Читать онлайн работу по дисциплине: Деньги и кредит

Реферат Финансовая система России



Текст реферата Финансовая система России

Страница: 2 из 6

всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений
этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней
жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого
разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами
человеческих помыслов и деяний. Естествознание смогло создать
непревзойденные образцы натуралистических исследований природы
человека. Но еще большей заслугой этого времени было признание
автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Философия Х I Х – начала ХХ в. гипертрофировала духовное начало
в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу,
а в других – к иррациональному. Хотя понимание действительной
сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более
или менее адекватно формулировалось теми или иными философами
(например, Г.Гегелем), но целостного учения о человеке еще не было.
Этот процесс походил на состояние вулкана, готового к
6
извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков
внутренней энергии. Со временем человек становится в центр
философского знания, от которого идут нити, связывающие его через
общество со всей необъятной Вселенной.
Проявления человеческой сущности крайне многообразны – это и
разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Но какой из
них отличительный? Человек думает, радуется, страдает, любит и
ненавидит, постоянно к чемуто стремится, достигает желаемого и, не
удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.
Платон в своих диалогах говорит: человек – это «двуногое
животное без перьев». Человек действительно, не имея перьев, имеет две
ноги. Но в этом шуточном определении упущено из виду основноесущность
человека. Как заметил Б.Паскаль, человек не теряет своей человеческой
сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств,
когда он теряет перья. А по словам Ф.М.Достоевского, «…самое
лучшее определение человека – это: существо на двух ногах и
неблагодарное». Задумаемся над тем, какой признак самый отличительный
для человека. Этим признаком является, прежде всего, труд. Труд
– не просто отличительный, а сущностный признак человека.
В труде человек постоянно изменяет условия своего существования,
преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися
потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая
творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется
культурой.
Если можно было бы хоть на минуту представить себе, что не было и нет
науки, литературы и всех видов искусства, а также философии, религии,
то перед нами предстанет нечто как бы усохшее в своем опыте до
скудости. И это усыхание человеческого опыта окажется столь
катастрофическим, что вместе с ним испарится и общественно развитый
человек. Останется лишь какоето его уродливое подобие. Труд невозможен
в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный,
социальный. Каждый, как Страницы: 0 1 2 3 4 5 6