Книги по экономике
Книги по маркетингу, рекламе и PR

33


СПРОС КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА

Тема 3. Спрос как объект маркетинга

Вопросы:

3.1.      Понятие и типология потребностей

3.2.      Типы потребителей

3.3.      Моделирование потребительского / покупательского поведения

3.4.      Понятие и виды спроса

3.5.      Факторы и закономерности спроса

3.6.      Консьюмеризм и его значение для маркетинга

3.1.   Понятие и типология потребностей

Потребность является объектом изучения и формирования для маркетинга. Рас­смотрим основные понятия, используемые маркетингом и связанные с потребностью.


Основные понятия


Таблица 3.1


 

Понятие

Определение

Нужда

Чувство, что недостаток чего-либо наносит ущерб хозяйству или об­разу жизни потребителя.

Потребность

Осознанное (принявшее специфическую форму в соответствии с личностью) чувство нужды, необходимости или желание.

Потребитель

Субъект рынка, использующий материальные или духовные блага для собственных целей, но не для перепродажи. Это понятие не идентично понятию «покупатель»: процесс покупки и потребления может осуществляться как одним, так и несколькими субъектами.

Потребление

Процесс использования материальных или духовных благ, услуг для удовлетворения потребностей.

Спрос

Потребность, предъявляемая на рынок и подкрепленная деньгами.

нужда

1


потребность


доход


I

СПРОС

I

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Рис. 3.1 Взаимосвязь основных элементов формирования и реализации спроса

34


СПРОС КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА


 


- \ Формат: Список


Различие между нуждой и потребностью довольно условно. Зачастую в маркетинге эти понятия даже подменяются друг другом. Так, нередко говорится о потребности в об­щении, потребности в перемещении из одного пункта в другой, потребности в пище. Од­нако, если исходить из данных определений, то все перечисленное - это различные нужды человека, в то время как потребности (т.е. нужда, принявшая специфическую форму) -это, например, посещение ночного клуба с друзьями, поездка на общественном транспор­те и желание съесть жаркое.

Исследование потребностей в маркетинге необходимо, чтобы:

*--------- { Формат: Список

-___ понять причины возникновения и изменения потребностей;

-__ выявить структуру потребностей и их взаимосвязь;

определить перспективы и коммерческие возможности удовлетворения по-требно - ей.

Для того чтобы четко ориентироваться в структуре потребностей, необходимо в первую очередь, выявить факторы, влияющие на их формирование и развитие. Среди наи­более действенных факторов выделяют:

_ исторические;                                                                                                •*

_ национальные;

„географические;

_ возрастные;

_ социально-групповые.



 


Рис. 3.2. Факторы, влияющие на формирование и развитие потребностей


Таблица 3.2

Классификация потребностей

Вид потребности

Признак классификации

По историческому месту потребления

-       прошлые

-       настоящие

-       будущие

По степени настоятельности

-       насущные

-       ненасущные

По степени сопряженности

-       слабо сопряженные

-       сопряженные

-       сильно сопряженные


...202122232425262728293031323334... 
26  |Маркетинг Учебное пособие|Защита фирм от нечестной конкуренции 28  |Маркетинг Учебное пособие|возрастных различиях