Книги по экономике
Книги по маркетингу, рекламе и PR

50


СПРОС КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА


Факторы спроса Физиологические

Национально-климатические


Характеристика Естественные (физические) свойства человека, определяющие естественные границы потребления, потребительские привычки. Национальные традиции потребления, особенности климата.


Спрос – закономерное экономическое явление и поэтому может быть изучен. Среди основных закономерностей спроса, которые используются в маркетинге для воздействия на него, следует отметить следующие:

1.     Зависимость уровня спроса и структуры от цен (закон спроса);

2.     Зависимость уровня спроса от ;

3.     Зависимость спроса от качества товара при совокупном влиянии на спрос цен и до­ходов;

4.     Зависимость структуры спроса от ;

5.     Зависимость структуры спроса от доли постоянных покупателей;

6.         Зависимость уровня индивидуального спроса от доли иждивенцев.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, кото­
рые могут быть приобретены при каждом уровне цены: при прочих равных условиях по
низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.


Цена


Цена


 


Спрос

а) для большинства массовых товаров


Спрос

б) для престижных товаров


Рис. 3.11. Функция взаимосвязи цены и спроса

Предпринимателю необходима информация о том, как может измениться спрос под воздействием ряда факторов, при этом особую важность представляет спроса при изменении цены, или ценовая эластичность. Ценовая эластичность спроса оп­ределяется чувствительностью покупателей к изменению цен на товары и услуги, которые они приобретают:

уу

Ахх

Э=

где ∆у

∆х

у ~ х -или

– изменение спроса; изменения цен; средний уровень спроса; средняя цена


Э

темп прироста спроса

темп прироста цены

В качестве показателя спроса, как правило, используется товарооборот (в нату­ральных единицах или денежных, т.е. , ).

51


СПРОС КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА

Если небольшие колебания цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции, то спрос принято называть эластичным. В этом случае коэффици­ент эластичности спроса по цене больше единицы. Из рис. 3.12 (кривая А) видно, что снижение цены с Р1 до Р2 ведет к значительному увеличению спроса (с Q1эл. до Q2эл.).

Если значительное изменение цены сопровождается незначительным изменением спроса, то он является неэластичным. При неэластичном спросе коэффициент эластично­сти (по модулю) всегда будет меньше единицы. Рис. 3.12 (кривая Б) показывает, что паде­ние цены ведет к относительно небольшому росту спроса.

Пропорциональное изменение спроса и цены получило название единичной эла­стичности.

Цена (P)

Q1нэ     Q2нэ        Q1эл                              Q2эл       Спрос (Q)

Рис. 3.12. Кривые эластичного и неэластичного спроса

Различные товары по-разному реагируют на изменение цены. К товарам неэла­стичного спроса относятся товары первой необходимости, товары, совсем или почти не имеющие замены и относительно недорогие товары. Неэластичность спроса может быть обусловлена отсутствием выбора у покупателя, повышением качества продукта, наличием и т.п.

Известны и другие зависимости. Парадокс Вебелена (эффект богатства) – рост спроса на предметы роскоши (прежде всего, на ювелирные изделия) при повышении цен на них. Па­радокс Джиффена (эффект бедности) – рост спроса на товары первой необходимости при по­вышении цен на них – повышение цен делает товар менее конкурентоспособным, он замеща­ется в потреблении Эффект замещаемости более дешевыми товарами.


...323334353637383940414243444546... 
38  |Маркетинг Учебное пособие|спроса по време­ни формирования и предъявления на рынке. Прошлый спрос – это спрос, реализованный или неудовлетворенный за какой-то минувший отрезок времени, его оценка 40  |Маркетинг Учебное пособие|темп прироста спроса