Учебная работа по дисциплине Естествознание

Реферат Бихевиоризм



Текст реферата Бихевиоризм

Страница: 2 из 13

рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно
формировавшийся в 60-е гг. Новым по отношению к тому , о чем мы
говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать
пов е дением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за
опытом других и т е ми подкреплениями, которые сопутствуют тому или
иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб» Это
важное отличие предполагает, что п о ведение человека становится
когнитивными, т. е. Включает непременный познав а тельный компонент, в
частности, символический. Этот механизм оказывается ва ж нейшим в
процессе социализации, на его основе формируются способы реализации
агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать
экспер и ментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта
Бандуры (р.1925). Испытуемым (три группы 4-летних детей) показывали
фильм, герой которого изб и вал куклу; начало фильма было одинаковым
для всех групп, завершение же было различным: в одном случае «героя»
хвалили, в другом – порицали, в третьем – ре а гировали
нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была
такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением. В группе,
которой д е монстрировался вариант с порицанием , проявлений агрессии
в отношении этой куклы было значимо меньше , чем у представителей
других групп, хотя они помн и ли, как вел себя «герой» . Равным
образом наблюдение может не только формир о вать новые формы
поведения, но и активизировать усвоенные, но до того не проя в
лявшиеся.
В связи с этим Бандура своеобразно трактует проблему наказаний и
запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый по существу
демонстрирует ему агре с сивную форму поведения, находящую
положительное подкрепление – в виде успеха в принуждении,
самоутверждения; это означает, что ребенок, даже послушавшись,
усваивает возможную форму агрессии. Негативно Бандура относится и к
средствам массовой информации, пропагандирующим насилие, в частности,
к фильмам, пол а гая, что в развитии ребенка они играют роль «обучения
агрессии».
Как уже говорилось, представители теории среды утверждают, что человеч
е ское поведение формируется исключительно под воздействием
социального окр у жения, т.е. определяется не «врожденными», а
социальными и культурными факт о рами. Это касается и агрессивности,
которая является одним из главных препятс т вий на пути человеч е
ского прогресса.
Уже философыпросветители рьяно отстаивали эту идею в самой
радикальной ее форме. Они утверждали, что человек рождается добрым и
разумным. И если в нем развиваются дурные наклонности, то причиной том
– дурные обстоятельства, дурное воспитание и дурные примеры.
Многие считали, что не существует психич е ских различий между полами
и что реально существующие различия между людьми объясняются
исключительно социальными обстоятельствами и воспитанием. След у ет
отметить, что в противоположность бихевиористам эти философы имели в
виду вовсе не
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13