Книги по экономике
Книги по маркетингу, рекламе и PR

Спрос потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами. В этой связи нельзя говорить о платежеспособном спросе, т. к. любой спрос по определению пла­тежеспособен, в противном случае это – потребность.

Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте. Не всякое желание иметь товар явля­ется спросом. Только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансо­выми возможностями покупателя. Можно сказать, что рынку предъявляется не сама по­требность, а ее платежеспособный представитель – покупательский спрос.

Покупательский спрос – сложное явление, складывающееся из различных элемен­тов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональ­ные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облег­чает его регулирование.

Таблица 3.10

Классификация спроса

Признак классификации                                         Вид спроса

По числу объектов спроса

-       макроспрос – спрос всего населения на товарную
группу или совокупность товаров

-       микроспрос – спрос целевого рынка на отдельный
товар или его ассортиментную разновидность

По состоянию рынка

-        негативный

-        отсутствующий

-        скрытый

-        чрезмерный

-        полноценный

По формам образования

-       потенциальный (закрытый)

-       формирующийся

-       сложившийся

-       нерегулярный: сезонный, рекреационный, днев­
ной, часовой

-       отложенный (накапливаемый)

-       панический (ажиотажный)

48


СПРОС КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА

 

По тенденциям

-        растущий (интенсивный)

-        стабилизировавшийся

-        угасающий (сокращающийся, спад спроса)

По покупательским намерениям

-        твердосформулированный (жесткий)

-        альтернативный (мягкий, компромиссный)

-        спонтанный (импульсивный)

По социально-демографическим груп­пам потребителей

-        спрос лиц (семей)

-        спрос половозрастных групп населения

По месту покупки

-        глобальный

-        региональный

-        городской

-        сельский

-        базовый

-        мобильный

По степени удовлетворения

-        удовлетворенный

-        условно удовлетворенный

-        неудовлетворенный

По времени формирования и предъяв­ления на рынке

-        прошлый

-        настоящий

-        будущий

Классификации спроса по состоянию рынка помогает маркетингу фирмы оценить спрос с целью выработки определенной рыночной стратегии. Не менее важно для маркетинга классифицировать спрос и по другим признакам, позволяющим выявить закономерности в формировании и развитии спроса, учесть их при разработке рыночной стратегии маркетинга. Так, классификация спроса по тенденциям напрямую связана с этапами жизненного цикла товара, а выявление различий спроса по социально-демографическим группам потребителей имеет решающее значение для сегментации рынка и определения его емкости.

Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие воз­можности направленного воздействия продавца на покупателя как способами рекламы, так и методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некото­рым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального раз­мещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, ее информативности (мерчендайзинг).


...303132333435363738394041424344... 
36  |Маркетинг Учебное пособие|на рынке присутствует незначительное число крупных покупателей; 38  |Маркетинг Учебное пособие|спроса по време­ни формирования и предъявления на рынке. Прошлый спрос – это спрос, реализованный или неудовлетворенный за какой-то минувший отрезок времени, его оценка