Книги по микроэкономике
Книги по управлению предприятием

Алексашина П.А.

Управленческое консультирование и инновационное развитие предприятий региона

УдГУ, Технопарк "Удмуртия", г. Ижевск, Россия

Предприятия, работающие в России, сталкиваются со специфическими для этого рынка сложностями, обусловленными нестабильностью экономики страны. Часто компании годами сохраняют в неизменном виде организацию бизнеса, установленную при создании организации, что мешает ей быстро реагировать на неизбежные изменения экономической ситуации.

Последнее десятилетие в России характеризуется ростом числа специализированных фирм, которые оказывают клиентам комплекс услуг в области управленческого консалтинга: реинжиниринг бизнес-процессов; выбор и внедрение корпоративной информационной системы, управление организационными изменениями.

Этот комплекс услуг помогает клиентам усовершенствовать внутренние процессы, повышая тем самым эффективность деятельности компании в нестабильной среде. Управленческое консультирование представляет собой совместную работу консультанта и клиента по развитию предприятия, результатом которой является реальное улучшение работы фирмы.

Совместная работа может состоять из нескольких этапов:

Изучение предприятия и его диагностика: анализ управленческой структуры предприятия, финансовый анализ деятельности предприятии анализ психологического климата, анализ информационных потоков анализ проблем товародвижения.

Разработка плана действий и рекомендаций для фирмы: по финансовому менеджменту и подготовке бизнес-планов (как для финансовых директоров и главных бухгалтеров, так и для директоров предприятий) по маркетингу, рекламе и продажам, по оптимизации структуры управления и информационных потоков, по подбору и обучению персонала, работа с персоналом (продвижение, создание командного духа мотивация т.д.).

Внедрение рекомендаций: проведение регулярных консультаций с менеджерами предприятия по реализации плана действии регулярное отслеживание результатов проводимых работ (фирм + консультант); подведение итогов и обсуждение отчета о проделанной руководством фирмы.

Дополнительные услуги: организация программ обучения и стажировок, как в России, так и за рубежом, организация презентаций, организация рекламных и PR кампаний.

Реинжиниринг бизнес-процессов направлен на проведение тщательного анализа существующих процессов и внедрение улучшений бизнес-процессов, которые способны быстро обеспечить позитивные результаты для компании, а также сформировать требования к будущей информационной системе предприятия.

Российскими консультантами применяются методологии, основные преимущества которых для клиента состоят в применении моделирования и оценки существующих процессов и их сфокусированном улучшении.

На стадии моделирования и оценки существующих процессов основное внимание сосредотачивается на существующих процессах. Производится сбор соответствующей информации и строится модель существующих процессов. На основе этой информации делается оценка возможности улучшения бизнес-процессов, и определяются области, в которых можно достичь наибольших результатов от улучшения процесса.

Основная задача стадии "сфокусированное улучшение ключевых процессов" - углубленное документирование и анализ текущего состояния ключевых бизнес-процессов. Анализ начинается с выделения критичных процессов и включает определение и проверку требований внешних и внутренних потребителей процессов, описание измерителей эффективности процессов, идентификацию и измерение элементарных процессов, анализ порождающих причин, обусловливающих неэффективное выполнение процессов, определение степени наращивания полезности в ходе их выполнения. Для производственных процессов выполняется также анализ "узких мест" (bottleneck analysis).

Одной из главных проблем компаний, работающих в России, является низкая оперативность и достоверность управленческой информации. Как правило, одна из причин этого - несоответствие между существующей на предприятии информационной системой и растущими потребностями бизнеса.

Консультанты способны помочь клиентам совместить выбор стратегии в области информационных технологий и разработку требований к улучшению бизнес-процессов с внедрением интегрированных систем управления предприятием.

Под внедрением системы понимается выбор и внедрение пакетно-ориентированного решения, адекватно решающего существующие бизнес-проблемы или реализующего перспективные потребности бизнеса предприятия. Выбор готового пакета может быть обусловлен следующими факторами: предприятие намерено улучшить бизнес-процессы, внедряя передовой индустриальный опыт, реализованный в пакете; рынок предлагает достаточно готовых систем, применимых для решения бизнес-проблемы; внутренняя разработка явно менее эффективна, связана с высокими рисками, на сроки внедрения и/или бюджет проекта наложены строгие ограничения.

Проект внедрения корпоративной информационной системы затрагивает следующие области: ведение бизнеса; управление проектом; организация и управление организационными изменениями; прикладные системы; информационно-технологическая инфраструктура.

Жизненный цикл внедрения корпоративной системы по одной из методологий состоит из следующих этапов, планирование; анализ требовании и выбор решения; интеграция и тестирование; внедрение.

Специфичным для методологии внедрения систем является содержание второго и третьего этапов, в которых используются такие техники, как трехуровневая модель оценки систем, матрица приоритетов для выбора стратегий внедрения, техника анализа соответствия пакета бизнес-потребностям, формирование критериев выбора пакета на базе бизнес-моделей и системных архитектур. Предприятие-клиент от услуг управленческих консультантов получает: сокращение затрат на исследование рынка; соответствие выбранного решения потребностям бизнеса; объективная оценка затрат на внедрение и интеграцию; оптимальные сроки внедрения; упрощение процесса модификации пакета; выбор поставщика со стабильной репутацией.

Проводя анализ участников процесса управленческого консультирования в регионе, необходимо отметить присутствие на рынке этих услуг индивидуальных консультантов и фирм с различной организационной формой. На наш взгляд, комплексность управленческих услуг обеспечивают только научно-технологические парки, создаваемые при региональных университетах. Университеты побуждают к сотрудничеству с частными компаниями не только возможность получения от коммерциализации результатов проводимых ими научно-исследовательских работ, но и необходимость поиска дополнительных источников финансирования фундаментальных исследований и наиболее благоприятных возможностей трудоустройства своих выпускников. Расширяется использование таких форм сотрудничества, как консультирование, обмен кадрами, субсидии и контракты на исследования, крупные многолетние контрактные соглашения с корпорациями о проведении университетом исследований в определенной области.

Во многих случаях сотрудничество университетов и промышленности осуществляется в рамках ''научных парков".

С целью активизации инновационной деятельности необходимо, чтобы правительство России и руководство регионов в ближайшей перспективе приняли конкретные программы по развитию наукоемкого бизнеса и научно-технической сферы, учитывая при этом, что развитие новых технологий тормозится при отсутствии инфраструктур поддержки



123456789101112131415... 
4  |Повышение экономической устойчивости предприятий, участников внешнеэкономической деятельности. Условиях совершенствования управления проблемы современных в предприятием бюджетирование в системе. 6  |Оценка динамики фактического состояния и уровня эффективного использования финансовых ресурсов предприятий потребкооперации. Управления условиях совершенствования проблемы предприятием в современных.