Книги по экономике
Книги по маркетингу, рекламе и PR

3.6.   Консьюмеризм и его значение для маркетинга

Суверенитет потребителей – это право и реальная возможность потребителя в рамках имеющихся средств приобрести все, что он считает нужным для потребления в условиях свободного выбора продавца, места, времени и других факторов.

Консьюмеризм – организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителя на производителей и торговцев.

В странах с развитой рыночной экономикой различные потребители все чаще вы­ступают на рынке не разобщенно и изолированно, а как организованная масса. Это ус­ложняет деятельность товаропроизводителей и торговцев, которые должны учитывать не только индивидуальные, но совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей абсолютны и неприкосновенны. Обман, низкое качество товаров, невнима­ние к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителей.

Консьюмеризм возник в середине 60-х годов. Его теоретики рассматривают движе­ние потребителей как продукт экономической эволюции, как переход от экономики про­изводителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателя.

В современном мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело ши­рокое развитие. используются периодические издания, реклама, консультации потребителей, независимые экспертизы товаров, судебные иски по некачественным това­рам, просветительская работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств приняты специаль­ные законы о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практи­ку, Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» с целью:

-          содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятий нацио­нального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях);

-          поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям боль­ший выбор при более низких ценах;

-          поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с произ­водством и распределением товаров для потребителей.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В 70-е го­ды опыт развития движения потребителей позволил дать их расширенную трактовку. В настоящее время в мировой практике основными считаются семь прав потребителей.

55


СПРОС КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА

Таблица 3.12

Семь прав потребителей

1.  Право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях доста­точного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя.

2.  Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложени­ем продавца (производителя).

3.  Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, га­рантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять решение.

4.  Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их пользованием.

5.  Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государст­венных и общественных органов.

6.  Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения.


...353637383940414243444546474849... 
41  |Маркетинг Учебное пособие| Электронная библиотека бесплатных учебников 5rik.ru 43  |Маркетинг Учебное пособие|Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений