Буддизм

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распростране
нных мировых религий.  Приверженцы  этой  религии  населяют  преимущественно
регионы Центральной, Южной  и  Юго-Восточной  Азии.   Однако  сфера  влияния
Буддизма  выходит  за  пределы   указанного   района   земного   шара:   его
последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем  количестве.
 Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии,  Калмыкии  и
Туве.

Буддизм, наряду с Христианством  и  Исламом,  относиться  к  так  называемым
мировым религиям, которые в  отличии  от  национальных  религий  (  Иудаизм,
Индуизм  и  т.д.)  имеют  межнациональных  характер.  Возникновение  мировых
религий -  результат  длительного  развития  политических,  экономических  и
культурных    контактов    между    различными    странами    и    народами.
Космополитический характер  Буддизма,  Христианства  и  Ислама  позволил  им
перешагнуть национальные границы, широко распространиться по  земному  шару.
Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера  в  единого,
всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он  как  бы  соединяет  в  одном
образе все те качества  и  свойства,  которые  были  присущи  многочисленным
богам политеизма.

Каждая из трех  мировых  религий  складывалась   в  конкретной  исторической
среде, в  условиях  определенной  культурно-исторической  общности  народов.
Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.   К  ним
мы и обратимся в данном реферате, где  будет  подробно  рассмотрен  Буддизм,
его происхождение и философия.

Буддизм возник в VI в. до н.  э.  в  Индии,  где  в  то  время  шел  процесс
формирования  рабовладельческих  государств.   Отправной   точкой   буддизма
является легенда об индийском царевиче  Сиддхартхи  Гаутаме.  Согласно  этой
легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью,  стал  отшельником  и
предпринял  поиски  путей  избавления  человечества  от  страданий.    После
семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и  постигает  правильный
жизненный  путь.    и  он  становиться  Буддой  (“пробужденный”,  “достигшим
прозрения”), проповедуя  свой  учения  на  протяжении  сорока  лет.  Центром
учения становиться  четыре  истины.   Согласно  им,  существование  человека
неразрывно связано со страданием.  Реальный мир есть  сансара  -  круговорот
рождений, смертей и новых рождений.   Сущность  этого  круговорота  является
страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса”  сансары,  путем
достижения нирваны(“угасание”),  состояния  отрешенности  от  жизни,  высшее
состояние духа человека, освобожденного  от  желаний  и  страданий.  Постичь
нирвану может только праведник победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены  в  Трип  Итаке  (“тройной
корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях  Будды.  В  нем  в
частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе  и  ее
спасение. Вселенная в буддийской  догматике  имеет   многослойное  строение.
Можно насчитать  десятки  небес,  упоминаемых  в  различных  канонических  и
неканонических сочинениях Хинаяны  и  Махаяны.  Всего  существуют  31  сфера
бытия,  расположенные  друг  над  другом,  снизу  вверх  по   степени  своей
возвышенности и одухотворенности.  Они делятся на  три  разряда:  кармолока,
рупалока и арупалока.
В кармалоку  входят  11  ступеней или уровней сознания.  Это низшая  область
бытия.  Здесь  полностью   действует    карма.   Это    полностью   телесная
материальная   сфера  бытия,  лишь  на  высших  своих   уровнях   начинающая
переходить в более возвышенные стадии.
Уровни с 12-го  по  27-й  относятся  к  более  высокой  сфере  созерцания  -
рупалоке.  Здесь  уже  действительно  не   прямое   грубое   созерцание,   а
воображение, но  оно  еще  связано с телесным миром, с формами вещей.
И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от  формы и от  телесного
материального начала.

 В  Буддизме  оно  из  важнейших  мест  занимает  так  называемое  отрицание
единства   личности.    Каждая   личность   представлена,   как    скопление
“изменчивых” форм.  Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из  пяти
элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания.  Так  же
велико  значение  учения  о   спасение   души,   обретение   ею   покоя,   в
первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на  отдельные
элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся  та  же
личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем  образом,  как  они  были
соединены в  прежнем  воплощении.  Прекращение  круговорота  перевоплощений,
выход из  сансары,  окончательный  и  вечный  покой  -  это  важный  элемент
трактовки  спасения  в  Буддизме.  Душа,  в  буддистском  представлении,   -
индивидуальное  сознание,  которое  несет  в  себе   весь    духовный    мир
человека, трансформируется в  процессе  личных  перерождений  и  стремящиеся
к  успокоению  в  нирване.  При  этом  достижение  нирваны  невозможно   без
подавления желаний, что достигается по средствам  контроля   над  взглядами,
речью, поведением, над   образом  жизни,  над  усилие,  внимание,  и  полная
сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях,  что  лишь
приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально  означает
закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный  вид  перерождения
и называется кармой.  Все поступки в жизни определяются кармой,  но  человек
имеет определенную свободу выбора  в  поступках,  помыслах,  действиях,  что
делает  возможным  путь  к  спасению,  выходу   из   круга   превращений   в
просветленное  состояние.   Социальная  роль  Буддизма  определяется   идеей
равенства людей в страдание и в праве на спасение.  Еще  при  жизни  человек
мог добровольно встать  на  праведный  путь,  вступив  в  монашескую  общину
(сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности,  приобщение  к
миру строгих правил и запретов ( 253 запрета), пять из  которых  обязательны
для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ,  от  воровства,  лжи,
алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Буддизм  обогатил  религиозную  практику  приемом,  относящимся  к   области
индивидуального культа.  Имеется ввиду такая форма  религиозного  поведения,
как бхавана - углубление в самого  себя,  в  свой  внутренний  мир  с  целью
сосредоточенного  размышления  об  истинах  веры,  что  получило  дальнейшее
распространение  в  таких  направлениях  буддизма,  как  “чань”  и   “дзен”.
Многие исследователи считают, что  этика  в  Буддизме  занимает  центральное
место и это делает его в большей степени этическим, философским  учением,  а
не  религией.   Большинство   понятий   в   Буддизме   носит   расплывчатый,
многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо  адаптируемым  к
местным культам и верованиям, способным к трансформации.  Так  последователи
Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными  очагами
распространения религии.

В I в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”)  и
Махаяна (“большая повозка”).   Это  разделение  было  вызвано  прежде  всего
различиями  в  социально-политических  условиях  жизни  в  отдельных  частях
Индии.   Хинаяна,  теснее  связанная  с  ранним  Буддизмом,  признает  Будду
человеком, нашедшим путь к спасению,  которое  считается  достижимым  только
через уход от мира - монашество.  Махаяна исходит  из  возможности  спасения
не только для отшельников-монахов, но и для мирян,  причем  упор  сделан  на
активную проповедническую деятельность, на вмешательство  в  общественную  и
государственную   жизнь.    Махаяна,   в   отличии   от    Хинаяны,    легче
приспосабливалась к распространению  за  пределы  Индии,  породив  множество
толков и течений,  Будда постепенно становится  высшим  божеством,  в  честь
него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается  в  том,  что  Хинаяна
полностью отвергает путь к спасению  для  не  монахов,  которые  добровольно
отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ  бодистав  -  индивидов,
уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели  из-
за того, чтобы помочь в  ее  достижении  и  другим,  необязательно  монахам,
заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.

Ранний  Буддизм  отличается  простотой  обрядности   Ее  главным   элементом
является:  культ  Будды,  проповедь,  почитание  святых  мест,  связанных  с
рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение  ступам  -  культовым
сооружениям,  где  хранятся  реликвии  Буддизма.   Махаяна  к  культу  Будды
добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были  введены
молитвы и разного рода заклинания,  стали  практиковаться  жертвоприношения,
возник пышный ритуал.

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный  упадком
рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII  -  XIII
вв.  он  теряет  свои  прежние  позиции  в  стране   своего   возникновения,
переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом  местных
условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся  в  Тибете  и
Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV  вв.  на  базе  Махаяны.
Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных)  -  монах  в
ламаизм.   Для  ламаизма  характерен  культ  хубилганов  (перерожденцев)   -
воплощений Будды,  живых  богов,  к  которым  причисляются  главным  образом
высшие ламы.  Ламаизму  присуще  массовое  распространение  монашества,  при
этом существенно упростился процесс общения с Богом:   верующему  достаточно
было прикрепить к шесту листок с молитвой,  чтобы  его  колебал  ветер,  или
вложить его в специальный барабан.  Если в  классическом  Буддизме  не  было
образа верховного Бога - творца, то здесь он  появляется  в  лице  Адибузды,
представляющегося  первичны  эвеном  всех   дальнейших   воплощений   Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме  занял
рай.  Если верующий будет выполнять все требования  ламаистской  морали,  то
после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и  блаженная  жизнь  в
раю.  Для характеристики ламаистской картины мира имеет  известное  значение
верование в существование  неведомового  идеального  государства  (Шамбалы),
которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной  и
Земли.

В многие годы  своего  существования  Буддизм  распространился  в  азиатском
регионе,  где  во  многих  государствах   оказывает   сильное   влияние   на
общественную  и  политическую  жизнь.   В   Лаосе,   Камбодже   и   Таиланде
руководство церковью принадлежит главам государств.  В странах,  где  сильно
влияние Буддизма, сохраняется множество монахов:  достаточно сказать, что  в
Камбодже монахом является каждый двадцатый  мужчина.   Буддийский  монастыри
выступают в качестве крупных учебных заведений,  которые  являются  центрами
просвещения и искусства.

В  нашей  стране  Буддизм  представлен  в  основном  в  качестве   Ламаизма.
Буддийской  религии  придерживаются  многие  народы,   населяющие   Сибирь..
Деятельность ламаистского духовенства   возглавляется  Центральным  Духовным
Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.   Председатель  управления
носит  сан   бандидо-хамболабы   и     находиться   в   Иволгинском   дацане
(монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.



Реферат на тему “Буддизм”
         Введение:
                  Буддизм - одна из трех мировых религий.
         Основная часть:
                  Появление Буддизма.
                  Основные положения и постулаты
                  Отношение к земной жизни
                  Махаяна и Хинаяна - основные ветви Буддизма
                  Ламаизм.
         Заключение:
                  Буддизм в современном мире.



Литература:
     1. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970.
     2. Научный атеизм М.,Политиздат,1973.