соблюдением прав  трудящихся-мигрантов  и  членов
их семей входит накопление средств (фонда  благосостояния),  предназначенных
для  обеспечения   медицинского   обслуживания,   жилищного   строительства,
расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;
      • меры, способствующие как защите  государственных  интересов,  так  и
прав и свобод трудящихся-мигрантов.
       Государство  стремится  выработать   такой   механизм   регулирования
миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных  интересов  и
его  граждан.  Одним  из  инструментов  реализации  данной  задачи  является
введение порядка обязательного государственного лицензирования  деятельности
по найму граждан для работы за границей.  Цель  лицензирования  —  наделение
правом  посредничества  при   трудоустройстве   за   границей   только   тех
организаций,  которые  обладают  достаточными   знаниями,   опытом   работы,
располагают надежными международными связями и способны  нести  материальную
и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
     • меры, направленные на взаимную защиту интересов  стран—экспортеров  и
стран - импортеров трудовых ресурсов.

     5.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

     Россия не осталась в стороне от миграционных  процессов.  Распад  СССР,
переход к рыночным  отношениям,  экономические  и  политические  перемены  и
неурядицы, межэтнические  столкновения  и  войны  привели  к  тому,  что  на
территории России оказалось в  середине  90-х  годов  около  трех  миллионов
беженцев. Эти потоки беженцев, прежде  всего  из  стран  СНГ  и  Балтии,  не
прекращаются.
      Рост безработицы подтолкнул сотни  тысяч  российских  граждан,  в  том
числе высококвалифицированных специалистов,  трудоустраиваться  за  рубежом.
Это один из крупнейших исходов населения в последние  десятилетия  нынешнего
столетия. На  Конференции  стран  СНГ  в  Женеве  по  проблемам  беженцев  и
эмигрантов  была  признана  безотлагательная   необходимость   международной
помощи. На территории России  оказались  сотни  тысяч  перемещенных  лиц  не
только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.
        Правительство  Российской  Федерации  вынуждено  в   этих   условиях
формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать  поддержки
—  материальной  и  финансовой  —  у  международных  организаций,  развивать
сотрудничество с другими странами на двусторонней  и  многосторонней  основе
по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.
       Выход  России  на  внешние  рынки  труда  предполагает   формирование
полноценной, обоснованной миграционной  политики.  В  России  уже  сложилась
правовая  база   регулирования   миграционных   процессов,   основанная   на
Конституции  Российской  Федерации,   законах   и   законодательных   актах,
постановлениях Правительства РФ, определяющих  порядок  выезда  и  въезда  в
страну,   трудоустройство   российских   граждан   за   рубежом,   меры   по
миграционному контролю и т.д.
       Разработана  федеральная  миграционная  программа.  Правительство  РФ
наметило меры по выполнению задач в области  миграционной  политики  страны,
первоочередными из  которых  являются  регулирование  миграционных  потоков,
преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов  в  этой
области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.
      Практическому претворению в жизнь  конституционных  и  законодательных
норм,  обеспечивающих  права  российских  граждан  на   трудоустройство   за
границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с  Германией,
Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.
      Федеральной миграционной службой России предоставлены  лицензии  почти
150  организациям,  занимающимся  оформлением   трудоустройства   российских
граждан  за  рубежом.  Введение  системы  лицензирования  позволило  пресечь
недобросовестную деятельность со стороны ряда  фирм  и  агентств.  В  то  же
время многие вопросы,  в  том  числе  связанные  с  возвращением  мигрантов,
требуют  дальнейшей  доработки  и  детализации.  Формирование   правовой   и
организационной   базы   регулирования   миграционных   процессов    в    РФ
продолжается.
      Наиболее важные аспекты российской миграционной политики:
   • реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
   • гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
      • обеспечение беспрепятственного возвращения  на  родину  и  помощь  в
адаптации мигрантов.
       Поскольку  Россия  в  международной  миграции  является  одновременно
принимающей и направляющей стороной, при разработке российской  миграционной
политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
      В  области  импорта  рабочей  силы  наиболее  важными  задачами,   как
показывают  складывающаяся  ситуация  и  опыт  зарубежных  стран,  являются:
обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-
мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных  и
качественных  параметров  потока   иммиграции;   обеспечение   рационального
использования    прибывающих   трудящихся-мигрантов   в   экономических    и
политических интересах России. Немаловажное значение,  как  показывает  опыт
стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
      В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной  политики
России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за  счет
сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в  страну  за  счет
денежных  переводов  трудящихся-мигрантов  из-за  границы;  защите  прав   и
обеспечению поддержки российских граждан, работающих за  рубежом;  получению
мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
   Принципиальное  значение  для  РФ  имеет  создание  приоритетных  условий
возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой  целью
намечено  создать  специальную  структуру,  занимающуюся  консультированием,
информационным  обеспечением  возвращающихся  мигрантов  и  оказывающую   им
конкретную помощь. Возможно также предоставление различных  налоговых  льгот
и льготное кредитование. Как и  в  большинстве  стран  мира,  возвращающиеся
мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить  средства  производства  для
последующей производственной деятельности.
        С целью  дополнительного  привлечения  в  страну  валютных  средств,
заработанных мигрантами,  и  их  адаптации  к  условиям  российского  рынка,
требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
    • введение специальных депозитных счетов;
    • продажа земельных участков под строительство;
    • выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы,
хранимые в строго определенных банках;
    • создание альтернативного жилого  фонда  для  льготной  реализации  за
валюту среди возвращающихся мигрантов;
    • открытие валютного счета для  беспошлинного  провоза  машин,  товаров
длительного пользования;
    • создание специального пенсионного фонда.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Подвижность  населения  и  трудовых  ресурсов  —   одна   из   важных
особенностей современных МЭО.
       Страны—экспортеры   и   страны   —   импортеры   трудовых   ресурсов,
международные  организации  по  миграции  совершенствуют   законодательство,
механизм регулирования  миграционных  процессов  и  потоков,  руководствуясь
принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
      Международная организация труда  являете  уникальной  среди  всемирных
организаций в том отношении, что при разработке  ее  политики  представители
трудящихся  и  предпринимателей  обладают  равным  количеством   голосов   с
представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций  состоит  в
принятие конвенций и рекомендаций,  устанавливающих  международные  трудовые
стандарты в  таких  областях,  как  свобода  ассоциаций,  заработная  плата,
продолжительность  рабочего  дня,   социальное   страхование,   оплачиваемый
отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.
      Конвенции налагают обязательства — для государств-членов,  которые  их
ратифицировали,  рекомендации   обеспечивают   ориентир   для   национальной
политики, законодательства,  практики.  Со  времени  основания  МОТ  принято
более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ  контролирует  применение  конвенций
ратифицировавшими их государствами.
       В  России  создана  правовая  и  организационная  база  эмиграции   и
иммиграции   трудовых   ресурсов,   разработана   федеральная   миграционная
программа, заключены двусторонние  соглашения  с  рядом  стран  по  миграции
населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования  России  в
мировое  сообщество  должна  стать  ратификация   международных   конвенций,
регламентирующих процессы трудовой миграции.


      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мировой рынок труда. — М.: Наука, 1994, гл. 1—3.
2. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией
труда. 1919—1986. — Женева, 1988. - С. 1428-1446.
3. Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.,
с.3.
4. Федеральная миграционная программа //«Российская газета», 20 августа
1996., с. 4—6.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская
газета», 16 августа 1996 г.

ПЛАН


   1.Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов.
   2.Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.
   3.Миграционная политика стран – импортёров трудовых ресурсов.
   4.Эмиграционная политика стран – экспортёров трудовых ресурсов.
   5.Миграционная политика Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы.