Масленица


                              МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ
  Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от
языческой культуры. Она справляется за семь недель до Пасхи и приходится на
период с конца февраля до начала марта. Это - веселые проводы зимы,
озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение:
круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче
разгоралось, удлиняя дни.
Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице
предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших
предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства
появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить.

Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие
времена. В старину Масленица считалась самым веселым и разгульным
славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И
хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как
наши предки, Масленица - хороший повод повеселиться.
      Доживем до понедельника
   Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так
любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели
("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для
каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит,
кто кого угощает.


Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу,
наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен
великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.


В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого
раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть,
ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в
понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками,
не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты
наносить, как всю эту неделю праздновать.


В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у
Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на
качелях качалось, с гор мчалось.


Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю
Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору.
Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те
балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.


С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К
молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра
пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.


Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ
они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь "простую радость
человеческого общения" ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с
тещей не помешает.


Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему - разве дело
только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших
родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши
родители! Вот для вашей души блинок!"


Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого
дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились.
Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не мне. Вернее, это мне
комом будет, если забуду, кому первый блин.


Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались
безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим,
не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и
скоморошьи частушки...


Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже
целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки
оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки,
засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы
блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались,
конечно, под неусыпным родительским оком.


Третий день Масленицы, среда - лакомка. В этот день зятья к тещам приходят
на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае,
один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным.
Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не
попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!"


Тещины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет - и
маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А
уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не
угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.


Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день
- широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на
колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве
теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях
нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы!
Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания
продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо
успеть нагуляться перед Великим постом.


Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж
зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным
приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета.
Говорят, "у тещи зятек - любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и
есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня:
пусть посмотрит, как зять тещу привечает.


Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - сестра
мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело
Масленицы - и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю,
чтобы был хороший урожай.


И вот завершающий день - прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все
названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства,
похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С
той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод
уничтожить.
У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало
много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому
в огонь, молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон,
рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Кидали в костер блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни,
перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно
же, девушек, а с ними и тещ - «Теща, люли, поджаривай блины!».
Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.


Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват".-
"И ты меня прости".- "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными
поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших.
Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью,
привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.


Прощеное воскресенье - это еще и день поминовения. Просят прощения у
умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.


По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до
веселья - начнется Великий пост.


В принципе все эти милые развлечения с легкостью повторимы сегодня: на
санках мы катаемся всю зиму, да и блины - чрезвычайно аппетитное блюдо.
Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо
забывать о них и все остальные дни года.
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в
секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки,
большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним
подавались разные  приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр..